Внеклассное мероприятие В гостях у зимующих птиц


«Даму мүмкіндігі шектеулі балалрға арналған №1 арнайы (түзету)
мектеп – интернаты» КММ
КГУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат №1 для детей
с ограниченными возможностями в развитии»
112331511303000
«Қыстайтын құстарда қонақтамыз»
(әңгіме, әңгімелесу, ойындар)
«В гостях у зимующих птиц»
(рассказ, беседа, игры)
Яковенко Т.В.

Петропавл, 2015 г
Цель: Обобщить и систематизировать знания о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательная: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птица, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц, показать, что зимой птицы нуждаются в подкормке.
Коррекция: развивать память, мышление, внимание, моторику рук, умение работать в группе.
Воспитательная: воспитать в детях бережное отношение к птицам.
Ход занятия:
Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. Птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Поговорим подробно о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими. Давайте же познакомимся с ними поближе. Я предлагаю отгадать загадки.
Загадки:
(после каждой загадки прозвучит аудиозапись с голосами птиц по очереди: снегирь, воробей, синица, дятел, сорока, ворона).
Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине, Он появится опять (Снегирь))

Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает (Воробей)

Спинкою зеленовата, брюшком желтовата, Черненькая шапочка и полоска шарфика (Синица)

По дереву стучу, Червяков добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, Всё равно ты будешь мой. (Дятел)

Чернокрыла, белобока, а зовут её... (Сорока)

Окраской сероватая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая - известная персона. Кто она?... (Ворона)

Инсценировка “Мы птицы”.
Воспитатель: Подойдите ко мне. Встаньте в круг.
Девочки и мальчики Вокруг себя повернитесь, В зимующих птиц превратитесь.
Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
В круг вылетает воробей.
Воспитатель: Ты кто?
Ученик: Я воробей!
Воспитатель:
Раздается громкий стукСреди веток тук да тук.Чистишь дерево, приятель?Тук-тук-тук ответил ...
В круг вылетает дятел.
Воспитатель: Ты кто?
Ученик: Я дятел!
Дятел:
Воробушка – воробей,Ты не бойся, не робей,Прыгай с веточки сюда,Дам я вкусного зерна,Воробей, чего ты ждешь?Хлебных крошек не клюешь?
Воробей:
Я давно заметил крошки,Да боюсь, сердитой кошки.Чик-чирик! Чик-чирик!
Воробей и дятел становятся в круг.
Воспитатель:
А вот маленькая птичка – Желтогрудая певичка,Звонко песенку поет,Сало вкусное клюет.
В круг вылетает синица.
Воспитатель: Ты кто?
Ученик: Я синица!
Воспитатель:
Известная персона,А зовут ее ...
В круг вылетает ворона.
Воспитатель: Ты кто?
Ученик: Я ворона!
Ворона:
Прилетела к нам синичка,Села прямо за окном.Эту маленькую птичкуС нетерпением мы ждем.И чтоб легче птичке стало –Ведь исчезли червячки –Для неё кусочки сала Мы повесим на сучки.
Синица:
Ваше сало я склююВам спасибо говорю:Синь-синь! Синь-синь!
Ворона и синица становятся в круг.
Воспитатель: 
Красногрудый, чернокрылыйЛюбит зернышки клевать.С первым снегом на рябинеОн появится опять.
В круг вылетает снегирь.
Воспитатель: Ты кто?
Ученик: Я снегирь!
Воспитатель:
Вещунья белобокаА зовут её ...
В круг вылетает сорока.
Воспитатель: Ты кто?
Ученик: Я сорока!
Сорока:
Ты откуда, снегирёк,Прилетел в наш лесок?
Снегирь:
С севера я прилетел,Вкусных ягод захотел.Юч-юч! Юч-юч!
Воспитатель: А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Но для начала вспомним.
У вороны голос, какой? (Низкий, громкий).
Крылья у неё какие? (Большие, черные).
Как ворона передвигается? (Ходит).
Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать.
Покажите, как вы будите это делать?
Ученики надевают шапочки с изображением птиц и под музыку все вместе изображают звуки и движения птиц.
Воспитатель:
Но быстро зимний день кончается. Птичьи игры прекращаются. Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.
Ученики снимают шапочки с изображением птиц и садятся на места.
Воспитатель: В какую игру мы играли? Какие птицы были в нашем хороводе?
Коррекция слухового восприятия.
Воспитатель:
Дети скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).
Да в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Например, где можно встретить снегиря? (В лесу и городе).
И в лесу, и рядом с жильем человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растет как в лесу, так и в городе. Если запасы рябины кончаются в лесу, то снегири перебираются поближе к жилью человека.
А такую птицу как дятел где можно увидеть? (В лесу и роще).
Почему дятла называют “лесным доктором”? (Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых).
Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).
Чем вы подкармливаете птиц?
Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).
Воспитатель: А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).
Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
Посмотрите и скажите из чего сделана эта кормушка? (Из дерева).
 Скажите, из чего ещё можно изготавливать кормушки?
324294515367000


Вот к эти кормушкам любят летать птицы.
Игра «Летит - не летит».
Воспитатель:Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если я буду говорить неверно - топайте ногами, если правильно - хлопайте в ладоши.
Летит-летит орёл,
Летит-летит козёл,
Летит-летит сова,
Летит-летит трава,
Летит-летит грач,
Летит-летит врач,
Летит-летит ворона,
Летит-летит дорога.
Физминутка:Руки подняли и помахали - Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем - Крылья сложили назад.
Воспитатель:А сейчас мы будем строить «Птичью столовую».
Загадки:В зимний день среди ветвей. Стол накрыли для гостей. Что это? (Кормушка)
Мы положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины.
В понедельник прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (Воробьи)
Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это? (Синицы)

В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками. Они сидели и клевали ягоды рябины. Кто это? (Снегири)

В четверг на кормушке обедали большие птицы, их много. Они бывают белые, серые, голубые, черные. Птицы съели крошки и семечки. Кто это? (Голуби)
В пятницу прилетели красивые птицы с длинным клювом. Съели сухих жуков, пауков, червяков. Кто это? (Дятлы)
В субботу обедали птицы с белыми боками. И длинным хвостом. Ели всё. Кто это? (Сорока)
В воскресенье прилетели большие черные птицы и тоже всё съели. Кто это? (Вороны)
Воспитатель:Ребята, что у нас получилось? (Птичья столовая)

Воспитатель:Корма для птиц зимой мало. Для птиц зима - очень тяжёлое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Поэтому их надо кормить. Вы дома, по возможности, вместе с родителям, сестренками и братиками сделаете кормушки, будете сыпать туда крошки хлеба, зёрнышки, семечки, крупы. Мы спасём птиц от голода. А летом птицы помогут нам, людям. Они будут поедать насекомых-вредителей, продолжать охранять сады и леса и радовать нас своим пением.
(Стук в дверь. Голос за дверью. Вам телеграмма.)
Воспитатель: Ребята, давайте прочтём телеграмму.
«Внимание! Живём рядом с вами. Требуется помощь».
- Догадались, от кого телеграмма? Вы готовы помочь птицам?
Давайте прочтём обращение к нам. (На доске плакат со стихотворением, первая буква строки выделена красным цветом.)
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста.
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
Воспитатель:
Давайте прочтём первые буквы строк этого стихотворения и узнаем, как можно помочь не только птицам, но и всему живому, что нас окружает. (Дети читают: «Сохраним природу земли».)
Об этом мы должны помнить всегда.
Итог занятия.Куда мы ходили? (В гости к зимующим птицам)
Что мы делали?