День встречи зимующих птиц


Классный час, проведённый в 4 «А» классе на тему:
«ДЕНЬ ВСТРЕЧИ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ»
Классный час проведён в 4 «А» классе
Классный руководитель Семернина Наталья Владимировна.
Цели:
Расширить знания учащихся о зимовке птиц.
Воспитывать у учащихся бережное отношение к птицам своего края.
Привить некоторые практические навыки по охране и привлечению птиц зимой.
Оформление:
стенды «Наши друзья - птицы»,
выставка «Что можно почитать о птицах»;
типы кормушек и гнездовий для птиц.
Ход урока:
I. Организационная часть.
- Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (ответы детей)
2.Значение птиц в природе.
Учитель: Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами.
- Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
(Создают красоту природы. Являются санитарами леса. Способствуют размножению растений.)- а сейчас послушайте доклад, который подготовили ребята! И будьте внимательны, после выступления ребята будут задавать вопросы, а вы получите жетоны!
Доклад о зимующих птицах
Сейчас нам трудно представить лес без пернатых друзей человека. Часто мы слышим в лесу кукование кукушки, песнь соловья и дрозда, песни скворцов. Птицы есть всюду, и их очень много. У нас в Белгородской области насчитывается около 279 видов птиц, в том числе 152 — гнездящихся, остальные — прилётные и откочевывающие. Наиболее богаты: отряд воробьёвых (111 видов); кулики (45 видов); гусеобразные (до 30 видов); дневные хищники (21 вид).
Птицы, уничтожая огромное количество вредных насекомых и их личинок, являются лучшими помощниками в борьбе за урожай сельскохозяйственных растений.
В нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным делом. И наша задача - привлечь пернатых друзей в сады, леса, на поля и организовать их охрану.
У нас в стране осенний День птиц или День встречи зимующих птиц проводится с 1958 г. по инициативе Центральной станции юных натуралистов и Всероссийского общества охраны природы. Сейчас этот праздник приурочили ко дню, известному в народном календаре как «Зиновий-синичник».
А вот кого можно увидеть на кормушке: большую синицу, полевого и домового воробья, лазоревку, буроголовую гаичку, московку, а также поползней, дятлов (пёстрый, малый, белоспинный), сорок, стрижей, клесты, снегири, щеглы . Некоторых гостей наших школьных кормушек вы знаете.
Синица
лазоревка
московка
поползень
дятел
буроголовая гаичка

- а кто запомнил, сколько в белгородской области видов птиц? (279)
- а зачем нужны птицы нам и природе? (Птицы, уничтожая огромное количество вредных насекомых и их личинок, являются лучшими помощниками в борьбе за урожай сельскохозяйственных растений).
-как в народном календаре называют День зимующих птиц?( «Зиновий-синичник»).
- каких птиц мы можем увидеть на кормушке?( большую синицу, полевого и домового воробья, лазоревку, буроголовую гаичку, московку, а также поползней, дятлов, сорок, стрижей, клесты, снегири, щеглы).
- А чем мы можем помочь птичкам зимой? (покормить их, сделать кормушки)
За правильные ответы ученики получают жетоны!
Учитель: А вы знаете, что птиц надо кормить по - разному? А как?
Им можно давать овёс, подсолнечник, арбузные и тыквенные семена. Семена крапивы, лебеды, репейника, ягоды рябины, клюквы, хлебные крошки.
Но нельзя давать птицам прокалённые и прожаренные семяна, солёные орехи.
Учитель: Послушайте стихотворение, которое называется (выразительно читает ученик класса)
«Зимние птицы»
Мы поставили кормушку
Зимним птицам у крыльца
Этим — крошек, этим — корку,
Этим — горсточку птенца.
А кому еще и семя,
И рябиновых кистей.
Поухаживай за всеми,
Покорми своих гостей.
Чтобы не было искусу
Друг у друга воровать,
Чтобы дружно всем клевать...
Прилетели две синички,
Сизокрылые сестрички,
Прилетели три чечетки,
Три чечетки, три трещотки,
С ними — чечет, злой ворчун,
Ух, отчаянный драчун!
Прибегал через пустырь
В красном галстуке снегирь.
Хватит всем -их, пташек, мною ль?
Вот приспел щегленок-щеголь
И свистит: лу-пить, цы-це!
Роясь лапками в пшенице.
Он любитель этой пищи —
Для него репей почище.
Да еще не прозевать
Кстати семечко склевать!
Обогнув с угла задворки,
Шли сороки-тараторки,
Заведя на весь наш двор
Свой сорочий разговор.
Услыхали воробьи —
Эти просто, как свои,
Сразу драку начинали,
Всех толкали, всех пинали,
Отбирая у гостей
Что получше, повкусней.
Наконец пришел петух.
Рассердился, рыжий, вслух:
— Кукареку! Что такое?
Нет мне, кочету, покоя!
Кто хозяин во дворе?
Я хозяин. Кукареку!..
Он грозит зубчатым гребнем;
Он в прыжки по крошкам хлебным
На крыльцо, как на помост,
Распушив сердито хвост...
Видим дело не в порядке,
Мигом в стол свои тетрадки
И бегом, туда, на двор:
—Будьте, кочет, так любезны
Поубавить свой задор!
Эти птицы нам полезны,
Им зимой у нас всегда
Приготовлена еда.
Не яритесь, не грозитесь,
Боевой куриный князь,
Неуместна ваша речь
Птичек надобно беречь.
Учитель: Послушайте, как питаются наши пернатые друзья!
Большая синица за сутки съедает столько корма, сколько весит сама. А семья большой синицы за гнездовый период может очистить от вредителей 40 яблонь.
Стриж за один раз приносит во рту до 400 штук мелких насекомых, а если учесть, что за сутки он прилетает к гнезду 20 раз, то за период выкармливания он уничтожает до 250 000 вредных насекомых.
Кукушка - поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.
Дятел- этот неутомимый «доктор», весь день стучит по стволам деревьев, выискивая личинки жуков- короедов и усачей.
Птицы не боятся зимних холодов. От них они достаточно хорошо защищены перьями. Но вот приходит зима, и корма для птиц становится меньше и меньше.
Учитель: как вы думаете почему?
Прячутся жуки и бабочки, снег пышным ковром покрывает кустарники, деревья. Птицам труднее находить корм. Это самое тяжёлое время в их жизни. И вот на помощь птицам приходим мы.
Учитель: как мы можем помочь птичкам?
Мы можем изготавливать различные кормушки для подкормки зимующих птиц.
В плохую зимнюю погоду, в сильные морозы особенно много надо насыпать корма в кормушки. Они должны быть постоянно полные, иначе птицы отвыкнут от этого места и улетят в поисках корма в другое место.
Столовые для птиц изготавливают различной формы и типов: в виде полочек, домиков, ящичков. Самая простая - это дощечка с низкими бортиками и кормушка из пластиковых бутылок.

