Формирование готовности подростков к семейной жизни

Формирование готовности
подростков к семейной жизни

Психолог: Котлова А.А.

Анализ научной литературы показал, что сфера семейных отношений всегда регулировалась обществом, в том числе путем формирования соответствующих ценностных ориентиров, норм морали и нравственности. Педагогические исследования рассматривают различные направления стабилизации семейной сферы. Целый ряд работ посвящен проблемам молодой семьи, таким как нестабильность молодой семьи (А.И. Антонов, Г.К. Зайцев), успешность брака, зависящая от сходства ожиданий молодых супругов (C.B. Ковалев, O.A. Лебедева). Отдельное направление представляют работы, обращающиеся к добрачному периоду, а именно мотивам вступления в брак (О.Н. Посысоев, Л.Б. Шнейдер) и мотивам выбора брачного партнера (Г. Навайтис, И.В. Гребенников, Л.Я. Гозман, Е.Г. Силяева, H .Я. Соловьев). Помимо семьи, на которую общество традиционно, возлагает данные функции, в процесс воспитания будущего семьянина вовлекаются и образовательные учреждения. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения среди личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования выделено осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Существуют исследования, в которых раскрываются вопросы подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни (A.C. Запесоцкий, A.B. Мудрик, МИ. Рожков, В.И. Слободчиков), рассматриваются вопросы взаимосвязи полового и нравственного воспитания, формирования нравственных чувств, культуры взаимоотношений юношей и девушек (В.В. Абраменкова, П.П. Блонский, Г.К. Зайцев, В.М, Кабаева, И.С. Кон, О. Кунц, А.Л. Санников). Исследуются пути и формы реализации опыта нравственных взаимоотношений и подготовки подрастающего поколения к самостоятельной семейной жизни (О.Н. Гноевая, И.В. Гребенников, P.P. Мухаметзянов, С.М. Пителин, Г.А. Сатаева, Е.К. Узденова). Е.И. Зритневой разработана концепция воспитания будущего семьянина.
В большинстве исследований подростки и молодежь рассматриваются как объекты педагогического и психологического воздействия, однако не рассматривается организация взаимодействия субъектов воспитания, что снижает эффективность формирования готовности подростков к семейной жизни. На сегодняшний день и в науке, и в практике деятельности образовательных учреждений назрела необходимость разработки средств
педагогического сопровождения данного процесса, обеспечивающих формирование субъектной позиции подростков и комплексное взаимодействие субъектов сопровождения.
Факторами, влияние которых педагог может регулировать, являются:
- микросредовые факторы, раскрывающие особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением. К ним, в частности, относится опыт реализации системы просоциальных ролей, знание широты спектра ролевого поведения, интериоризация социальных норм и ценностей; эмоционально-позитивный опыт межличностного и межполового общения, опыт активной целенаправленной жизнедеятельности. К негативным факторам относится искажение социально-ролевой идентификации личности: наличие опыта реализации девиантных ролей, искаженная тендерная идентификация, незнание социально одобряемых норм реализации роли;
- опыт родительской семьи, который может оказывать как положительное (позитивный опыт супружеского и детско-родительского общения, наличие позитивных семейных образов, сформированность социально одобряемых моделей семейного взаимодействия), так и негативное влияние (несформированность семейных ценностей, тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, конфликтность братьев и сестер). Вместе с тем, в ходе сопровождения возможно создавать условия для оптимизации детско-родительского
взаимодействия на основе дифференциации, посредством реализации технологий педагогического просвещения родителей и привлечения их в качестве активных участников формирования готовности подростков к семейной жизни, организации совместной деятельности;
- личностные особенности, которые проявляются в избирательном отношении индивида к среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; ценностно-нормативные представления; адекватная самооценка и позитивная Я-концепция, умение принимать на себя ответственность.
Чтобы обеспечить регулирование влияния данных факторов на становление прогностической готовности подростков к самореализации в семейной сфере, необходимо осуществлять педагогическое сопровождение.
Под педагогическим формирования готовности подростков к семейной жизни мы понимаем процесс взаимодействия различных субъектов (подростков, педагогов, психологов, медиков, родителей), в ходе которого происходит создание оптимальных условий становления социальной позиции семьянина, а также развитие у подростков способности противостоять внешним и внутренним негативным воздействиям, препятствующим формированию готовности к семейной жизни.
структура содержания понятия «готовность к семейной жизни»:
- когнитивная готовность - знание нормативно-правовых основ семейных отношений; социальных и нравственных норм взаимоотношений полов; основ сохранности репродуктивного здоровья.
- мотивационная готовность - сформированные ценности семейно-брачных отношений, желание иметь семью и детей, готовность брать на себя ответственность за себя и членов своей семьи.
- эмоциональная готовность - уверенность в собственных силах и возможностях, ощущение подготовленности к решению основных жизненных задач, эмоционально-позитивный опыт межличностного взаимодействия.
- коммуникативная готовность - умение продуктивно общаться, конструктивно решать возникающие во взаимодействии проблемы, эмпатий-ность и толерантность.
- деятельностная готовность - сформированные навыки ассертивного поведения, продуктивные копинг-стратегии, эффективное поведение в конфликте.
Готовность к семейной жизни - важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие ее - источник личностной и общественной нестабильности. Предусмотреть решение этой
проблемы необходимо еще в подростковом возрасте, наиболее сензитивном для формирования ценностных установок.
Учитывая определения готовности к семейной жизни (О.Н. Гноевая, И.В. Гребенников, Л.В. Карцева, Л.Б. Шнейдер) и возрастные особенности подростков, под прогностической готовностью к семейной жизни мы понимаем сформированную рефлексивную позицию личности, характеризующуюся наличием устойчивых мотивов заключения брака, предполагающую адекватную оценку возможного проявления личностных качеств, необходимых для семейной жизни, а также определение, на основе индивидуального социального опыта, наиболее вероятных и приемлемых способов решения возможных семейных проблем.

15