Урок окружающего мира с применением активных методов обучения Органы пищеварения (3 класс) УМК Гармония

Окружающий мир, 2 класс.
УМК «Гармония».
Тема урока: «Органы пищеварения. Питание»
Цели урока:
- познакомить учащихся с системой органов пищеварения, с компонентами пищи (питательными веществами) и их значением для здоровья человека;
- формировать логические универсальные действия, такие как анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей;
- воспитывать разумное отношение к правильному питанию;
Оборудования и материалы: презентация к уроку, учебник, энциклопедия, нарезное яблоко в одноразовых тарелках со шпажками, верёвка, слова-таблички к уроку; листы с заданиями, клей, фломастеры.
Ход урока:
1. Организационный момент.
АМО «Энергизатор»
- Доброе утро! Я рада вас видеть! Предлагаю начать совместную работу словами, которые добавят нам энергии. Слайд
Здравствуй друг! Здравствуй брат!
Нашей встрече каждый рад!
Здравствуй мир, здравствуй век!
Здравствуй, добрый человек!
- Я прошу вас поставить руки на пояс, улыбнуться и поприветствовать друг друга локотками. Надеюсь, что наша совместная работа будет интересной и результативной.

2. Проверка домашнего задания.
Тест-задание по теме «Органы чувств» (3 мин)

Вопросы:
Варианты ответов:

Как называется отверстие в центре радужной оболочки глаза?___
Какой орган помогает нам сохранять равновесие?____
Какой орган можно повредить, ковыряя в ухе острым предметом?___
Какая часть языка определяет вкус мороженого?__
Назовите орган обоняния?__
С помощью какого органа чувств можно с закрытыми глазами определить: сухое полотенце или мокрое?___

1. Корень языка.
2. Барабанная перепонка.
3. Хрусталик.
4. Нос.
5. Кончик языка.
6. Ухо.
7. Кожа.
8. Зрачок.
9. Язык.
10. Слуховые косточки.


- Оцените свою работу. (Слева от / то, как вы оцениваете себя, а справа – оценка учителя, команды.)
Проверка с доски.
- Поставьте себе оценку через / (т.е. 4/3)

3. Вхождение в тему.
- Мы изучили много органов человека. Догадайтесь, о каком органе пойдёт речь сегодня на уроке.

АМО «ДальшеДальше»
1) Висит мешочек небольшой
То полный, то пустой.
2) В него вагончики бегут,
Пищу, жидкости везут.
3) Кипит работа целый день,
Нам помогать ему не лень.
4) Готовит пищу, нас питает,
А что не нужно – выгоняет. (Желудок.)
- Верно, это желудок. А вы знаете, какую функцию в организме выполняет желудок? (Переваривает пищу.)

4. Целеполагание.

АМО «Ассоциативный ряд»
желудок(пища, рот, переваривает, попадает, кишечник, зубы, язык, слюна, )
- Всё это помогает переваривать пищу.
- Предположите, о чём будем говорить на уроке? Органы пищеварения. Питание.

Вопросы, на которые мы будем искать ответы:
Как организм переваривает пищу?
Для чего нужно питаться?
Как беречь пищеварительную систему?
- Ответить на эти вопросы – и есть цель нашего урока.

5. Формирование ожиданий.
- Продолжите фразу:
Узнаю
Научусь..

6. Изучение новых знаний.
- Чтобы ответить на первый вопрос - проведём опыт «Как путешествует пища».
- Будьте предельно внимательны, прислушиваясь к своим ощущениям. Итак, начинаем опыт.

Возьмите кусочек яблока.
Положите его в рот.
Медленно пожуйте.
Проглотите.

- Расскажите о своих ощущениях, всё, что вы почувствовали. Куда попало яблоко сначала? Что происходило с ним во рту?
- Да, ребята, пища попадает в ротовую полость, где её обрабатывают зубы, язык и слюна. Здесь пища, как вы сказали, смачивается, перетирается и измельчается, чтобы ей легче было двигаться дальше. Поэтому очень важно пищу долго пережевывать.

Куда далее попало яблоко? Мне трудно. (Слайд)
В момент глотания пищи, она попадает в пищевод и по нему следует вниз.
Верно, по пищеводу оно попадает в желудок. А что там происходит?


7. Презентация учебного материала.
- Я предлагаю отправиться на экскурсию открывать тайну исчезновения пищи, т.е. тайну пищеварения. Мы отправляемся на Фабрику-кухню, которая представляет длинный контейнер. Его длина 10 метров.
- Желудочный сок, ребята, растворяет ваше яблоко до полужидкого состояния. И на этот процесс уходит около 4 часов. Много это или мало? С чем можно сравнить? Да, почти учебный день – 4 урока!
- Переваривание пищи продолжается в двенадцатиперстной кишке. Какое интересное название? Двенадцатиперстная кишка. Кто знает, что такое перст? Название этого органа происходит от славянского слова «перст» - палец; считалось, что 12 сложенных пальцев соответствуют длине органа.
- В двенадцатиперстной кишке перевариваются пищевые части, с которыми не справился желудок. А помогают ей соки поджелудочной железы и желчь, которую выделяет печень.
- Итак. Яблоко переварилось. Но процесс ещё не завершен. Куда оно следует дальше? В тонкую кишку.
- Рассмотрите её внимательно. Представляете, ребята, длина тонкой кишки – 7,5 метров! Вот это да! Давайте посмотрим, сколько это (учитель даёт ученику на последней парте конец верёвки длиной 7,5 м и растягивает её).
- Как же она уместилась в нашем организме? Она уложена петлями (показ учителем на верёвке).
- В тонкой кишке ваше яблоко будет перевариваться ещё 6-7 часов, здесь оно обрабатывается кишечным соком.
- Выполняя опыт, вы съели яблоко, и оно в процессе переваривания, уже в тонкой кишке стало полупрозрачной жидкостью, которая впитывается кровеносными сосудами и через кровь разносится по всему нашему организму. Именно здесь заканчивается процесс переваривания пищи.