Чем больше мы проявим заботы о наших пернатых друзьях, тем больше мы сохраним их численность, тем больше они уничтожат разных вредителей садов, полей, огородов, тем красивее и богаче будет природа.
Учитель: молодцы вы знаете много, а что не знали, то узнали сейчас!
Я раздам вам памятки! Если вы у себя во дворе повесите кормушку, то можете правильно кормить птиц с помощью этих памяток!
Что можно давать птицам Кто будет есть
Семечки подсолнечника Почти все птицы (очень любят синицы, голуби, поползни)
Пшено, просо Воробьи и овсянки считают, что ничего вкуснее на свете нет.
Несоленое сало на ниточке Синицы, дятлы, поползни
Сырое мясо Вороны, сороки, галки. Также не откажутся синицы и поползни
Овес Воробьи, синицы и овсянки будут есть, если нет другого корма
Семечки тыквы, дыни Почти все птицы (откажутся поползни и синицы)
Семена трав (лебеда, конопля, конский щавель, полынь) Едят почти все птицы
Ягоды рябины Очень любят снегири, дрозды рябинники и свиристели
Птиц нельзя кормить солеными орешками, чипсами, кокосовой стружкой, и лучше не кормить салом или кусочками жира. В природе такой пищи нет, для птиц, она вредна!
Поиграем сейчас в викторину о птицах. За правильные ответы получите жетоны.
Викторина зимующие птицы:
1. Назовите 8—10 видов птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, свиристель чечетка, чиж, щегол, овсянка, клест, сойка, поползень, голубь).2. Пользу или вред приносит человеку зимой синица, когда все насекомые спят? (Пользу, они уничтожают зимующих насекомых)
3. Какая птица наших мест насиживает птенцов зимой? (Клест).
4. Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка).
5. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).
6. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а дятлы, синицы, пищухи, поползни, глухари, тетерева - не улетают? (Мухоловки, стрижи, ласточки ловят насекомых в воздухе, а в зимний период их нет. Дятлы, синицы, поползни и остальные птицы разыскивают зимующих насекомых, их личинки, куколки кладки яиц).7. Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнух, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо).Учитель: молодцы! Следующая игра называется-
“Найди птицу”
Учитель: А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Команды по очереди выходят к доске.
Птица-рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица-строитель баклан
Птица-акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Учащиеся с помощью стрелок соединяют признаки и названия птиц.
Ответы:
Птица-рыболов – баклан. Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.
Птица-плотник дятел. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка иволга. Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке самого высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель ласточка. Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица-акробат поползень. Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист соловей. Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
Ночной хищник сова. Совы глотают мышей целиком.
Учитель: и последнее наше задание «Кроссворд», поднимаете руку и за правильный ответ получаете жетон.

По горизонтали:
1. У него клюв крестом. (Клест.)
2. Он ползает по деревьям вниз головой. (Поползень.)
3. Красногрудый. (Снегирь.)
4. Черна, крупна, помойки обожает. (Ворона.)
5. О ком написано в книге, но он не нарисован. (Королек.)
6. Добывает пищу из щелей в коре дерева. (Дятел.)
7. Бела, хорошо видит ночью. (Сова.)
10. Черна, но меньше вороны. (Галка.)
По вертикали:
4. По полям он летает, крошки собирает. (Воробей.)
8. У неё на голове синяя шапочка. (Синица.)
9. Снежная курица. (Куропатка.)
11. Очень пушистый, на голове ярко-оранжевый хохолок. (Щегол.)
12. Приносит она новости на хвосте. (Сорока.)
Учитель: а теперь вы узнаете, зачем вы получали жетоны. Вот два дерева с кормушками, этих птиц надо приклеить на дерево своего класса, так мы узнаем, какое дерево привлекло больше птиц.