Педагогический проект «Совместное развитие познавательной активности обучающихся и их родителей средствами музейной педагогики»


Педагогический проект
«Совместное развитие познавательной активности обучающихся и их родителей средствами музейной педагогики»
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Руководитель проекта: Ромашова Л.Ф.- учитель истории,
руководитель школьного музея «Патриот»
Состав творческой группы:
Цауне Е.Г.- директор МБОУ «Базойская ООШ»
Гребнева В.И. – председатель Совета ветеранов с.Базой
Федорова Е.В.- родитель
Зарубина О.В.- учитель начальных классов
Кудряшов Дмитрий, 8 класс
Панфилова Александра,6класс
Корнев Александр, 5 класс
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации, одним из приоритетных направлений развития всей системы российского образования  является воспитание подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться личности в современной культуре, социуме. Считается, что культурологический подход в воспитании школьников способствует проявлению у детей уважения к национальной культуре, возрождению народных традиций, восстанавливает прерванную связь времен, возрождает духовные ценности, воспитывает любовь к родной земле, своему краю, уважительное отношение к своим предкам, истории своей страны и обычаям народов, населяющих ее. Неоценимая помощь в этом принадлежит школьным музеям. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей творчество, активность, самостоятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Многие считают, что школьный музей рассчитан только на детей. Дети – это будущее нашего общества, но если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны совместно с родителями воспитывать в наших детях духовно-нравственный стержень. С раннего возраста ребенок начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей помогает воспитать в детях чувство патриотизма, достоинства, гордости и ответственности. Ребенок, который будет знать историю своей малой Родины, быта своих предков и памятников, созданных их руками, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности.
Идея разработать проект совместной работы с родителями на базе школьного краеведческого музея «Патриот» появилась в 2013 году в юбилейный год Базойской школы.  Проект должен имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности обучающихся. Музей создает условия для творческой самореализации каждого участника проекта.
Данный проект предлагает родителям совместно с детьми участвовать в музейных мероприятиях и закрепить полученные впечатления в кругу семьи, участвовать в создании семейных архивов и коллекций.
Цели  проекта:
1.   Сохранить знания обучающихся по истории и наследию своих предков.
2.   Использование материалов наследия и традиций в работе с детьми, вовлечение их в активную деятельность музея.
3.   Организация работы с родителями (законными представителями) с целью объединения поколений и сохранения семейных реликвий и традиций.
Задачи проекта:

На конкретном, близком школьникам материале развить у них:
интерес к истории своей семьи, своего рода;
интерес к изучению и сохранению национальной культуры;
представление о неразрывной связи  истории семьи с историей страны;
Заинтересовать родителей краеведческой тематикой и проводить совместные
мероприятия
Участники проекта: обучающиеся 1-9 классов МБОУ «Базойская ООШ», родители, педагогический коллектив, администрация школы, областной, районный и местный совет ветеранов.
Изложение проблемы:
В силу разных причин во многих семьях практически не сохранялись архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.), а если какие-либо предметы и хранятся, они не извлекаются для экспозиций. Сегодня чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказывать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к отчему дому.
  
Сроки реализации проекта: 2014-2015 учебный год
I этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2014г.)
1.Создание творческой группы.
2.Составление и корректировка плана работы школьного музея «Патриот».
3. Выступление на общешкольном родительском собрании. Ознакомление родителей с проектом.
II этап. Практический (октябрь 2014г - август 2015г.)
1. Подготовка и проведение совместных мероприятий.
2. Расширение и пополнение экспозиций и фонда музея.
3.Эстетическое оформление интерьера музея.
4.Совместная работа по созданию проектных групп, организация исследовательской работы.
5. Участие в очных и заочных конкурсах.
III этап. Обобщающий (сентябрь 2015г.)
1.Рефлексия.
2.Обмен опытом работы.
Виды деятельности:
- интерактивные экскурсии;
- сбор экспонатов;
- обновление экспозиций музея;
- реконструкция экспонатов;
- изучение материалов музея;
- написание проектно-исследовательских работ;
- участие в очных и заочных конкурсах;
- встречи с интересными людьми;
-тематические мероприятия, акции, митинги.
