Статья Зачет как активная форма обучения (с ссылкой на личный опыт)


Зачет как активная форма обучения в старшей и начальной школе.
Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет. Цель зачета состоит в систематизации пройденного материала, создании у учащихся целостного представления о каком-либо изучаемом блоке материалов.Такая форма дает возможность не только проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальные возиожности учащихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность учащихся за процесс обучения.
Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д. При их проведении используются различные формы организации деятельности учителя и учащихся: зачет в форме экзамена, ринга, конвейера, общественного смотра знаний, аукциона, КВН-а и др. Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его принято называть открытым, в противном случае – закрытым. Чаще всего предпочтение отдается открытым зачетам с целью определения результатов изучения наиболее важных тем учебного предмета.
В качестве примера можно рассмотреть возможные основные этапы подготовки и проведения открытого тематического зачета. Такой зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к ее изложению учитель сообщает о предстоящем зачете, его содержании, особенностях организации и сроках сдачи. Для проведения зачета в средней и старшей школе из числа наиболее подготовленных учащихся отбираются консультанты. Они помогают распределить учащихся по группам в 3-5 человек, готовят учетные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за выполнение учениками каждого задания и итоговые оценки за зачет.
Каждому ученику( кроме консультантов) готовятся индивидуальные задания, включающие основные и дополнительные вопросы и упражнения. В начале зачета, как правило, на спаренном уроке, ученики получают свои задания и приступают к их выполнению. В это время учитель проводит собеседование с консультантами. Он проверяет и оценивает их знания, а затем еще раз разъясняет методику проведения заданий.
На следующем этапе консультанты приступают к проверке выполнения заданий в своих группах, а учитель выборочно, из разных групп, проверяет, в первую очередь, работу учащихся, справившихся с основным и приступивших к выполнению дополнительных заданий.
В заключительной части урока завершается оценка выполнения задания выставлением отметок в учетные карточки. Собрав учетные карточки групп, учитель на основе выставленных отметок выводит итоговые отметки каждому ученику и подводит общие итоги зачета.
Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями. Если хотя бы одно задание не выполнено, то положительная отметка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, но не полностью, а только те виды заданий, с которыми ученик не справился.
В начальной школе целесообразно использовать такие виды зачета, как КВН, аукцион знаний, ринг, в которых используются элементы игры и соревнования.
Приведу пример из своей практики. Тематический урок-зачет в форме аукциона знаний по окружающему миру в 4 классе по теме «Чему учит экономика».
Учащиеся заранее были проинформированы о том, что на следующем уроке окружающего мира будет проходить аукцион знаний. Были раскрыты его цели и задачи, этапы подготовительной работы и критерии получения положительной отметки.
Подготовительная работа учащихся состояла из трех этапов:
1.Подготовка доклада(сообщения, презентации, проекта по выбору учащихся) на заданную тему.
2.Повторение терминов по теме.
3.Повторение материала по теме.
Соответственно, успешно показав свои знания и продемонстрировав подготовку к уроку-зачету, учащиеся зарабатывали положительную отметку
Подготовка учителя заключалась в изготовлении учетных карточек, табличек с терминами и подготовке вопросов по теме.
Первый балл учащиеся получали за подготовку и представление доклада(сообщения, презентации, проекта). Далее по очереди каждому ученику демонстрировалась табличка с термином, значение которого он должен раскрыть. Если ученик затруднялся, то другие учащиеся имели возможность зарабатывать себе дополнительные баллы, раскрывая значение термина. И на третьем заключительном этапе учитель озвучивал вопросы по теме, требующие развернутого ответа, а учащиеся поднимали руку, и тот, кто был быстрее, получал право ответа. Полученные баллы после каждого задания учитель фиксировал виндивидуальных учетных карточках. В конце урока учитель подводил итоги и по подсчитанным баллам выставлял отметки каждому из учеников.
Могу отметить, что данный аукцион знаний учащимся понравился, так как детям всегда нравятся нестандартные формы проведения уроков, в которых присутствуют соревновательные и игровые моменты, и зачет прошел в непринужденной и спокойной эмоциональной атмосфере.