Технологическая карта по музыке на тему Ярмарочное гулянье». «Святогорский монастырь


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока музыки,
проведенного 19.10.2015 г. в 4 «А» классе
МБОУ СОШ г. Зернограда
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Колесниковой Светланой Андреевной

Учитель: Е. В. РеденкоМетодист: Е. В. Реденко_____________________
(подпись)
Зерноград
2015
Тема урока «Ярмарочное гулянье». «Святогорский монастырь».
Цель: познакомить с атмосферой ярмарок в Святогорском монастыре, которые любил посещать А.С. Пушкин.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
интерес к музыке и музыкальной деятельности;
привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальным произведением;
стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к музыке.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
развитие представлений о роли музыки;
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.
Направленные на достижение предметных результатов:
систематизация знаний учащихся о роли музыки в жизни людей;
актуализация музыкально- слуховых представлений школьников о тембрах различных музыкальных инструментов;
определение содержания различных жанров музыки.
Материалы для учителя:
Учебник;
Презентация;
Материалы для учащихся:
Карандаши.
Ход занятия
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
- Здравствуйте, урок музыки сегодня проведу у вас я.
- Меня зовут Светлана Андреевна.
- Перед тем, как мы приступим к новой теме урока давайте споём. _______________________________________________ - Здравствуйте! (присаживаются за парты).
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
2. Этап актуализации пробного действия - Сегодня мы продолжаем разговор об А. С. Пушкине.
- Давайте вспомним прошлые темы: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» о селе Михайловском. Вторая тема урока «Что за прелесть эти сказки». Сказка о царе Салтане.
- Назовите русского композитора, который был вдохновлён сказкой А. Пушкина на сочинение сказочной оперы «Сказка о царе Салтане»?
- Сколько чудес спрятали в этом музыкальном произведении А. Пушкин и Н. Римский-Корсаков?
- Перечислите эти чудеса в порядке их появления в опере?
- Вспомните, как звучала музыка белочки? Какой она имела характер?
- Вспомните, как звучала музыка 33 богатырей? Какой она имела характер?
- Вспомните, как звучала музыка белочки Царевны-Лебедь? Какой она имела характер?
- Какое время года вам напоминает последняя композиция?
Давайте послушаем одну из композиций на тему осени.
Свиридов «Осень»
- Н. А. Римский-Корсаков
- три
- Белочка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь
- Весёлая, забавная
- Строевая, марш, могучая
- Нежная, спокойная
- Осень
Слушают композицию Свиридов «Осень» Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
3. Этап выявления места и причины затруднения
- А теперь давайте вспомним - какое время года больше всего любил А. С. Пушкин?
- А какие музыкальные произведения вы знаете, посвященные этому времени года?
- Пастораль- это музыка пастухов
- Сегодня мы продолжаем путешествовать по местам, связанным с Александром Сергеевичем Пушкиным. Мы отправляемся на Святогорские ярмарки, которые любил посещать А. Пушкин.
- Кто из вас знает, что такое ярмарка?
- Действительно, ярмарка – это и место, где торговали выращенным урожаем, продавали и покупали самые разные товары, и возможность отдохнуть, повеселиться, “людей посмотреть и себя показать”. Мы сейчас “пойдем” по ярмарке, но не ножками, а ладошками. Кто хочет спокойно все “посмотреть”, будет спокойно “шагать” ладошками по своим коленкам, а у кого есть желание “подпрыгивать” или “приплясывать” -- может делать так: (учитель показывает различные ритмические варианты, дети сначала по очереди, затем одновременно импровизируют под звучание балалайки).
- Не только скоморохи пели на ярмарке шуточные песни. В гулянии принимали участие все, не было зрителей и актеров, поэтому везде, где раздавалась плясовая музыка, сразу же слышались и задорные песни. А в последние сто лет самыми популярными на гуляниях стали коротенькие припевки – частушки.
- Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Они всегда проходились на тёплое летнее время.