Содержание деятельности:
Этапы реализации инновационного проекта Содержание деятельности Промежуточный результат инновационной деятельности 1 этап
Подготовительный  (сентябрь-октябрь 2014 г).
Цель:  Создание творческой группы
Основные задачи этапа и направления деятельности:
1.Разработать и создать проект  «Сотрудничество школьного музея «Патриот» с родителями».
2.Собрать и проанализировать информацию о новых формах деятельности школьных музеев.
3.Привлечь внимание родителей к проекту. 1.Изучение нормативно-правовой базы и научно- методической литературы по данной проблеме.
2.Изучение  опыта работы других школ по данной тематике в СМИ, Интернете.
3.Изучение современных педагогических технологий и применение их в работе музея.
4.Разработка проекта «Сотрудничество
школьного музея
«Патриот» с родителями»;
5.Проведение собраний с родительской общественностью. -Нормативные документы и специальная литература, методические разработки.
-Выступление на родительском собрании, презентация проекта.
-Работа по обобщению имеющегося материала и создание мультимедийной презентации о работе школьного музея.
- Сотрудничество с Советом школы,советом ветеранов
2 этап
Практический
(октябрь 2014г.август 2015г.)
Цель: формирование музейной культуры школьников через общение с родителями.
Основные задачи этапа и направления деятельности:
1.Обучить учащихся школы проектно-исследовательской деятельности.
2.Проведение праздников с участием родителей.
3. Расширение и пополнение экспозиций, пополнение фонда музея.
4.Эстетическое оформление интерьера музея.
5. Участие в очных и заочных конкурсах.
6.Оформление выставки «Семейные реликвии»
7. Что такое «Семейное краеведение»?
8.Оформить в школе выставку поделок «Базойские умельцы» изготовленных руками родителей, бабушек и дедушек.
9.Продолжить работу над «Семейным школьным альбомом»
10. Оформить экспозицию «Базою 440 лет». Принять участие в празднике села.
- Проведение занятий-практикумов по обучению обучающихся методу проектов в рамках краеведения.
- Организация праздника «Масленица», «Пасха».
- Разработка и корректировка плана проведения митинга, посвященного 70- летию Великой Победы.
-Сбор экспонатов.
-Реконструкция экспонатов.,- Подготовка мультимедиа-презентации к творческой работе обучающегося.
- Изготовление афиши- приглашения на мероприятия.
-Участие детей в конкурсах.
- Работа по тематическим блокам:
«Генеалогическое древо»
«Семейные реликвии и предания»
«История семьи в истории страны»
«Семейный архив»
«Умельцы моей семьи»
«Семья и школа»
«Край, в котором мы живем».
- Сотрудничество с Советом школы.
- Проведение праздников.
-Проведение митинга.
-Пополнение
музея новыми экспонатами.
-Создание мультимедиа-презентации к творческой работе обучающегося.
- Создание афиши- приглашения.
-Участие в конкурсах.
- Составление простейшей
схемы своего рода в виде родословного древа. Обучение исследовательским приемам с генеалогическими источниками.
- Совместная деятельность с родителями позволит спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений. Обучающиеся смогут описывать наиболее ценные предметы из семейного наследия: самые различные документы, свидетельства, награды, письма, интересные предметы
домашнего быта, о многих из которых
можно рассказать интересные истории.
-Школьники узнают, где
работали их дедушки и бабушки. Где прошло их детство, чем они увлекались, как история страны отразилась на их семье, все
это еще теснее сближает
с родными.
- Юные исследователи вместе со родителями изучат семейный архив. Создадут основу для небольшого домашнего музея. Наиболее интересные материалы будут представлены на выставке
с последующим возвращением
в семью.
- Юные краеведы выявят и
соберут предметы быта и
рабочие инструменты, которые использовали в работе бабушки
и дедушки, прабабушки и прадедушки. Все их находки и наблюдения становятся основой для написания
исследовательских работ.
- Собранные материалы о школе
станут бесценным достоянием школьного музея.
- Участие в празднике села.
- Материала по истории своего села (фотографии запечатлевшие прошлое, документы, общение со старожилами села и т.д.) Проектная группа
Совет школы
Администрация школы
Родители
Обучающиеся
3 этап
Обобщающий  сентябрь – октябрь 2015г.
