Снятие проявлений тревожности у младших школьников как одно из условий активизации познавательной деятельности.


Выступление на ТОУ по теме : "Снятие проявлений тревожности у младших школьников как одно из условий активизации познавательной деятельности".
Подготовила учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Терскова О.В.
Тема ТОУ «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности как условие формирования универсальных учебных действий».
Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики - активизация познавательной деятельности учащихся.
Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным УУД относятся:
−положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
−желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
−осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
−осваивать новые виды деятельности,
−участвовать в творческом, созидательном процессе;
−осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
−осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
−стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
(мои слова) Для того, чтобы ребенок мог и хотел учиться, познавать что-то новое, узнавать себя и окружающий мир, у него не должно быть страхов. К сожалению, страхам подвержены и дети, и взрослые. И, конечно, наша задача, как педагогов, по возможности избавить ребенка от всевозможных страхов(можно перечислить основные страхи детей или спросить об этом). Поэтому сегодня мы с вами проведем практический классный час по профилактике немотивированных страхов.
Классный час для младших школьников
с проявлениями тревожности
 (сказка «Как лошадка Лу стала храброй»)
Описанная ниже работа будет полезна для школьников в плане профилактики немотивированных страхов, расширения их эмоционального опыта в ситуациях межличностного взаимодействия. Для работы понадобится черный (темная цветная бумага) картон, ножницы, скотч, листы газеты, волшебный сундучок (пакет).
Вводный комментарий
Дорогие ребята, сегодня мне рассказали о лошадке, которую звали Лу, она всего боялась. И нас попросили отправиться вместе с ней в сказочную страну, чтобы она встретилась там с волшебницей и стала храброй. Поможем? Тогда в путь.

Сказка «Как лошадка Лу стала   храброй».
Маленький ослик по имени Ра смотрел печально в окно. Прошло уже два дня, как он вместе с родителями переехал на новую квартиру. Он очень скучал по своим старым друзьям. Мама его успокаивала:
-Ничего, найдутся друзья и на новом месте.
Но они почему то не находились... Ослик Ра уже начал сомневаться в том, что здесь тоже живут дети. Он видел дядю Слона, тетю Пантеру, очень важного дядю Крокодила, а вот из детей никого. «Наверное, все взрослые здесь не женаты, поэтому и детей у них нет»,- думал Ра.
И вдруг он увидел прелестную, маленькую, белую лошадку. На ней был нарядный красный сарафан и красные туфельки. Чудесные белокурые волосы лошадки стягивала лента высоко на затылке.
-Ну, наконец-то хоть один ребенок!- обрадовался Ра.
Ослик, перепрыгивая через три ступеньки, вылетел во двор и подошел к незнакомке.
-Здравствуй! Давай знакомиться. Меня зовут Ра. А тебя как?
-Ра? Очень странное имя.
-Это сокращенно. А вообще-то, по-настоящему мама назвала меня Моя Радость. Но так длинно, поэтому можно просто Ра.
-А меня зовут Лу. А полное имя Белая Луна. Потому что я родилась беленькой, и той ночью на небе сияла огромная белая луна.
-Здорово! Лу, давай с тобой дружить.
-Я боюсь.
-Чего ты боишься? Дружить?!
-Да. Вдруг ты меня предашь, и мне будет очень больно.
-Да никогда в жизни! - заверил ослик.
-Давай играть в догонялки! - весело предложил Ра.
-Я боюсь, что споткнусь и поломаю ногу. Ра с удивлением посмотрел на лошадку.
-Ну, тогда давай рисовать. Мама вчера купила мне отличные краски.
-Я боюсь, что испачкаю сарафан, и меня будут ругать родители.
-Послушай, Лу, что ты все заладила: боюсь...боюсь...боюсь... А есть ли на свете что-то, чего ты не боишься?
Лошадка задумалась и с грустью в голосе ответила:
-Нет. Я всего боюсь.
-Ну почему? Почему?
-Видишь ли, когда я родилась, ко мне приходили феи Чувств. Каждая из них дарила какое-нибудь чувство. Это так важно! Все чувства очень нужны, нет среди них ни одного бесполезного. Но одна фея не пришла. Никто не знает, почему. Может, приглашение не получила. Эта фея - хранительница храбрости. Вот почему я всего боюсь. Во мне нет ни капельки храбрости. Ее место занял разросшийся страх.
Ослик Ра задумался.
-Знаешь, Лу, так жить нельзя. Из-за страха ты не можешь веселиться, бегать, прыгать, играть. Надо найти фею - хранительницу храбрости. Пусть она поделится с тобой таким важным чувством.
-Что ты! Я боюсь. Фея живет очень далеко.
-Другого выхода нет. Или будешь дрожать всю жизнь от страха как осиновый листок, или отправишься добывать храбрость. Я пойду с тобой и буду всегда рядом. А для того, чтобы тебе было легче в пути, я сочинил про нас с тобой песенку.
-Про нас? И про меня значит? Сам сочинил?
Лу была растрогана до слез. Еще никто никогда в жизни не сочинял для нее песен
-Слушай! И ослик Ра запел:
Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,
Мы желаем всем добра!
