СтатьяХудожественная литература как средство патриотического воспитания младшего школьника.


Художественная литература как средство патриотического воспитания молодежи
Хасанова Ольга Викторовна
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего образования «Прогимназия №14 «Журавушка»
Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, на улице, на народных праздниках, мероприятиях – и школе, под руководством учителя.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школьного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах ; знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на уроках, в играх, в труде, в быту.
Практический интерес к данному вопросу на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как нравственной основы государственности, как условие силы русского народа, единства и величия России, могущества государства. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический багаж средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературного чтения. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. В младшем школьном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в младшем школьном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Поэтому, ежедневно, в группе продленного дня, читая детям вслух разные художественные произведения, я определила для себя, что это имеет большое значение, в воспитании у детей многих нравственных качеств. Используя различные формы литературы вне занятий в неформальной, полу семейной обстановке, приучала детей к естественности художественного слова, его повседневности. Как краткие лекарки народной мудрости – пословицы и поговорки, загадки и прибаутки, так и более объемные – сказки, песни, естественно вплетались в детское сознание стихи, рассказы о Великой отечественной войне, которые являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С.Михалкова, С.Васильева, А. Твардовского, А.Барто о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, являются высокохудожественными средствами воспитания. Дети, сопереживая персонажам А.Гайдара, Л.Кассиля, А.Митяева, впервые осознают жестокость и беспощадность войны, негодуют против фашизма.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Восхищение и удивление, уважение вызывает у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.
На мой взгляд, особенно эффективным в деле патриотического воспитания является внеклассное чтение. Ценность их я еще вижу в том, что эти методы, формы работы может с успехом использовать и классный руководитель, и родители. Представьте себе реакцию школьников любого возраста, когда учитель очень выразительно и с чувством прочтет на уроке литературы рассказ о мальчишках, один день из жизни которых, возможно, перевернет их сознание. Важно после прочтения этого рассказа обязательно помолчать, обратить внимание на реакцию детей и затем попросить высказаться, не задавая никаких вопросов. Открытия обеспечены. О многом  скажет пауза, которая может стать значительнее любых речей.
В. А. Сухомлинский писал: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошел путь к познанию высших интересов». Только с помощью изучения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Список использованной литературы
Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.