Цель:
Обобщение и распространение опыта работы школьного музея с родителями 1.Анализ результатов и корректировка проекта.
2.Обобщение опыта работы.
Рефлексия Проектная группа
Методы реализации проекта:
-анализ методической литературы;
- проектирование;
- поисково- исследовательский;
- групповые и индивидуальные консультации;
- стимулирование и мотивация интереса к проекту;
- наблюдение за учебной деятельностью детей в школе;
-социологические опросы, анкетирование детей и родителей;
-обобщение и анализ опыта работы.
Критерии оценки результативности проекта:
1.Рост интереса учащихся к изучению истории своей семьи, своего края, проявление чувства патриотизма и гордости за свою страну.
2.Увеличение числа детей участвовавших в музейных делах.
3.Использование фонда школьного музея для подготовки творческих работ и исследовательских проектов.
4. Позитивная динамика активности родителей в работе школьного музея.
5.Повышение профессионализма руководителя школьного музея
6.Обсуждение результатов проекта на заседаниях педагогического совета и на родительских собраниях.
7.Публикации в газете «Знамя труда» и группе в социальной сети «Одноклассники», на персональном сайте: http://учительский сайт/Ромашова-Любовь-Федоровна)Ожидаемый результат проекта:Дети - получат знания, которые помогут в учебной деятельности.  Родители - получат возможность увидеть реальные достижения своего ребенка, совместно поучаствовать в интересном и творческом деле.
Педагоги - приобретут способ формирования ключевых компетенций, условий для организации внеурочной деятельности.
Ресурсная база реализации проекта
Наименование Ресурсы
Нормативно- правовая база - «Конвенция о правах ребенка»;
- «Конституция Российской Федерации»;
- «Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-«Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения»;
-«Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»
- Положение о Совете школы;
- Положение о школьном музее.
Мотивационная Знания и положительные эмоции, полученные при совместной деятельности.
Организационная Формирование социального заказа на воспитание компетентностного школьника в условиях краеведческой деятельности.
Научно-методическая Педагогический проект
Методические разработки мероприятий, тематических выставок, экскурсий.
Информационная Интернет поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»:   www.npstoik.ruБогуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.
Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
Свиридова Н.В.  Историческое образование школьников средствами музейной педагогики//     Фестиваль     педагогических     идей     «Открытый     урок».–     М., Просвещение, 2005.
Сейненский А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994
Долдин Н.И. Чуприна З.В.
Сирота Сибири. Томск изд. «Ветеран».2015. 584с.,
Чуприна Зоя Валентиновна - выпускница Базойской школы 1965 года, воспитанница детского дома.
Материально-техническая 1.Компьютер;
2.Проектор и экран;
3.Электронный фотоархив школьного музея,
4.Результаты поисково-исследовательской деятельности
школьников (мультимедийные презентации, исследовательские работы, фотографии, документы и т.д.),
5.Музейные  экспонаты и выставки,
6.Видеокамера;
7.Фотоаппарат.
8.Выход в сеть  InternetКадровая Руководитель школьного музея, родители, педагоги
Возможные риски реализации проекта
       Наименование риска Анализ причин его возникновения Механизмы минимизации
Отсутствие заинтересованности у обучающихся Отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении. - создание ситуации успеха.
 
2. Отсутствие заинтересованности у
родителей
Отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении. пропаганда краеведческой работы;
ситуация успеха детей.
Перспектива развития проекта в дальнейшем:
По отзывам обучающихся и их родителей, музей добился определенных результатов в 2014-2015 учебном году. Накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы.
В школьном музее оформлена выставка «Быт базойцев в годы Великой Отечественной войны». Школьники с интересом изучают воспоминания своих прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек о своей жизни. На основе рассказов составляют «Страницы семейной летописи». Обучающиеся занимают призовые места на муниципальных и областных научно-практических конференциях.
Щербинин Владимир (7 кл.) принял участие во всероссийском интернет- конкурсе «Страницы семейной славы». Представленная исследовательская работа «Герои - победители в моей семье» набрала 23 голоса.
