Модифицированная программа естественно-научного направления Юный цветовод.






МКО ДО ОЛЬХОВАТСКИЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ



Дополнительная общеразвивающая программа


«Юный цветовод»

Возрастная категория:
обучающиеся 7-13 лет
Срок реализации: 1 год

Ясеновская Е.П.
Педагог дополнительного образования
























р. Ольховатка 2016год.
Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у детей младшего и среднего школьного возраста, умений и навыков в творческой деятельности, формирует инициативу, самостоятельность, изобретательность, художественный вкус.
Анализ существующих программ  показал, что все они направлены на довольно узкий круг интересов детей – это или программы включающие в себя изучение окружающего мира и явлений, происходящих в нем, или направленные на развитие творческих способностей ребенка, желание что-то создавать своими руками. Но интерес школьников к однообразным видам деятельности быстро теряется, дети уже не так внимательны на занятиях, быстрее устают, а соответственно пропадает интерес к деятельности в кружке. Поэтому была создана программа, которая смогла бы сочетать в себе интересные теоретические данные о мире цветов и желание детей создавать собственные творения.

 Цель: оказать помощь школьникам , проявляющим интерес к составлению цветочных композиций, выращиванию декоративных растений, работе с бумагой при составлении цветочных аранжировок.
 
Программа ставит задачи:
-         закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, рисования и способствовать их систематизации;
-         пробуждать любознательность и интерес к природе;
-         формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
-         развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
-         воспитывать умение работать коллективно.
В ходе реализации программы широко применяются различные наглядные средства обучения: натуральные объекты – живые цветы, сухоцветы, комнатные растения, плакаты, фотографии.
Для более комфортного пребывания детей на занятиях используются аудиозаписи.
В ходе занятий используются карточки-задания, игровые моменты: отгадывание кроссвордов, загадок.
На занятиях особое внимание уделяется трудовому воспитанию детей.
Но наиболее важным является то, что каждая тема занятий подчинена эстетическому воспитанию детей.
Программа предназначена для учащихся начальной и средней школы. Оптимальный вариант работы по программе – организация 2-х часовых занятий 2 раза в неделю, в течении учебного года.

 Учебно-тематический план 1-го года обучения
Объединения «Юный цветовод»


п\п

Наименование тем


Количество часов

В том числе:







теоретические



практические

1.



Вводное занятие

2

2

-

2.
Значение цветов в жизни человека. Цветы в легендах, сказках и стихах.


4

4

-

3.

Работа с природными поделочными материалами.

8

1

7

4.


Составление цветочных композиций из сухостоя.


18


2


16


5.





Изготовление цветочных композиций из бумаги.





18


2


16



6.
Изготовление кашпо для цветов в технике макраме.


16

2

14


7.
Выставка.

2

-
-


8.

Изучение садовых цветов.


16

2

14


9.
Выгонка цветов.

6
1
5


10.

Изучение комнатных растений .


16

2

14


11.


Вегетативное размножение комнатных растений.


4

1

3


12.

Уход за комнатными растениями.


8

1

7


13.

Составление календаря подкормок комнатных растений.

4

2

2


14.


Наблюдение за ростом и развитием растений.


4

1

3


15.

Выращивание рассады однолетников.


8

1

7

16.
Высаживание рассады в грунт.
10
1
9


Итого:
144




Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Ознакомление с планом работы кружка. Техника безопасности с колющими и режущими предметами.
Практическая работа (1 час): Изготовление из бумаги и природных материалов поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся.
 
2. Значение цветов в жизни человека. Цветы в легендах, сказках и стихах.
История цветоводства. (4 часа).
 
