Конспект урока по музыке на тему: Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.


ГАПОУ НСО «Черепановский педагогический техникум»
Конспект урока музыки
База практики: МАОУ СОШ №3
Класс: 4(в)
Учитель: Завадская Л. В. ___________ Методист: Винникова И. В. ___________
Студент: Панафидина А. А.
Тема урока: Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Цель урока: Ознакомление с русскими традициями ярмарочных гуляний; формирование музыкального образа ярмарки; обобщение знаний о народности в профессиональной музыке.
Образовательные задачи:
Формировать представление о русских традициях ярмарочных гуляний
Познакомится с операми П. Чайковского «Евгений Онегин» и М. Мусоргского «Борис Годунов»
Развивающие задачи:
Развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений
Развивать музыкальное мышление
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважение к традициям русского народа
Планируемые результаты:
Познакомятся с произведениями П. И Чайковского «Евгений Онегин» и М. Мусоргского «Борис Годунов»
Познакомятся с музыкальным фольклором
Научатся петь частушки
Оборудование: наглядное пособие, раздаточный материал, электронное сопровождение.
Музыкальное сопровождение: Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. И. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Орг. момент
2.Музыкальная разминка
3.Актуализация знаний прошлого урока
4. Организация познавательной деятельности
5.Закрепление
6.Рефлексия Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна, сегодня я проведу у вас урок музыки.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Прежде чем начать работу по теме урока, давайте проведем музыкальную разминку!
Я буду включать вам различные музыкальные произведения, ваша задача, угадать из какого они мультфильма.
Кто может рассказать мне, что такое регистр? Какие регистры бывают? Кто может сыграть их? С отрывками какого произведения вы познакомились на прошлом уроке? Что такое опера?
Сегодня мы с вами также продолжим путешествие по произведениям А. С. Пушкина. Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое ярмарка?
Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.
Тема урока: Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
А сейчас давайте разыграем ярмарочное гулянье. Мне нужен доброволец, который попробует разрекламировать и продать сушки.
А что еще происходило на ярмарках?
Верно, на ярмарках также помимо торговли, народ развлекали.
Так, например, Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Они всегда приходились на теплое летнее время.
Многоголосый ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца. Поднимался ярмарочный флаг. Купцы раскладывали всевозможные товары. Цыгане выводили на показ лошадей. Шарманщики устраивались рядом с каруселями. На разные лады залихватски играли звонкоголосые русские гармоники, вызывая крестьян из окрестных сёл и деревень на задорные пляски и песни. Бывал на ярмарках и Пушкин.
А. С. Пушкин написал роман, который называется «Евгений Онегин», также называется и опера П. И. Чайковского. (портреты)
Сегодня мы послушаем отрывки из этой оперы.
Первый отрывок называется: «Хор - Девицы, красавицы».
Подумайте и скажите, к какому жанру русской народной песни мы можем отнести отрывок. Верно – хороводная! Ребята, а кто водил хороводы?
Кто продемонстрирует мне как водили хороводы?
Хотя музыка и похожа на народную, она является авторской! А вы знаете, чем отличается авторская песня от народно?
Послушаем еще один отрывок в исполнении хора: «Уж как по мосту, мосточку»
Подумайте и скажите, к какому жанру русской народной песни мы можем отнести отрывок.
А еще на ярмарках печи частушки, сейчас и мы с вами попробуем это сделать!
Читаем текст частушек, слушаем минус, поем хором о по одному.
Хоть оценки и не очень,
Петя очень знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.
Ира книг читает мало, —
У нее всегда дела.
Книгу целый год держала,
А ни строчки не прочла.
Таня с Тоней на уроке
Тараторят, как сороки.
Позовут их отвечать —
На уста кладут печать!

Физ.минуткаВот мы с вами и приблизились к ярмарке!
Но также А. С. Пушкин, был не только на ярмарках, но и посещал монастыри, например, Святогорский.
В храмах всегда есть колокольни, и в Святогорском монастыре была старинная звонница. Гордостью монастыря были 14 колоколов. Звон из можно было слышать за много верст.
Не раз слушал Пушкин эти звоны, а может быть, и сам звонил в один из колоколов в Пасху.
Отголоски звонов Святогорского монастыря звучат в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, сочиненной по драме Пушкина.
С отрывками из этой оперы мы с вами сейчас и познакомимся.
Первый отрывок: «Вступление»
Представьте, где происходит действие. Какое настроение оно у вас вызывает?
Следующий отрывок: «Великий колокольный звон»
Путешествуя с А. С. Пушкиным мы побывали на празднике и в монастыре.
Какие отрывки произведения мы с вами сегодня слушали? Кто их написал?
Чем отличается авторская песня от народной? Откуда авторы берут идеи для своих произведений?
У вас на партах лежат цветные ноты. Покажите пожалуйста ноту, которая отражает ваше эмоциональное состояние на этом уроке!
Красная – плохо
Желтая – нормально
Зеленая – отлично!
Всем спасибо! До свидания! Ученики проверяют готовность к уроку.
Прослушивают, отгадываю.
РЕГИСТР – высота музыкальных звуков.
Высказывают предположения
Веселье, праздник, красивые наряды.
Продают сушки.
Пели, танцевали, играли.
Записывают название произведения, отрывка, автора.
Прослушивают
Хороводная
Девушки!
Водят хоровод.
Авторскую написал композитор, народную – народ.
Плясовая!
Читают, поют частушки.
Слушают отрывки произведения.
Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая пройденный материал.
Демонстрируют свое настроение!