Статья Сказка как одно из средств активизации деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе


«Сказка, как одно из средств активизации деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»
Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый за-нимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развёртываются события; при-влекают герои – смелые, сильные, находчивые, удалые люди. Сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают.
Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Образы в сказках колоритны и в боль-шинстве своём они чётко делятся на добрых и на злых, жадных и завистливых.
Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетённых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т.е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни так было всегда. В этом прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Глубоко прав К.Д. Ушинский, называя сказки «первыми блестящими попытками народной педагогики».
Сказка развивает оценочные суждения школьников: в процессе анализа сказки они неодно- кратно сталкиваются с вопросами: «Что больше всего ценится в людях? За что наказывают, а за что поощряют? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?».
Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. Нет на све- те лёгкого хлеба, чтобы хлеб добывать, надо много труда затратить, учит белорусская сказка «Лёгкий хлеб» и сказка «Колосок». Дружба основана на доверии – такова основная мысль украинской сказки «Хроменькая уточка»; за добро отблагодарят добром, а за жадность, человек сам себя накажет – к такому выводу приводит сказка «Каждое своё получил». Счастлив человек, когда он занят любимым делом, приносящим людям радость, - об этом повествует польская сказка «Чудесная яблонька»; наивысшей похвалы и вознаграждений заслуживает трудолюбивый человек, а ленивый вызывает насмешку – эта мысль звучит в русской народной сказке «Про радивую и ленивую», «Хаврошечка».
Сюжет сказки не реален, далёк от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка – ложь, а в ней намёк! Добрым молодцам урок».
Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки. В народной сказке о своей жизни по- вествует сам её создатель – народ. Поэтому отдельные детали повествования о труде, о быте, о материальных лишениях и невзгодах позволяют представить особенности жизни народа. Народ талантлив, трудолюбив, великодушен, мастер на все руки. Примером сказки, ярко передающей этот народ, может служить сказка «Семь Семионов». Каждый из семи братьев по своему талантлив, каждый из них готов прийти друг другу на выручку .
Велико значение сказок – как средства развития речи учащихся. Текст сказок – прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с желанием расска- зывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты, олицетворения), а также принятый в сказках своеобразный синтакси- ческий строй речи, структуру предложений, живость повествования. То есть происходит фор- мирование таких сторон навыка чтения, размышлять, систематизировать.
Сказки любят все. Но особенно дети. Сказка является одним из средств активизации деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Их можно вклю-чать в уроки русского языка, познание мира, математики и т.д., при закреплении и повторе-нии , объяснении изучаемой темы, использовать во внеклассных занятиях.
В практике работы школы появилось немало интересных форм проведения уроков с использованием сказок, сказочных элементов, героев. Это уроки – путешествия, КВН, уроки – «Карнавалы», уроки «Сюжетно-ролевая игра», уроки – сказки, уроки – диалоги. В ходе этих уроков идёт пробуждение самопознания, самовыражения, самовоспитания, самооценки уч-ся.