Конспект Когда появилась одежда?


Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
УМК: Школа России (А.А.Плешаков Окружающий мир, изд. Просвещение, 2014)
Тип урока: ОНЗРаздел: «Где и когда?»
Блок: Мир людей (3 ч).
1 урок: « Когда появилась одежда?»
Тема Когда появилась одежда? ( История появления одежды и развития моды)
Цели Образовательные: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя).Развивающая: способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; развивать навык самооценки.
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к своей одежде, культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.
Формировать УУД:
Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; воспитывать осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формируем и отрабатываем умение работать в паре и в коллективе.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; узнавать национальную одежду своего народа; различать типы одежды по назначению.
Метапредметные:
Будут учиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать свои достижения; работать в парах: договариваться о результатах выполнения задания; отвечать на вопрос, используя ключевые слова; работать в группе используя представленную информацию для получения новых знаний.
Личностные:
Проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир; овладеть начальными навыками адаптации в мире: подбирать одежду, соответствующую конкретному случаю.
Основные понятия Деловая, спортивная, рабочая, домашняя одежда, праздничная одежда.
Межпредметные связи Изобразительное искусство «Как украшает себя человек». Математика: «Временные представления: раньше, позже, сначала. Потом». Технология: «Одежда, ткань, нитки»
Ресурсы:
- основные
- дополнительные 1. А.А.Плешаков Окружающий мир. Изд. Просвещние. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 20, 21
2. А.А.Плешаков Окружающий мир Изд. Просвещение. Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 2. Стр.15-16.
3. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. Изд.Просвещение.
Раздел «Где и когда?». Мир людей. Когда появилась одежда?
4. Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков:1 класс:Пособие для учителей начальных классов. Изд. «Просвещение». Стр.90-91.
5. А.А.Плешаков Окружающий мир. Тесты. Изд.Просвещения. Стр.37, 38.
6. Технологическая карта № 4. 1 класс 2 полугодие. (с сайта «Просвещение»)
-кукла-гость в русском национальном костюме.
-картинки: куртка, шуба, рукавицы.
-кукла-младенец в ползунках и пеленке.
- презентация «Когда появилась одежда?»
- бумажные куклы для творческой работы в группах.
- ткань в форме прямоугольника для исследовательской деятельности (демонстрация античной одежды)
-листы для самооценки индивидуальных достижений (со смайлами).
- плакат с изображением зимующих и перелетных птиц (для повторения изученной темы прошлого урока).
Виды деятельности Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Подробный конспект урока
Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Достижения учащихся Диагностика достижений
Орг.момент
Цель: создать положительный настрой. Вводное слово учителя, настрой на работу. - Мы начинаем урок окружающего мира. На нашем уроке сегодня будет гость, а какой вы узнаете позже.
Внимательно слушают, дают себе остановку на хорошую работу на уроке. Дети заинтересовались. Проверка домашнего задания.
Цели:
- проверка знаний изученной темы прошлого урока.
1.Фронтальная работа по пройденной теме прошлого урока «Где зимуют птицы».
Индивидуальная работа. Тест: «Где зимуют птицы?». Р.т. с 37.
3.Взаимопроверка
Устный опрос:
-На прошлом уроке мы с вами говорили о птицах. Вспомните, на какие две группы можно разделить всех птиц.
-Каких птиц называют зимующими?
-Каких – перелётными?
-Каких перелётных птиц вы знаете?
- Какие птицы зимуют в наших краях?
- Легко ли этим птицам зимой?
- Почему?
- Как вы можете помочь зимующим птицам?
-Молодцы ребята! На вопросы вы ответили верно.
- А теперь каждый из вас выполнит задания теста.
(учитель объясняет правила выполнения тестовых заданий)
- У кого нет ни одной ошибки?
- Вы замечательно поработали. Раскрасьте тот смайлик, который радуется вместе с вами.
- У кого одна ошибка?
- Вы хорошо выполнили задания, только вам нужно быть немного внимательнее. Раскрасьте смайлик, который вот-вот готов улыбнуться.
- У кого две ошибки или более?
- Вам обязательно нужно повторить изученные темы и активнее работать на уроках. Раскрасьте смайлик, который немного огорчен, но обязательно улыбнётся, как только вы исправитесь. Устные ответы:
Зимующие и перелетные.