- Многоголосый ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца, Поднимался ярмарочный флаг. Купцы раскладывали всевозможные товары. Цыгане выходили на показ лошадей. Шарманщики у страивались рядом с каруселями. На разные лады залихватски играли звонкоголосые русские гармошки, вызывая крестьян из соседних сёл и деревень на задорные пляски и песни. Бывал на ярмарке и А. Пушкин.
- Какую музыку мог слышать поэт на ярмарочном гулянье?
- Вспомните пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского? Какие из них могли звучать на ярмарке? «Камаринская»
Слушание П. Чайковского «Камаринская» - Осень
Свиридов «Осень», «Пастораль», П.И. Чайковский «Осенняя песнь».
- Ответы детей
- Пастушьи наигрыши, народные плясовые под балалайку и гармонику, ансамбли ложкарей, звуки шарманки и волынки, напевы и пляски цыган
- ответы обучающихся Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
4. Этап построения проекта выхода из затруднения - Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Петра Ильича Чайковского, созданного под вдохновением от романа А. Пушкина. Называется это произведение «Евгений Онегин». Именно так называется роман в стихах А. Пушкина и опера П. Чайковского.
Послушайте первый фрагмент оперы.
«Девицы, красавицы» хор из оперы Евгений Онегин» П. И. Чайковского
- Какой характер у прослушанной вами мелодии?
- Где и когда происходит действие?
- Определите жанр этой народной песни?
- Какое настроение родилось у вас после прослушивания этого фрагмента?
Послушайте второй фрагмент оперы.
«Уж как по мосту, мосточку» РНП из оперы Евгений Онегин» П. И. Чайковского
-Давайте разучим эту песню
- Какой характер у прослушанной вами мелодии?
- Где и когда происходит действие?
- Определите жанр этой народной песни?
- Какое настроение родилось у вас после прослушивания этого фрагмента?
Оба музыкальных фрагмента, о которых шла речь выше, написаны одним композитором, но в то же время очень похожи на подлинно народные мотивы. Они просто и легко запоминаются и разучиваются. - Ответы обучающихся
- Ответы обучающихся
- Ответы обучающихся
- Ответы обучающихся
- Ответы обучающихся
- Ответы обучающихся
- Ответы обучающихся
- Ответы обучающихся
5. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. - Хорошо, ребята, давайте дадим цвета и красок замечательному писателю А.С.Пушкину.
- Достаньте цветные карандаши, приступайте к раскрашиванию рисунка. - Раскрашивают предложенный рисунок
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
.
6. Этап включения в систему знаний и повторения - Теперь давайте полностью споем с вами песню. - поют песню вместе с учителем. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
7. Физминутка Ребята, нам с вами представилась возможность побывать на ярмарке. Давайте повеселимся и отдохнём. - дети под музыку выполняют движения вместе с учителем. 9.Этап рефлексии учебной деятельности - Сегодня мы продолжили разговор о пушкинских местах.
- Назовите место, в которое мы совершили виртуальное путешествие?
- Как Святогорский монастырь связан с именем Александра Сергеевича Пушкина?
- Но мы говорили о том, что Святогорский монастырь – это не только место духовного уединения А. Пушкина. Он известен своими богатыми и весёлыми ярмарками, которые возможно посещал и поэт.
- Какую музыку мог слышать на этих ярмарках А. Пушкин?
- Народная музыка действительно звучала на всех народных гуляниях (в том числе и святогорской ярмарке). Сегодня мы познакомились с образцами народной музыки в композиторской обработке и композиторской музыкой, написанной в стиле народной песни.
- В каком музыкальном произведении звучали эти песни?
- Кто автор этой оперы?
- Какие мелодии, которые мы разучили на уроке мы назвали и НАРОДНЫМИ и КОМПОЗИТОРСКИМИ одновременно?
- Какой из мелодий вам понравились больше всего? Почему?
- Ребята, с каким чувством вы сегодня присутствовали на уроке?
- До свидания, ребята! - Святогорский монастырь близ села Михайловское
- Опера «Евгений Онегин» на стихи А. Пушкина
- Пётр Чайковский
- Хор «Девицы-красавицы», песня «Уж как по мосту. мосточку»