План-конспект бинарного урока Стебель, его строение и значение


Бинарный урок (биология и технология)
Тем:  « Стебель. Его строение и значение»
Продолжительность занятия: 45 мин
Класс: шестой
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, демонстрация наглядных пособий. Оборудование: компьютер, экран, презентация по диску 1С Биология 6 класс.
Цели урока:
1.Образовательные цели : актуализировать  и углубить знания учащихся  о побеге, дать представление о внутреннем и внешнем строении стебля; показать  взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями; ознакомить учащихся с породам древесины и строением, продолжить формирование понятий ткань, виды тканей, органы растений.
2.Развивающие цели:  развивать практические навыки умения работать в группе ,анализировать и делать выводы.
3.Воспитательные цели: экологическое воспитание- воспитание бережного отношения к растениям, способствовать развитию логического мышления и памяти, эстетическое воспитание, нравственное воспитание, бережное отношение к природе.
Оборудование: Компьютер, экран презентация по диску 1С Биология 6 класс.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала).
        ХОД УРОКА
1.Организационный.
1. Приветствие учителя
2. Контроль посещаемости
3. Проверка готовности учащихся к уроку
2. Мотивация:
    Учитель биологии : Выведение цели урока учениками:
- Ребята на протяжении нескольких уроков  мы изучаем органы растений. 
*С какими органами растений вы познакомились?
 ( корень, побег, лист)
* Что называется органом растения?
( Это  часть растения, выполняющая определенную функцию).
*Какой орган называется  побегом?
( Побег – это сложный орган  растения, состоящий из стебля , листьев и почек.)
* Ребята! С  каким органом побега мы  не знакомы ?
Внимание на экран ( там выводится акростих - Дерево) :
Давай поспорим, стебель кроха,Едва пробивши слой земли,Раскинет ветки над эпохой.Его запомнят журавли.Возможно, через два-три годаОн станет банком кислорода.
Учитель технологии:Итак, сегодня мы изучаем СТЕБЕЛЬ, дерево, Древесину! А что это такое? (дети отвечают своими словами на поставленный вопрос).
Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготовляли дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое. И в наши дни древесина широко применяется в строительстве, для изготовления инструментов, посуды, мебели и др. Своеобразная красота обработки поверхности деревянного изделия всегда привлекает взгляд.

Учитель биологии:
Поэтому тема нашего урока : « Стебель, его строение и значение»
 Ребята! Давайте поставим себе цель на урок. ( ученики выводят цель урока).
Цель - изучить строение стебля, какие функции он выполняет и какое значение и применение имеет в жизни.
Сегодня у нас не обычный урок биологии, а интегрированный урок, объединённый с технологией. И на этом уроке вы узнаете не только строение и функции стебля, но и то, как его применяют в нашей жизни.
(Учитель технологии):
Какими бы разнообразными ни были деревья, все они имеют одинаковое строение. Каждое дерево состоит из трех частей: (вопрос учащимся, из каких частей состоит дерево?) корней, ствола и кроны.
Теперь рассмотрим его внутреннее строение. Древесина состоит из элементарных клеток, разных по размерам и форме и прочно связанных между собой. Клетки могут быть заполнены смолами, камедями, водой; они образуют сосуды, сердцевинные лучи и собственно древесную массу.
Рассмотрим поперечный разрез ствола.
Внимание на экран.(диск 1 С - п. 20, внутреннее строение стебля)
Снаружи ствол покрывает кора, состоящая из внешнего пробкового слоя и внутреннего лубяного на границе коры и древесины. Сразу же под корой расположен наружный заболонный слой древесины, часто отличающийся от остальной массы более светлым цветом. Почти всегда он имеет высокую влажность и состоит из молодых клеток.
Центральная часть ствола составляет основную массу древесины. Она более темная и называется ядром. Около геометрического центра ствола расположена сердцевина диаметром не более I см, ее отличает ослабленная рыхлая древесина. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи, которые имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. (Что по ним можно узнать?) По их числу определяют возраст дерева.
Камбий - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только с камбия происходит образование новых клеток и ежегодный прирост дерева по толщине.
(Учитель биологии):
В рабочей тетради на стр. 24 выполните задание – рассмотрите рисунок поперечного среза побега и расставьте соответствующие цифры.
Продолжает учитель биологии .
Теперь мы с вами рассмотрим функции стебля.
В жизни растения стебель выполняет разные функции. Среди них основными являются:
Проводящая (вопрос классу - что проводит стебель? Воду с растворенными минеральными веществами от корней к листьям и в обратном направлении – органические вещества) Опорная - служит опорой ветвям и листьям, а также запасающая ( в основной ткани сердцевины откладываются запасные питательные вещества) и функция роста (выносит ) листья и почки к свету.
Более подробно рассмотрим это на презентации.
(диск 1 С – 1.видео «Движение воды и органических веществ» 2. Интерактивный рисунок «Проведение веществ по стеблю» )
Теперь давайте рассмотрим применение стеблей в жизни. Учитель технологии
Все части дерева используются в промышленности: из ветвей получают щепу, лаки, смолу, шелк, кинопленку; из корней добывают скипидар и канифоль; стволы используют для изготовления пиломатериалов, столбов, шпал, различных деревянных конструкций и др.
Плотный материал, из которого в основном состоят корни, ствол и ветви, называется древесиной. Больше всего древесины в стволах. Ее заготавливают из спиленных и очищенных от ветвей и сучьев стволов деревьев.
4. Закрепление полученных на уроке знаний.
Соревнование любознательных (физминутка). Проводит учитель биологии.
  Встаньте.. Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное - приседаете.
- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.
- Лазающий стебель имеет ель.
- Камбий  отвечает за рост дерева в толщину.
- Кора расположена в центральной части стебля.
- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.
- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.- Механическая ткань проводит воду и минеральные вещества.
- Клубень картофеля – это видоизмененный побег.
Диск 1 С – п.22 «Сравнение поперечного среза клубня и стебля»
Работа в группе.
Проводит учитель технологии и биологии Разделиться на группы по 6 человек. Каждой группе раздаются листы со списком предметов (веществ), которые можно получить из древесины.
Задание – отметить эти предметы (вещества) галочками.
Красители.
Кислород.
Клавиши для музыкальных инструментов, к примеру пианино.
Книги.
Чернила.
Атласы и карты.
Пинг-понг шары.
Ручки зонтиков.
Приборные панели в автомобилях.
Газета.
Плакаты.
Сиденья для унитаза.
Гитары.
Изоляция.
Искусственные ароматизаторы с запахом ванили.
Пробки.
Клеи.
Украшения.
Скипидар.
Уголь древесный.
Музыкальные инструменты.
Упаковка для продуктов, к примеру молока, тара для яиц.
Спортивный инвентарь, к примеру клюшки, бейсбольные биты.
Косметика.
Строительные материалы.
Кухонная утварь.
Тара для транспортировки различных продуктов.
Топливо для производства энергии.
Фильтры.
Пятновыводители.
Карандаши.
Гранулы в туалете для животных.
Метлы.
Шпалы для железнодорожных дорог.
Пылезащитные лесные полосы.
Морские и речные суда.
Команды подсчитывают количество галочек, представители команд называют общее количество вслух. Побеждает та команда, у которой отмечено больше всего.
Итоги урока. Давайте подведем итоги нашего урока.Что нового вы узнали на уроке?Что вы раньше знали?
Что вам понравилось больше всего на уроке?Что не понравилось?
Выставление оценок (с комментариями) и выдача домашнего задания.Биология – Пар.10, в р/т зад.2 стр.24
Технология – Доклад о древесине.