Показывают на плакате две группы птиц.
-это птицы, которые остаются в наших краях на зиму.
- это птицы, которые улетают в теплые края на время зимы.
-воробей, ворона, дятел, синица, свиристель, поползень, дрозд-рябинник, сорока, галки, голуби.
-Этим птицам очень трудно, так как холодно и трудно достать корм из под снега.
-сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.
-Дети выполняют задания № 103, 104, 105 на стр.37
Дети попарно обмениваются листочками с тестом, учитель открывает на доске правильные ответы, дети исправляют ошибки карандашом Дают определение понятий «перелетные птицы», «зимующие птицы».
Перечисляют зимующих и перелетных птиц, узнают их на иллюстрациях
Выбирают правильный ответ, соотносят картинку с верным ответом.
Сравнивают свои ответы с ответами на доске.
Оценивают себя на листе самооценки (выбор смайла в соответствии с количеством верных ответов)
Учитель определяет правильность ответов во время фронтальной работы.
Фиксирует для себя ребят, которые ответили неверно.
А.А.Плешаков.
Окружающий мир. Тесты. С.37
Ответы на доске.
Ошибки:
0 – веселый смайл.
1 – спокойный смайл.
– грустный.
3.Мотивация познавательной деятельности.
Цель:
выработка внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Вызов интереса, любопытства, неудовлетворения своими имеющимися знаниями. -Знаменитый сыщик Шерлок Холмс мог, посмотрев на человека всего минуту, назвать его профессию и увлечения. Давайте и мы попробуем побыть сыщиками.
Слайд 2. –показ картинки с людьми разных профессий.
-На что в первую очередь вы обращали внимание, когда рассматривали людей
-какие изображения вызвали у вас затруднения? -рассматривают фотографии. Пробуют охарактеризовать людей, изображенных на слайде.
-Называют одежду как один из главных признаков, по которому можно судить о занятиях человека.-фиксируют затруднения, проговариванием Определяют сои знания и незнания. 4.Актуализация необходимых знаний.
Цели: найти взаимосвязь с прошлыми уроками, для плавного перехода к новой теме. Беседа о пройденных темах. -Вспомните, на каком уроке мы уже изучали одежду?
-Слайд 3. О чем говорят костюмы людей? Учитель вывешивает на доску слово «Национальность» -Это была тема в 1 части учебника: «Что мы знаем о народах России?»
-по одежде мы можем судить о национальности человека. -Повторяют изученный материал, устанавливают его взаимосвязь с новой темой. 5. Определение темы и задач урока.
Цель: поставить учебные задачи, наметить план выполнения. -Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел?
-Верно, ее зовут Евдокия. Посмотрите на ее одежду. Что заметили? Она очень хочет побывать у нас на уроке, ведь мы сегодня много нового узнаем и ее тоже интересно. Евдокия Петровна приготовила загадки. Посмотрите на Слайд4.
Дождик льётся не на шутку,
Надевают дети … (куртку)
Если мёрзнут даже зубы,
Значит, надевайте … (шубы)
Мы зимою по привычке
Надеваем … (рукавички)
- Назовите эти предметы одним словом.
-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- А Мудрая Черепаха опять приготовила вопрос, в котором и подсказала вам
тему урока.
- Откройте учебник на стр. 20 и прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять.
-это куколка в русском национальном костюме! (перечисляют все предметы одежды на кукле, обсуждают украшения, делают вывод, что это русский национальный костюм прошлой эпохи)
Хорошо читающие дети читают загадки вслух, дети отгадывают, картинка с отгадкой крепится на доску.
-одежда
-об одежде
-читают тему на доске.
-узнаем, когда появилась одежда и как она менялась с течением времени. Будем учиться подбирать для каждого случая подходящую одежу. Вспоминают отгадки, устанавливая взаимосвязь предмета с его описанием.
-Определяют тему урока и формулируют задачи урока.
Стремятся выполнить учебную задачу.
6. Организация познавательной деятельности.
Цели:
-познакомить с историей одежды, ее назначением 1.Знакомство с одеждой ребенка.
