Проектная деятельность-способ активизации творческих способностей обучающихся


МКОУ Новожизненская ООШ
Тема: Проектная деятельность – способ активизировать
творческие способности обучающихся начальной школы
Учитель начальных классов : Марухина Галина Алесеевна2015г
Тема: Проектная деятельность – способ активизировать творческие способности обучающихся начальной школы
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.Становление учебно-познавательной деятельности - один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.В традиционном обучении мы очень часто имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается "напичкать" стандартным набором готовых знаний. Учитель сетует:"Даю важные вещи, а им не интересно". Как сделать процесс обучения желанным, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?Наши современные дети ждут от учителя знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение,чтобы выявить имеющиеся у ученика знания.актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить - не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. А для этого учитель должен предлагать задания на практическое использование школьных знаний. Надёжный выход в такой ситуации -вовлечение детей в проектную деятельность. Метод проектов помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач.Такая мотивация - стремление успешно разработать тему проекта - оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний - он учится учиться.
Проектная деятельность в начальной школе имеет свои особенности. Это связано и с уровнем сформированности учебных компетенций, и с возможностями доступа к получению нужной информации. Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения: определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира. Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления об его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель,согласованные методы, способы деятельности.
Этапы проектирования:
-выработка концепции,
-определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
-создание плана,
-организация деятельности по реализации проекта.
По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
-индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала во внеурочное время представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы);
-коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.
Менее исследована и разработана организация проектной урочной деятельности учащихся и вообще, возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать"вкус" к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?
Далее перед нами встаёт другой вопрос, - с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней - применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Думается, это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность - в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.
Тема «Проектная деятельность в начальной школе» считается актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы:
· «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб
· «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев
· учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь»
Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности. В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.
Ученик Учитель
Определяет цель деятельности Пом Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует Предлагает возможные формы работы
Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов
Активен Создает условия для активности школьника
Субъект деятельности Партнёр ученика.
Несёт ответственность за свою деятельность Пом
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них: -качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
-умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками, работниками школьной и сельской библиотек, жителями села, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
· в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на:
· Развитие критического мышления
· Развитие творческого мышления
· Умения работать с информацией
· Умения работать в коллективе;
· Владеть культурой коммуникации.
Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.
Действия родителей могут быть такими:
-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации)
-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет)
-обеспечение самостоятельности школьников
-активное участие на каждом этапе проектной деятельности.
Об этом мы, учителя, обязательно должны информировать родителей.