Разработка родительского собрания на тему Детская агрессивность

Родительское собрание в 8 классе на тему:
«Детская агрессивность, её причины и последствия».
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли.
Эрих Фромм.
Цели:1. Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на
взаимодействие подростка с окружающими людьми.
2.Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей её преодоления.
Форма проведения: « круглый стол».
Вопросы для обсуждения: 1.Понятие агрессивности.
2.Причины проявления агрессивности.
3.Родительская власть, способы влияния родителей на личность подростка.
4. Законы преодоления детской агрессивности.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей.
2.Анкетирование родителей по проблеме собрания.
3.Анализ исследований в классе школьного психолога по проблеме детской агрессивности.
4.Памятка для родителей.
Анкета для родителей:
1.Изменилось ли поведение вашего ребёнка в последнее время?
2.Бывает ли ваш ребёнок агрессивным и грубым?
3.Против кого он проявляет агрессию?
4.Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребёнка?
5.Находите ли понимание у всех членов семьи?
6.Считаете ли вы необходимостью поднимать эту тему на родительском собрании?
7.Какими средствами вы пытаетесь преодолеть агрессию ребёнка?
Анкета для учащихся:
1.Какие телепередачи выбираешь для просмотра?
2.Что тебе в них нравится?
3.Советуют ли тебе родители при выборе передач?
4.Какие передачи привлекают твоих родителей?
5.Какие телепередачи смотрите всей семьёй?
6.Что нельзя использовать в качестве наказания?
Афоризмы о наказании и поощрении:
Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание.
Лесгафт.
В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это - самый правильный путь семейного воспитания.
А. Макаренко.
Запрещайте как можно меньше, ограничивайтесь дл этого лишь теми случаями, когда необходимость запрета для вас вполне очевидна; но тут будьте стойки и последовательны. Конради.
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Русская пословица.
Наказание - очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности.
А.Макаренко.
Лаской почти всегда добьёшься больше, чем грубой силой.
Эзоп.
Примеры полезней наставлений.
Античный афоризм.
Ход собрания.
Уважаемые мамы и папы! Тема нашего собрания: «Детская агрессивность, её причины и последствия» трудна и серьёзна. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Её проявляют не только подростки и взрослые, но даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Проявлением агрессии являются гнев, раздражительность, негативные реакции на замечания взрослых. Если даже ребёнок послушный, добрый, но он может оказаться объектом агрессии со стороны других людей - как взрослых, так и детей. По данным статистики, 38% считают, что агрессия исходит от родителей, 45 %-от сверстников,10%-от учителей, 17% - от других взрослых. Никто из нас не хотел бы встретить вечером группу нетрезвых подростков. Но ведь они - наши дети. Что это за явление? Стоит ли о нём говорить? Каковы причины? Как бороться с детской агрессивностью? Как мы, взрослые, можем помочь её преодолеть? Давайте это выясним. 100% родителей нашего класса считают, что необходимо поднять эту тему на собрании.
Что же такое агрессия? Агрессия /лат .agressio /-наступление, нападение на кого – либо.
Если ребёнок кричит, топает ногами, переговаривается со взрослыми, раздражителен - это есть проявление агрессии. Крайней степенью агрессии является насилие .В большинстве случаев люди склонны относить к насилию небольшую часть случаев, которые ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие Уголовного Кодекса. Крайнюю степень агрессии рассматривать не будем.
Разговор сегодня о поведении наших детей. В классе были случаи, когда один ребёнок мог ударить другого, оскорбить словом, обозвать. Агрессия может проявляться физически /избиение/ и вербально /нарушение прав человека без физического вмешательства /.
Среди родителей проводилось анкетирование. Результаты таковы:
1.Изменилось ли поведение ребёнка в последнее время?
Да-60%; нет-40%.
2.Бывает ли ребёнок агрессивен?
Да- 42%, нет-30%, иногда-28%.
3.Против кого направлена агрессия?
Против обидчика – 45%;
Против взрослых – 13%;
Против младших братьев – 20%;
Не проявляет агрессии – 22%.
Т. о., поведение детей изменилось. Больше половины детей проявляют агрессию.
В психологии различают 2 вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённых целей. Она ярко выражена у младших детей. Например, в детском саду бывают споры из-за игрушек. У старших проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль – физическую, словесную /обидеть словами/. Часто агрессию путают с настойчивостью, упрямством.
-Как вы считаете, это равнозначные качества?