К 85 -летнему юбилею школы была проведена большая работа по сбору материала Школьники принесли фотографии своих родителей, бабушек и дедушек, тетей и дядей в их школьном возрасте, которые учились в Базойской школе. Была оформлена экспозиция «Семейный школьный альбом».
В 2014 году Щербинин Владимир принял участие в областном конкурсе «Россия, Родина моя!», награжден дипломом в номинации « Война в судьбе моей семьи». Корнев Александр начал изучать семейный архив с 4 класса, написал исследовательский проект «Фронтовики моей семьи». При изучении любой темы по истории России можно затрагивать семейную проблему рассказывая о земляках. На окружной конференции в с.Мельниково «Мечта сбылась в Сибири» Богинская Ольга рассказала о судьбе одной крестьянской семьи, которая переехала в Базой в начале XX века из Белоруссии. Шевцов Данила (6кл.) участвовал в районном этапе XVI Международного фестиваля «Детство без границ» в конкурсе «История моей семьи» номинация «Семья в куче, не страшна и туча». Данила выяснил, как выживала семья его прадеда в трудные времена, и какие семейные ценности помогли преодолеть все препятствия. Исследовательская работа Панюшкиной Марииё «Край отчий, край древний», посвященная истории села, часто используют на уроках учителя начальной школы. Она провела хронологическую значимость событий происходивших в родном крае от его основания до сегодняшнего дня. Материал основан на архивных источниках, воспоминаниях. Родители обучающихся принесли в музей много фотографий, документов. В 2015г Корнев Александр продолжил работу над проектом « Фронтовики моей семьи», презентовал исследовательскую работу «Подвиги и плен Емельяна Анухина» на окружной конференции в с. Кожевниково. Накануне 9 мая 2015 года каждый обучающиеся с 1 по 9 классы написал сочинение о своих прадедах воевавших на фронтах ВОВ. К 70-летию Великой Победы было принято совместное решение с родителями зарегистрировать на «Портале о фронтовиках» героев-земляков базойцев. (http://www.pobeda1945.su/frontovikm). Разместили фотографии, известную о них информацию, копии документов, то есть – приняли полноценное участие в общем деле – создании на века электронной версии развёрнутой, подробной и достоверной Книги Памяти, которая пишется о воевавших с фашизмом участниках Второй Мировой войны.
28155901179830 В марте 2015 года приняли участие в инновационном проекте «Реконструкция исторического времени» (начало XX в.). Группа фотографов из Новосибирска под руководством Евгении Цвеклинской и Константина Романова попросили помощи у активистов школьного музея, отыскать в Базое уголок девственной природы и старинный вековой давности дом, для создания исторического календаря. Родители не только предложили свою помощь, но и помогли в реализации проекта.

Школьный музей отбирает наиболее интересные материалы для выставок с последующим возвращением в семью. Тематика выставок: « Учителя Базойской школы», «Человек дела», «Династия учителей Утевых», «Ордена и медали моего прадеда», «Письма с фронта», «Вымпелы и грамоты», «Их вклад в Победу», «Хвала рукам, что пахнут хлебом!». В музее были представлены семейные коллекции «Игрушки советских времен», «Марки», «Значки», «Деньги», «Спичечные наклейки».
Совместная краеведческая работа способствует повышению престижа семьи, укрепляет родственные связи, помогает воспитывать чувство гордости за своих предков.
В 2015 году на творческом отчете Чилинского сельского поселения школьный музей «Патриот» презентовал выставку «Билетик в детство. Игрушки СССР», «Юбилею района посвящается», «Победа в лицах». Материалы музея не только активно используются на уроках и внеклассных занятиях, но и служат выпускникам опорой в дальнейшей исследовательской работе. Музей посещают воспитанники дошкольной группы и детского сада. Двери музея всегда открыты для гостей школы. Поддерживаются тесные связи с Советом ветеранов, сельской библиотекой, выпускниками школы и воспитанниками базойского детского дома. Оформлены тематические экспозиции на 2 и 3 этаже школы. По экспозициям разработаны экскурсии. О работе школьного музея есть немало публикаций в районной газете «Знамя труда».
Только совместная работа является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого обучающегося и родителя свой индивидуальный воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогатила знаниями каждого участника проекта.