Статья Кукольный театр как средство активизации познавательной деятельности младших школьников


Лаврик Алла Анатольевна,
МБОУ Гимназия № 21 г. Батайск
Кукольный театр как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Проблема активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. И это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся.
Г.И. Щукина определят познавательную деятельность как «процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения» [5, с. 27]. Н.А. Корф, идентифицировал познавательную деятельность с чувством удовольствия и обращал внимание на методические приёмы, которые доставляют детям это чувство удовольствия от ощущения продвижения и собственной силы (новизна, сходство изучаемого с тем, что уже знакомо, и т.п.). Приятные ощущения вызывают в свою очередь волю и внимание [Корф, цит. по 20, с. 284].
Также одной из важных проблем современной школы выступает проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей и потери интереса к учению. Для привития обучающимся положительных мотивов учения необходимо максимально приблизить школьное образование к их жизни, к их потребностям и интересам. В.А. Сухомлинский призывал к тому, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребёнка до школы, не закрыли перед ним двери класса. Ребёнок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше.
Необходимо также отметить, что преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно большое значение для активизации познавательной деятельности. Без учета психических процессов младших школьников невозможно правильно активизировать познавательную деятельность учащихся начальной школы. Занятия младших школьников в кукольном театре могут способствовать развитию указанных выше психических процессов.
Необходимо отметить, что игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры» [17, с. 486].
Кукольный театр и участие детей младшего школьного возраста в нем может сыграть большую роль в формировании личности ребенка и в активизации его познавательной деятельности. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Введение театрального искусства в общеобразовательную школу способно повлиять на эффективность учебно-воспитательного процесса. Активизация познавательной деятельности, сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество в школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, который постоянно перерастает в работу (обучение).
В современной методике возможности школьного кукольного театра трудно переоценить. Этот вид деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох и имеет глубокие исторические корни. Еще в начале XII века в Киевской духовной академии существовал школьный театр, где силами воспитанников ставились интермедии, строившиеся на бытовом материале. В XVIII веке школьные театры создавались в Москве в Славяно-греко-латинской академии, хирургической школе, в Петербургском Шляхетском корпусе, в некоторых провинциальных учебных заведениях.
Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка.
Сцена обладает уникальной особенностью: здесь ты можешь быть самим собой, можешь высказать свою боль и обиду, мысли и переживания, причем не от своего имени, а от имени героя. Театральная педагогика и театральные технологии имеют определенные возможности в разрешении таких важных проблем, как активизация интереса к учебе, нравственное и духовное просвещение, совершенствование форм внеурочной деятельности, повышение эффективности урока. Искусство является тем видом человеческой деятельности, который в системе эмоционально-художественных образов создает целостную картину [25].
Кукольный театр охватывает разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, танцы, художественное слово и игру артистов. Все это оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, как на зрителей, так и на исполнителей ролей. Мысли и идеи, заложенные в сценарии и исходящие со сцены, воспринимаются гораздо острее и полнее, чем те же мысли прозвучавшие в обычной беседе или на уроке.
В начальной школе театральное творчество приобретает особое значение. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.
При использовании на уроках элементов театрализации, инсценировки стихов и произведений, задач в стихах, заданий в занимательной форме количество отвечающих детей возрастает. Очевидно, что интерес к учебной деятельности и познавательная деятельность школьников возрастает.
Таким образом, можно говорить о том, что при использовании элементов театрализации, инсценировки, кукольного театра активность учащихся возрастает, развиваются психические процессы, формируется интерес. Все это способствует активизации познавательной деятельности младших школьников.
Литература.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2005.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002.
Школьный театр в начальной школе / А.А. Кияновский, С.Н. Санько. – М.: Чистые пруды, 2007
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., Просвещение, 1979.