-Что вас больше обрадует в ребенке настойчивость или агрессия?
Безусловно, настойчивость. Настойчивость имеет социально приемлемые формы, т. е. не допускает оскорблений, издевательств.
Уровень агрессивности современных детей высок, меняется в зависимости от ситуации. С целью выявления степени агрессивности детей в классе была проведена психологом диагностика по методике «Несуществующее животное». Ребята за 1-2 минуты должны были нарисовать на листке несуществующее животное и обязательно придумать название.
Тест «Несуществующее животное».
1. Положение рисунка на листе.
В норме- по средней линии листа. Ближе к верхнему краю – высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания окружающими, тенденция к самоутверждению. В нижней части листа- неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, низкая самооценка, отсутствие тенденции к самоутверждению.
2.Центральная смысловая часть фигуры /голова /
Повёрнута вправо – тенденция к деятельности, осуществлению запланированного.
Влево - тенденция к рефлексии, размышлению, незначительная часть замыслов реализуется. Положение в фас / направлена на рисующего /- эгоцентризм.
3.Глаза
Ресницы – заинтересованнось в восхищении окружающих внешней красотой, манерой одеваться. Пустые глазницы – Внутренняя дисгармония, одиночество.
4.Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения для себя.
5.Рот – открытый – легко возникают страхи, опасения. С зубами – вербальная /словесная / агрессия, может быть защитная : защищается, грубит в ответ на порицание. Круглая форма рта означает боязливость, тревогу.
Рога – агрессия в сочетании с ногтями, щетиной, иглами.
6.Несущая часть фигуры /опорная – ноги, лапы; туловище /.
Рассматривается основательнось этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме – основательность, обдуманность, рациональность решений. При частичном или полном отсутствии ног – легкомысленность выводов, импульсивность решений. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом – точно, тщательно, небрежно, слабо, не соединяются совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, решениями.
7.Части, возвышающиеся над уровнем фигуры /крылья, перья, щупальца, завитушки /.
Украшающие части – энергия, уверенность в себе, увлечённость своей деятельностью.
Функциональные части /крылья / - демонстративность, склонность к обращению на себя внимания.
Хвост повёрнут вправо – положительная оценка собственных действий, влево – отрицательная, вверх – уверенность в своих действиях, вниз – подавленность, недовольство собой.
8.Контур фигуры /шипы, иглы, затемнения линий / - защита от окружающих.
Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах. Затемнения контура – опасения, подозрительность. «Заслоны «, щиты направлены вверх – против взрослых. Направленность защиты вниз – против нижестоящих людей /младших школьников /.
9.Общая энергия оценивается количеством изображённых деталей. Больше деталей – выше энергия. Слабая линия рисунка – экономия энергии, астеничность. С нажимом – высокая тревожность.
10.Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение ребёнка к себе, своему «я».
11.Творческие возможности выражены количеством сочетающихся в фигуре элементов.
Отсутствие творческого начала принимает форму существующего животного.
12.Название длинное – склоннось к фантазии, повторяющиеся элементы означают инфантилизм. Иронически – юмористические названия выражают отношение к окружающему миру. Поверхностно – звуковые без осмысления – легкомыслие. Названия с книжно – научными словами означают демонстративность разума, эрудиции.
Большое количество звонких согласных- повышенная агрессивность.
Особенность методики заключается в том, что ребята бессознательно ассоциируют себя с тем животным, которого рисуют. Условно животных можно разделить на три группы: нейтральные, которые угрожают и которым угрожают. В целом, если на рисунке изображено животное с зубами, рогами, хвостом, иглами, в названии присутствуют звонкие согласные - это признак агрессии. Но по одной методике нельзя объективно судить о степени агрессии.
Проблема в классе существует. Нужно о ней говорить. Необходимо выяснить причины агрессивного поведения? В чем они заключаются?
1.Влияют отношения в семье.
2.Огромная роль телевидения, которое пропагандирует культ насилия.
3.Желание подражать кумирам. К агрессии более склоны мальчики.
4.Положение ребёнка в коллективе, отношение сверстников, взаимоотношения со взрослыми.
Т.о., существует комплекс причин.
Давайте подробно рассмотрим роль телевидения в формировании личности ребёнка.
Что видим на экранах? Общая статистика такова:
-2/3 детей в возрасте от 6 до 12 лет ежедневно смотрят телевизор.
-Ежедневный просмотр телепередач составляет более двух часов.
