Фотопроба — как один из способов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы


Фотопроба - как один из способов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы общеобразовательной школы-интерната I-III ступеней №1 г. Донецка Макаровой Е.Н.)
Когда-то Конфуций сказал: «То, что я слышу, я забываю. То, что я слышу и вижу, я помню. То, что я слышу, вижу и говорю я начинаю понимать. Когда я слышу, вижу, говорю и делаю, я приобретаю знания и навыки. Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером». Эти слова Конфуция лежат в основе метода «Фотопроба».
Современный процесс обучения требует напряженной мыслительной деятельности учащихся и их активного участия в этом процессе. Пояснения и демонстрации сами по себе не дают глубоких стойких знаний. Поэтому возникла идея вовлечь в создание урока каждого ребенка в классе. Идея появилась у детей, обросла предложениями, всяческими советами – так совместно с учениками был создан метод «Фотопроба», который затем был апробирован на уроках литературы в средних и старших классах.
В школе-интернате №1 города Донецка ведется целенаправленная работа по созданию условий для интеллектуального и духовного развития детей. Эту работу педагогического коллектива демонстрирует метод «Фотопроба». Его легко соединить с традиционными формами и методами обучения и можно эффективно применять на любом этапе урока. Что собой представляет этот метод? Как уже было отмечено, метод «Фотопроба» предполагает привлечение к работе всех детей в классе: нужен сценарист, режиссер, актер для съемок, оператор, художник по гриму, декоратор и т.д. Такая работа безусловно нравится многим детям. Даже те ребята, которые поначалу не восприняли задание подобного рода, со временем с энтузиазмом начинают работать вместе со всеми.
На одном из первых уроков изучения творчества того или иного писателя дети получают задание сделать несколько фотопроб на роли центральных героев. Для этого им необходимо отобрать наиболее характерный фрагмент из текста произведения для съемок, найти портретные характеристики героя, чтобы актер соответствовал авторскому замыслу. Актеру в свою очередь следует понять, как играть и что играть. И чтобы все это выполнить, нужно хорошо вчитаться в текст. Именно это и было нашей главной задачей – прочитать текст, понять проблему, которую ставит автор и постараться донести ее до зрителя.
Когда дети презентуют в классе фотопробы, часто начинаются споры по поводу соответствия данной фотопробы авторскому замыслу. И конечно, дети снова берут в руки текст, пытаются обосновать свою точку зрения. Они рассуждают, учатся аргументировать, доказывать, мыслить, говорить. Они творят. Они живут по Конфуцию.
Метод «Фотопроба» можно применять на любом этапе урока: в ходе работы над образами героев, при проверке знания текста, на контрольной работе. Предлагаем несколько фотопроб и разные варианты вопросов и заданий.


Вопросы и задания
Определите название произведения и его автора.
Назовите героев.
Какой фрагмент произведения вы видите?
Подберите слова из текста для диалога героев.
Соответствует ли, на ваш взгляд авторская портретная характеристика героини этому варианту?
Соответствует ли авторская портретная характеристика героя? Аргументируйте свою точку зрения.
Подобная работа дает возможность каждому ребенку реализовать свои способности, самовыразиться, способствует достижению более высоких результатов усвоения знаний и формированию умений.