ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
М.А. Десятова
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России [1, 27].
На современном этапе развития образования и воспитания особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и является важным источником духовно-нравственного воспитания учащихся. В частности литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса может плодотворно развиваться в каждой школе. Занятия литературным краеведением являются важным источником патриотического воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора, развития творческих способностей, позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя.
Литературное краеведение становится массовым явлением. В настоящее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа. Учителя и школьные коллективы накопили опыт краеведческой работы.


В своей работе я хотела бы раскрыть понятие литературного краеведения, определить формы, дать рекомендации по проведению занятий начинающим руководителям творческих объединений.
Итак, литературное краеведение – это изучение местной литературной жизни (края, области, района, города), биографии писателей, связанных с той или иной местностью, где писатель родился, жил, бывал; литературных произведений и художественных  образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края.  Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.).
Классификаций форм внеклассной работы по литературному краеведению много, некоторые ученые делят ее на две категории: эпизодическая и постоянная.[ 2, 143].
К эпизодической внеклассной литературно-краеведческой работе относятся вечера, встречи, концерты. Литературные вечера, в свою очередь, подразделяются на литературно-исторические и литературно-географические, в зависимости от тематики вечера. Тематика вечера охватывает историю края и его природные особенности: жизнь, культуру и быт населения в прошлом и в наши дни. Он может быть посвящен жизни и творчеству одного писателя-земляка или несколькими художниками слова. По способу проведения вечера могут быть: вечера-диспуты, литературно-музыкальная композиция, конкурс, конференция т.д. Самое главное в проведении вечера, чтобы он захватил учащихся, помог полюбить и почувствовать интерес к своему краю. Самое ценное в этой форме - это процесс подготовки и проведения вечера. Учащиеся под руководством учителя смогут самостоятельно подготовить и составить материал. Это придаст особую значимость каждого участника и его заинтересованность в проведении этого вечера. Следующая форма внеклассной работы - это встреча с писателем или с людьми, явившимися прообразами героев произведений, а также с человеком интересной судьбы. Встречи могут проходить не только с самим писателем, но с его близкими и друзьями. Встречи тоже требуют определенной подготовки. Школьники по совету учителя знакомятся с биографией данного человека, читают доступные произведения, намечают план беседы. Хорошо проведенная встреча надолго сохраняется в памяти ее участников. Она пробуждает чувства веры в человека, его моральные и нравственные качества.
Концерты - это эстетическая форма литературно-краеведческой работы. Искусство всегда несет в себе положительные эмоции, изящество и красоту. Это все и должны почувствовать и увидеть школьники во время концерта. Он может быть проведен силами самих учащихся или специально приглашенными певцами, артистами, музыкантами.
Библиотечные занятия. Пользуясь библиотекой, учащиеся могут приобрести опыт публичных выступлений на диспутах, конференциях и приобщиться к творческой и исследовательской деятельности.
Конкурсы: чтецов (при подготовке к конкурсу дети могут использовать стихи Самарских поэтов о Родине, о любимом крае. При подведении итогов конкурса выбираются лучшие чтецы, которые принимают участие в школьном конкурсе стихов о Родине); рисунков (по произведениям Самарских писателей. Дети иллюстрируют литературные произведения и проводят выставку рисунков).
Создание собственных произведений: сочинение рассказов, сказок, загадок, написание мини-сочинений, стихотворений, отзывов о прочитанном.
Постоянная литературно-краеведческая работа проводится в литературных объединениях школьников. Это литературные кружки, клубы, внеурочная деятельность.
Кружок литературных краеведов может объединять учащихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит ревностных пропагандистов художественного слова, помогает развитию творческих способностей молодежи.
Кружки, как и клубы, могут быть с историко-литературным и литературно-творческим уклоном. Историко-литературный кружок объединяет учащихся старших классов, питающих особый интерес к литературе и искусству родного края. Кружок с литературно-творческим уклоном близок к школьному литературному кружку, объединяющему юных поэтов и прозаиков, но их прежде всего интересует природа и литература родного края.
Краеведческий клуб по форме работы похож на кружок, но в отличие от него в его состав входит больше участников. Виды работы клуба: участие в литературно-краеведческих экскурсиях, походах, экспедициях. Там они собирают материал о том или ином писателе, поэте, знакомятся с его памятными местами, посещают природные памятники своего края. Затем участники делают доклады, пишут работы, выпускают альбомы, альманахи, ведут клубную летопись, составляют литературно-краеведческие карты. Своеобразный итог проделанной работе могут быть вечера, встречи, концерты или музей, который создают сами дети.
Мне показались интересными программы внеурочной деятельности «Литературное краеведение Самарского края» Л.М.Недоспасовой ( МБОУ СОШ № 6 г.о. Самара), «Литературное краеведение» (Самарский край) Л.А. Резниковой ( ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица). В свою программу я включила следующие разделы: Литературная Самара ( улицы, названные в честь поэтов и писателей Самарского края и России); Поэты Самарской области; Поэты Красноярского района; Проба пера.
Итак, формы проведения внеклассных занятий очень разнообразны. Успех проведения этих занятий зависит от увлеченности школьников. А в это немаловажную роль играет учитель, который должен в этом и помочь.
Организация работы по изучению литературного краеведения позволила влиять на расширение читательских интересов, обогащение языка и речи учащихся, формирование умения самостоятельно отыскивать, анализировать и обмениваться информацией, воспитание нравственных качеств характера, общей культуры детей, введение в мир толерантных человеческих отношений. Это способствовало повышению творческого потенциала класса, улучшению психологического микроклимата в детском коллективе, положительной мотивации обучения детей.
Таким образом, литературное краеведение является составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Поэтому необходимо уделять ему достаточное внимание в школе, работать над устранением тех трудностей, которые возникают при работе по литературному краеведению.
Список литературы
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина // Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009.- С.27
Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы – М.: Просвещение, 2012, с.143 


15