- 50% смотрят всё подряд.
Какие программы смотрят наши дети? Результаты опроса таковы:
1.Какие телепередачи выбираешь для смотра? /приводятся данные по классу /.
2.Что тебе в них нравится?
3.Советуют ли тебе родители при выборе программы?
4.Какие телепередачи привлекают твоих родителей?
5.Какие программы смотрите всей семьёй?
Телевидение несёт в наш дом не только много полезной информации, но и зло. Взрослым нужно помочь ребёнку в подборе телепрограмм.
Советы психолога:
-Помогайте ребёнку выбрать передачу. Постарайтесь найти программы, которые соответствуют возрасту. Для того, чтобы лучше представить содержание, посмотрите обозрение, рекламу.
-Чаще смотрите вместе с детьми. Просмотр вместе с ребёнком даёт возможность объяснить ему, что « такое хорошо и что такое плохо».
-Нужно научить ребёнка критически относиться к СМИ., различать добро и зло, делать акцент на положительные моменты.
-Ограничьте время нахождение у телевизора, постарайтесь занять другими развлечениями, полезными для здоровья
Т.о., родители должны контролировать время нахождения ребёнка у телевизора, занять его тем, что интересно, чтобы агрессия нашла выход,- занятия спортом, музыкой.
Часто причиной детской агрессии является семейная ситуация: агрессивное поведение членов семьи в обыденных ситуациях /крики, ругань, унижение друг друга, упрёки, оскорбления / влияют на ребёнка. Если родители такое поведение утвердили как норму общения, то ребёнок другим просто быть не может. Психологи считают, что дети проявляют агрессивность в жизни в несколько раз чаще там, если агрессию видели ежедневно. Это становиться школой агрессии, ребёнок получает уроки мастерства.
По статистике, 3,3 миллиона детей ежегодно наблюдают жестокое обращение с мамами. 62 % сыновей пострадали, защищая мать.
Если родители демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку уже нечего терять, порог стыдливости преодолён, можно делать плохо.
Уважаемые родители! Я зачитаю памятку, а вы мысленно представьте лицо своего ребёнка и вычёркивайте те пункты, которые вашей семьи не касаются. И поймёте причины агрессивности вашего ребёнка. Агрессивность проявляется, если:
-ребёнка часто бьют;
-издеваются над ним;
-зло шутят;
-заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
-родители лгут детям;
-воспитывают « двойной» моралью;
-пьют и устраивают дебоши;
-не доверяют ребёнку;
-не являются авторитетом ;
-не умеют одинаково любить детей;
-родители настраивают ребёнка друг против друга;
-дом закрыт для друзей;
-родители проявляют мелочную опёку и заботу;
-родители живут своей жизнью;
-ребёнок чувствует, что его не любят.
Кто ещё может добавить? /мнение родителей /
Т.о., в ваших семьях будет мир и покой, если причин агрессивности мало.
И родители, и учителя едины в одном – мы воспитываем личность! Идеальных детей не так и много. Большинство шалят, не всегда слушаются. Как поступить в отношении ребёнка, который не выполняет наших требований? Можно ли ребёнка наказывать? Однозначного ответа нет. Ведь, наказание ребёнок может воспринять как агрессию против него. Как быть: наказывать или не наказывать? Если наказывать, то как?
Результаты анкетирования учащихся класса таковы. На вопрос: наказывают ли тебя родители, если да, то как- школьники ответили:
-ругают –56% ;
-не выпускают гулять-4%;
-убеждают-12%;
-запрещают смотреть телевизор – 4%;
-иногда бьют – 12%;
-не наказывают – 12%.

Уважаемые родители! Прошу Вас поделиться опытом воспитания своего ребёнка. Наказываете ли вы его? Можно ли воспитывать без наказаний? Что служит в вашей семье поводом для наказания? Как ребёнок реагирует на наказания? Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали? Как долго ребёнок помнит наказание? Какие меры наказания исключены? /обмен опытом /
Т.о., проще сказать: «Делай, как я». Некоторые родители считают, что их дело приказывать, а ребёнок должен подчиняться. Принуждение к чему - либо приносит больше вреда, чем пользы. Ребёнок внешне может подчиняться приказу, но к указанию относиться неприязненно. Так в отношениях между родителями и детьми наступает отчуждённость. Принуждение сказывается на характере ребёнка. Он становится лживым, угрюмым, впадает в депрессию. В последнее время встречается суицид среди подростков.