- Долго путешествовало яблоко внутри вашего организма? (10 часов). Так долго! Потому что это сложный процесс!

8. Первичная проверка усвоения знаний. Работа в группах (На столах: клей, карточки со словами, альбомный лист, маркеры.)
- А что Саша ты сегодня ел на завтрак?
Ребята, давайте проследим путь Сашиного завтрака и составим модель движения пищи (работа с карточками: ротовая полость, желудок, пищевод, двенадцатиперстная кишка, тонкая кишка).

- Как думаете, ребята, какой орган пищеварения самый главный? А почему?
Нет главных органов! Все органы связаны между собой и выполняют одну слаженную работу – переваривают нашу пищу! И роль каждого важна!
Все эти органы образуют единую систему - пищеварительную систему человека.

Мы ответили на первый вопрос – как организм переваривает пищу?
- Оцените свою работу сами и группой.

9. Физминутка.
10. Продолжение темы.
Робин Бобин Барабек скушал 40 человек.
И корову, и быка, и кривого мясника.
И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу.
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом!
А потом и говорит: «У меня живот болит»

- Ну как вам аппетит Робина Бобина? Почему он жалуется на боли в животе?
А может вовсе не давать ему еды?
Значит, важно знать, для чего нужно питаться? Ответьте на этот вопрос.
Для чего нужно питаться?

источник энергии рост и развитие здоровье

- Так может посоветуем Робину Бобину питаться только яблоками? Будет ли он здоров и активен?
- Значит, питание должно быть разнообразным, потому что каждый продукт полезен по-своему и содержит определённые питательные вещества.

- А вы знаете, какие питательные вещества нужны человеку?
- Предлагаю узнать это из учебника.
Откройте страницу 25.
Найдите слова, выделенные жирным шрифтом.
Прочитайте их.
- Вот, оказывается, какие питательные вещества существуют! Прочитаем их вместе. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
- Вам хочется узнать, где они содержатся и чем полезны? Для этого предлагаю вам выполнить в парах задание. Информацию представить в виде схем, коллажей, рисунков. (На партах: картинки продуктов, альбомные листы, фломастеры.)
1 команда
1 пара: Найди в учебнике и подчеркни информацию, отвечающую на вопрос:
В каких продуктах содержатся белки? Как они влияют на организм? Подготовьте
сообщение.
2 пара: Найди в учебнике и подчеркни информацию, отвечающую на вопрос:
В каких продуктах содержатся жиры? Как они влияют на организм? Подготовьте
сообщение.
3 пара: Найди в учебнике и подчеркни информацию, отвечающую на вопрос:
В каких продуктах содержатся углеводы? Как они влияют на организм? Подготовьте
сообщение.

2 команда
- Откройте энциклопедию, сообщение и найдите информацию, отвечающую на вопрос: В каких продуктах содержатся витамины? Как они влияют на организм? Подготовьте сообщение.
1 пара: Витамины А.
2 пара: Витамины В.
3 пара: Витамины С.
3 команда
- Откройте энциклопедию, сообщение и найдите информацию, отвечающую на вопрос: В каких продуктах содержатся витамины? Как они влияют на организм? Подготовьте сообщение.
1 пара: Витамины Д.
2 пара: Витамины Е.
3 пара: Витамины К.

4 команда
- Составьте правила в картинках «Как беречь пищеварительную систему»

Минеральные соли – укрепляют кости и зубы.
Минеральные соли и витамины в небольших количествах содержатся во всех продуктах, которые мы едим.

- А теперь давайте послушаем друг друга.
- Оцените свою работу сами и парой.

- Сделаем вывод: для чего мы питаемся? Мы ответили на второй вопрос.
- А какие питательные вещества необходимы организму

11. Первичное закрепление «Советы Робину Барабеку»
АМО «Да-нет»
Ешь разнообразную пищу.
Если хочешь – ешь пельмени, хоть целый месяц.
Кушай как можно больше булочек и сладостей.
Сладкого и жирного надо кушать меньше.
Кушай в одно и то же время.
Ешь больше солёной и жареной пищи.
Утром обязательно завтракай.
Побольше кушай перед сном.

12. Возврат к ожиданиям.
13. Домашнее задание.
Меню для Робина Барабека.
14. Рефлексия.
- Мне очень хочется узнать ваши ощущения и эмоции от урока.
- У меня ощущения от урока как от вкусного, сладкого, сочного и ароматного яблока. Покажите мимикой мне и друг другу свои ощущения от урока.
Мне очень понравилось с вами работать! Спасибо за урок!!!