Ра-Ра-Ра, Лу-Лу-Лу,
В беде другу помогу!
Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,
Стань, лошадка Лу храбра!
Лу так понравилась песенка, что она, забыв на мгновение про свои страхи, отправилась вместе с осликом в путь добывать храбрость.
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Путь оказался долгим и трудным. Целый год пришлось лошадке и ослику добираться до феи. Чего только не натерпелась бедная Лу. Вся тряслась от страха, когда приходилось ночевать в темном дремучем лесу, переплывать реку, прыгать с кочки на кочку в топком болоте, карабкаться по высоким горам. Но всегда рядом с ней был ее верный друг ослик Ра. В самые трудные моменты путешествия он напевал для Лу песенку. То ли от слов этой песенки, то ли от чего-то еще, но каждый раз лошадке удавалось преодолеть очередное препятствие, хотя было, конечно, очень страшно.
Наконец-то они добрались до феи - хранительницы храбрости. Надо сказать, что фея встретила их очень гостеприимно. Накормила, напоила, спать положила. И только утром расспросила, зачем пожаловали гости дорогие. Фея, внимательно выслушав лошадку и ослика, сказала:
-Милая Лу, ты проделала длинный и нелегкий путь, на котором ты встретила множество различных препятствий. Когда ты, поборов страх, успешно справилась с первым испытанием, на месте укрощенного тобой страха зародилась храбрость. Она росла с преодолением каждого нового препятствия на твоем пути. И чем больше становилась храбрость, тем меньше места оставалось для страха. Проделав такой трудный путь, ты стала очень храброй, Лу!
-Я - храбрая? - Лошадка округлила от удивления глаза.
-Да, именно ты. Видишь, Лу, ты даже этого не заметила.
-Спасибо тебе, добрый ослик, - обратилась фея к Ра.
-За что? Я ничего особенного не сделал.
-За то, что ты настоящий друг. Ты не бросил Лу одну со своей бедой, а помогал ей. В том, что лошадке удалось укротить свой страх, есть и твоя заслуга. Я приготовила для вас подарок.
Фея протянула друзьям небольшую шкатулку.
-В этой шкатулке хранится волшебная темнота. Теперь вы можете помогать детям избавляться от страхов. Из этой волшебной темноты можно вырезать обыкновенными ножницами любые страхи и сажать их на цепь.
Ослик Ра и лошадка Лу от всей души поблагодарили фею. Подарок был воистину бесценен. Ведь это такое счастье иметь возможность помогать другим, делая их хоть чуточку счастливее!
Вопросы для обсуждения
Как удалось лошадке справиться со своими страхами?
Кто ей помогал?
Как помогал ослик?
Лу сказала, что не бывает бесполезных чувств. А зачем нужен страх, ведь он мешал лошадке?
Какие страхи живут в вашей душе?
Психотерапевтическое задание
Ребята, в сказочной стране, в которой мы с вами побывали нечего бояться. Ведь мы- волшебники. Даже темноту можем взять в руки. Посмотрите, перед вами лежит лист-это не просто лист картона - это волшебная темнота, которую подарила фея лошадке Лу и ослику Ра, а они любезно поделились с нами. Темнота совсем ручная. Совсем несложно взять ее в руки. Кто же спрятался в темноте? Сейчас мы это увидим. Наши чудесные руки помогут появиться тем, кто раньше вызывал у нас страх. Сейчас вы можете вырезать или вырвать руками из этой волшебной темноты то, чего вы боитесь.
Дети вырезают разные «страхи». Одни имеют свое конкретное имя и четкую форму, другие не имеют названия и четкой формы. Иногда дети сначала рисуют свои страхи и только потом вырезают. Пусть делают так, как им хочется. Главное, что ребенок вынесет свой страх вовне. Это значит, он его почти преодолел.
Заключительный комментарий
Все страшное уходит, когда мы перестаем его бояться. Наши «страхи» показали нам нашу силу. И сейчас мы сделаем с этими страшилками! все, что хотим.(Вырезанные страхи приклеиваем на доску скотчем, далее выходим и кидаем в них комочками из бумаги).И сейчас мы с вами забросаем свой страх комочками и вы посмотрите, что он совсем не страшный. Теперь заберите свои «страхи». Вы можете сложить их в волшебный ларец, который хранится в сказке, и из него никто не сможет выйти. Вы можете разорвать свой страх и выбросить его. Или вы можете забрать свой страх домой.
Кто-то в конце занятия рвет и выбрасывает в урну, кто-то кладет в волшебный ларец, а кто-то берет домой. Доверяйте детям. Они прекрасно чувствуют, как следует поступить со своей куклой-страхом.
-Ребята, сегодня мы с вами вытащили один свой «страх» и поняли, что справиться с ним очень легко. Попробуйте дома с родителями выполнить это упражнение и сразу поймете, вам стало легче и спокойнее.
Избавление учащихся (и их родителей) от различных страхов-первая ступенька в формировании универсальных учебных действий (личностных), в формировании высокоразвитой, интересующейся личности, в чем и состоит наша работа.