Наказание должно соответствовать степени вины. Наказывать или не наказывать решают родители.
Конради сказал: «Запрещайте как можно меньше, ограничивайтесь для этого лишь теми случаями, когда необходимость запрета для вас вполне очевидна; но тут будьте стойки и последовательны». Если вы сказали, что запрещаете смотреть телевизор, то вы должны сдержать слово.
Макаренко А.С.: «Наказание – очень трудная вещь, оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности». Наказание должно соответствовать проступку, быть своевременным. Чем больше времени проходит, тем менее эффективно . Психологи считают, что главный метод воспитания – это убеждение!
/Обращение к классной доске, на которой написаны высказывания о наказании и поощрении/
Лесгафт: «Сила мягкого спокойного слова так велик, что с нею не может сравниться никакое наказание».
Русская пословица: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом».
Эзоп: «Лаской почти всегда добьёшься больше, чем грубой силой».
Античный афоризм: « Примеры полезней наставлений».
Т.о., разговаривайте с детьми, убеждайте словами, примерами, будьте тактичны и тогда ваши стремления станут их стремлениями.
/Зачитываются результаты анкетирования учащихся.
Вопрос анкеты:
1.Что нельзя использовать в качестве наказания?/
/Зачитываются результаты анкетирования родителей.
Вопрос анкеты:
1.Какими средствами родители пытаются преодолеть агрессивность ребёнка?/
Т.о., большинство родителей убеждают своего ребёнка.
Преодолению детской агрессивности способствуют поощрения и единые требования в семье. Как вы поощряете своих детей? /Приводятся результаты ответы школьников на вопрос: «Как тебя поощряют в семье?»
/Обмен опытом родителей о поощрениях в семье/.
Приведу советы психолога «Как поощрять ребёнка в семье», чтобы родители смогли сравнить свои методы воспитания с рекомендациями:
1.Одобрительно улыбайтесь ребёнку, когда он моет посуду, учит уроки.
2.Поощряйте жестами: погладьте по голове, прижмите к себе, пожмите руку.
3.Выражайте одобрение самому маленькому его успеху, поведению.
4.Говорите чаще: « Ты прав», «мы согласны с тобой» - это формирует в ребёнке самоуважение.
5.Дарите подарки, но учите благодарности.
6.Используйте подарки не только материальные, но и моральные /стихи/.
7.Если используете в качестве поощрения деньги, то предоставьте возможность распоряжаться, узнав, каким образом ребёнок собирается распорядиться деньгами.
8.Никогда не анализируйте стоимость подарка.
9.Нужно учить понимать и ценить поощрения родителей.
Т.о., поощрения имеют важное значение в воспитании личности.
Снижению детской агрессивности способствуют единые требования родителей.
Выскажите своё мнение/обмен опытом/.
Т.о., поощрения, единые требования родителей, внимание к детям, сочувствие, терпение, требовательность, честность, доброта, ласка , чувство юмора, такт, любовь, дружелюбие могут сделать больше, чем самый дорогой подарок.
Существуют «золотые правила», которые помогут преодолеть детскую агрессивность.
1.Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3.Не запрещайте выражать детям отрицательные эмоции.
4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5.Повиновение, послушание, исполнительность будут там, где предъявляются разумно.
6.Помните, что к агрессивному поведению ребёнка приводит агрессивность в семье.
7.Поощрения, единые требования в семье помогут преодолеть агрессию.
8.Помогите ребёнку найти выход накопившейся агрессивности /занятия спортом, музыкой и т. д. /
9.Учите ребёнка контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.
10.Формируйте в детях способность к доверию, сочувствию, учите их сопереживанию.
/Памятки раздаются родителям /.
На собрании мы выяснили причины детской агрессивности, поговорили о наказаниях и роли поощрений в формировании личности ребёнка, пришли к выводу, что только понимание психологии ребёнка помогает решить проблемы. Вы главная опора своих детей.
Эрих Фромм говорил: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли».
Итог собрания: обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.


Литература для подготовки к собранию:
Астахов А.И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984г.
Воскобойтов В. М. Как определить и развить способности ребёнка. СПб.,1996г.
Дубровина И.В. Мы живём среди людей. М., 1989г.
Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк,1989г.
Кротов В.Г. Массаж мысли. М.,1997г.
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. В.А. Краковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М., 1999г.








13PAGE 15


13PAGE 14815




15