3. Работа с природным поделочным материалом (8 часов).
Правила сбора, хранения материала. Инструменты, используемые при работе с природным материалом. Моделирование из шишек, желудей, каштанов, листьев, семян.
Экскурсия в природу за поделочным материалом. Изготовление картин-панно, используя листья, кору, семена. Изготовление композиций из шишек, каштанов, желудей.
4.Составление цветочных композиций из сухостоя (18 часов)
Особенности сухих растений. Различные виды сушки растений (прессование, подвешивание). Хранение сухих растений. Виды аранжировок из сухих растений. Изготовление панно, картин,венков и гирлянд из сухих растений.
5. Изготовление цветочных композиций из бумаги (18 часов)
Поделочные материалы: бумага картон. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления, применяемые при работе с бумагой и картоном: нож, ножницы, шило, кисточки для клея и красок. Правила пользования ими. Оригами. Базовые формы оригами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги и картона. Художественное оформление и способы сборки поделок. Изготовление из бумаги плоских и объемных аппликаций. Изготовление поделок по типу оригами.
  6. Изготовление кашпо в технике макрамэ. (16 часов)
Основные понятия о макрамэ. Материалы для использования. Простейшие узлы.  Изготовление кашпо для цветов в технике макрамэ.
  7. Выставка творческих работ. (2 часа)
  8. Изучение садовых цветов (16 часов)
Понятия о садовых растениях. Изучение основных видов садовых растений. Их сорта, агротехника.
  9. Выгонка цветов (6 часов)
Познакомиться с понятием выгонки цветов. Выгонка тюльпана.
Изучение комнатных растений (16часов)
Понятия о комнатных растениях. Изучение основных видов комнатных растений. Их сорта, агротехника.
Вегетативное размножение комнатных растений. (4 часа)
Размножение комнатных растений листовыми, стеблевыми черенками, корневищными отпрысками, луковицами, усами. Условия необходимые для черенкования. Черенкование комнатных растений.Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, воздушными отводками.
 
12. Уход за комнатными растениями. (8 часов)
Основные приемы ухода – полив. Рыхление, образка сухих листьев, подкормка, пересадка, перевалка, требовательность растений к условиям произрастания (теплу, свету, влаге). Пересадка комнатных растений путем деления. Определение необходимости пересадки и перевалки растений. Практическая работа по прищипке, образке растений. Уход.
 
Составление календаря подкормок комнатных растений.(4часа)
Написание и ведение подкормок цветов.
наблюдение за ростом и развитием растений.(4часа)
Наблюдение и уход растений.
15.Выращивание рассады однолетников. (8 часов)
Условия необходимые для выращивания рассады в теплице. Значение выращивания цветочно-декоративных растений вегетативным способом. Посев семян. Написание и установка этикеток на ящиках. Уход за посевами.

·  16. Высаживание рассады цветов  в грунт. (10 часов)
Агротехнические правила высадки рассады в грун. Подготовка почвы. Подготовка рассады и высадка ее в грунт, уход за высаженной рассадой.
Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

- гуманистические ценности;
- личностный смысл в учении;
- саморазвитие, самовыражение, самоопределение;
-личностное самоопределение по выбору будущей профессии, социализация.
Метапредметные результаты:
-приобретение универсальных учебных действий в самостоятельном исследовании природных объектов;
-сформированность следующих компетенций:
общекультурных:
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- стремление к саморазвитию и социализации;
- обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- Коммуникативных:
- обучающийся научится задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, работать в паре, группе, эффективно сотрудничать, использовать приемы поиска информации в Интернете;
- обучающийся получит возможность научиться последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию, вступать в диалог, оказывать помощь партнерам.
- Познавательных:
- обучающийся научится проводить проектирование под руководством педагога дополнительного образования.
- обучающийся получит возможность ставить проблему, аргументировать ее актуальность, выдвигать гипотезы о взаимосвязях в природе, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся должен знать:
- агротехнику выращивания декоративных растений;
-

Обучающийся должен уметь:
- применить в практике знания, полученные при изучении теории;
- распознавать ассортимент цветочно-декоративных растений;
- давать краткие, четкие и логичные ответы на все поставленные вопросы.




Календарный учебный график
Объединение «Юный цветовод».

1 год обучения.



Тема занятия
Кол-во
часов
Месяц
Число
Форма
занятия
Место
проведения
Время проведения

1.
Вводное занятие.

2

сентябрь

2
Рассказ,
беседа
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

2.
Значение цветов в жизни человека. Цветы в легендах сказках и стихах.

4

сентябрь

7,9
Беседа, игровая ,конкурсная форма.

Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

3.
Работа с природными поделочными материалами.

8

сентябрь

14,16,
21,23
Словесные
наглядные
практичес-кие
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

4.
Составление цветочных композиций из сухостоя.

18
сентябрь-
октябрь
28,30,5,7
12,14,19, 21,26
Словесные
наглядные
практичес-кие
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

5.
Изготовление цветочных композиций из бумаги.

18
Октябрь-
ноябрь
28,2,9,11,
16,18,23,25
30
Словесные
наглядные
практичес-кие
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

6.
Изготовление кашпо для цветов в технике макраме.

16

декабрь

2,7,9,14,16,
21,23,28
Словесные
наглядные
практичес-кие
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

7.
выставка
2
декабрь
30

Работы уч-ся.

Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

8.
Изучение садовых цветов.
16
Январь-
февраль
11,13,18, 20,25,27,1,
3
Беседа,
рассказ
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

9.

Выгонка цветов

6

февраль

8,10,15

Словесные
наглядные
практичес-кие
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

10.
Изучение комнатных растений.

16

Февраль-март
17,22,24,1,
3,10,15,17
Словесные
Наглядные.

Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

11.
Вегетативное размножение комнатных растений.

4

март

22,24

Словесные
наглядные
практичес-кие
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

12.
Уход за комнатными растениями.

8

Март-апрель

29,31,
5,7
Словесные
наглядные
практичес-кие
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

13.
Составления календаря подкормок комнатных растений.

4


апрель

12,14
Словесные
наглядные
практичес-кие
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45

14.
Наблюдение за ростом и развитием растений.

4

апрель

19,21
Словесные
наглядные
практичес-кие
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45


15.
Выращивание рассады однолетников.

8

Апрель- май

26,28,3,5
Словесные
наглядные
практичес-кие
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45


16.
Высаживание рассады цветов в грунт.

10

май

10,12,17,19
24
Словесные
наглядные
практичес-кие.
Назаровская оош
14.00-14.45
15.00-15.45



Итого:
216ч.








МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. В связи с этим предусматривает использование различных методов и приемов в работе по ознакомлению детей с многообразием цветочный и декоративно-лиственных растений, с приемами цветочной аранжировки:
- Экскурсии в природу;
- Конкурсы на лучший букет, композицию, панно;
- Игры и викторины.
Максимальное насыщение наглядными и техническими средствами
обучения способствует лучшему усвоению материала.
По многим темам кружка имеется раздаточный материал: карточки-задания, кроссворды, цветочное лото, гербарии.
Так , для закрепления знаний, умений и навыков детей, используется такой метод , как самостоятельная работа воспитанника – задание в конверте.
Конверты, красочно оформленные и с именами детей также используются при изготовлении различных аппликаций и изделий из бумаги – в них кладутся трафареты, для изготовления той или иной работы.
Использование карточек-заданий позволяет не только формировать у детей знания , но и развивает внимание, наблюдательность, творческое мышление, умение анализировать, обобщать.
Детьми ведется опытническая и исследовательская работа: производится выгонка декоративно-лиственных растений к 8 марта, для весеннего букета, использование различных веществ с целью увеличения сроков хранения цветов в срезе и др.
Все это позволяет детям лучше познать удивительный мир растений с его многообразием красок, форм и цветов.
Глубокое понимание красоты природы и умение восхищаться ею – это основы формирования эстетического сознания детей.
При изучении каждой темы осуществляется природоохранное  воспитание детей.
Материально-техническое обеспечение
Перечень учебного оборудования и расходных материалов.
1. Контейнеры для рассады 11 шт. х 50 руб. = 550 руб.
2. Семена цветочно-декоративных культур 20 шт. х 40 руб. = 800 руб.
3. Стимуляторы роста 5 шт. Х 20 руб. = 100 руб.
4. клей ПВА 11шт. Х 30 руб. = 330 руб.
5. Картон цв. 11 пачек Х 30 руб. = 330 руб.
6. Цветная бумага 11 пачек Х 28руб.=308 руб.
7. Белый картон 11 пачек Х 20 руб.=220 руб.
8. Бархатная цв. бум.11 пачек Х 70 руб.=770руб.
9. Ножницы 11 шт.Х 45руб=495 руб.

ИТОГО: 3 903 руб.
(на 1 обучающегося в год - 354руб.81коп.)


 
 
ЛИТЕРАТУРА:
Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями. – М.:ЗАО Фитон+, 2002.
Кайзер Р. Мой прекрасный сад. – М,: АСТ – Астрель, 2002
Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Издательство Московского университета, 1989
Кияткин  А.Я. Искусство составления букета. – Издательство ЦК компартии Узбекистана, 1982
Мерло А.С. Советы цветоводам. – Минск .: Урожай, 1965
Семина Н.И. Аранжировка цветов. – Барнаул:РИО,1988
Стрельцов Б.Н., Руковишников А.М., Коротанов В.А. Хранение цветов. – М.: ВО Агропрормиздат,1988.
Хесайон Д.Б. Все о комнатных растениях – М.:Кладезь-Букс, 2002
Чуб В.В. Лезина К.Д. Цветы в вашем доме. – М.: Эксмо-пресс, 2000







Заголовок 4 Заголовок 515