2.Знакомство с историей одежды. -Евдокия Петровна пришла не одна! Она принесла с собой крошечного малыша – Сашеньку. Посмотрите, какая на нем одежда?
-Через некоторое время малыш стал подрастать. Какая теперь одежда ему нужна?
- Но малыши растут не по дням, а по часам! Какая одежда совсем скоро понадобится Сашеньке?
-Вот как меняется одежда одного человека за короткое время.
-Сегодня мы попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.
-Рассмотрите рисунки на стр. 20. Что объединяет всю эту одежду?
- Как вы думаете, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана?
-Слайд 5-6. Картинка с одеждой первобытного человека. Почему люди делали одежду из шкур?
-Да, ткань появилась в более позднее время. Посмотрите на человека, обёрнутого в кусок ткани. Кто так одевался? Слайд 7
- Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече (а иногда и на двух) закрепляли брошью или просто завязывали узлом.
Евдокия принесла нам сегодня два куска ткани и очень хочет посмотреть, как вы сможете превратиться в древних греков. Мы разделимся на две группы – мальчиков и девочек. От каждой группы мне нужны два человека.
- Слайд 8-9 Рассмотрите остальные фигуры людей. Как выглядела одежда женщин и девочек в прошлые времена?
-А мужчин?
Подведение итога: Слайд 10. «Лента времени»
- пеленка.
- Девочка раскрывает пеленку и весь класс обнаруживает ползунки и кофточку.
-Брюки, рубашки, футболки и т.д.
-так одевались люди в прошлом.
-предположения детей, отмечают фишкой, какая одежда появилась первой.
- вывод: люди одевались в шкуры животных.
-она их согревала.
- люди в древней Греции.
-ребята обматываются тканью, по образу грека.
-платья пышные, красивые. Длинные юбки. Сарафаны и кокошники.
-Рыцари в кольчугах. Богатыри в шлемах, в руках щит и меч.
Делают вывод о том, что с возрастом изменяется и одежда.
Прослеживают с помощью рисунков учебника историю появления одежды и развития моды; описывают одежду людей по рисунку. Рассказывают, когда появилась одежда и как она менялась со временем.
Узнали о значении шкур для древнего человека.
Узнали, об одежде древней Греции.
Определяют виды одежды в средние века.
Умеют определять к какой эпохе относится тот или иной вид одежды. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Часть 2. Учебник. Стр. 20.
Презентация.
7. Физкульт-минуткаНа одной ноге постой – ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую (правую) прижми
Да смотри не упади. Дети выполняют упражнения под стихотворение. 8.Продолжение работы по теме урока.
Цели:
-Определение назначения одежды;
-показать зависимость типа одежды от погодных условий.
- формирование бережного отношения к одежде;
Работа в парах, групповая и самостоятельная.
Беседа.
Работа в парах.
Работа в малых группах. Творческая работа.
Работа в рабочей тетради. Выполнение творческих заданий.
Беседа о бережном отношении к одежде. -Посмотрите, во что оделся Муравьишка?
-из чего делали такую одежду?
-почему?
-Во что одета Мудрая Черепаха?
-из чего она сделана?
Подумайте и обсудите в парах, всегда ли мы одеваемся одинаково. Какая одежда нам нужна для разных случаев?
Слайд 11-23. Примеры современной одежды.
-сейчас вы станете на время модельерами!
Перед вами изображения моделей. Необходимо нарисовать для них одежду.
-Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием и показали друг другу как следует одеваться, по разным случаям.
-рассмотри рисунки. Как вы думаете, в каких районах Земли живут эти люди?
-Рассмотрите рисунки. Найдите хозяина каждого костюма.
- Рассмотрите рисунок. Что вы заметили?
-ребята так спешили на маскарад, что забыли дома головные уборы, наклейте.
-Подумайте, почему одежду следует беречь?
-Как нужно ухаживать за одеждой. - в рыцарские доспехи.
-из металла.
-она защищала тело.
-в современную одежду.
-из ткани
-ответы детей, вывод после изучения рисунка в учебнике, стр.21
-дети делятся на 5 групп. Выполняют эскизы одежды для разных случаев: деловая, спортивная, домашняя, рабочая праздничная.
-обосновывают ответ. Выполняют задание №1.
-выполняют задание №2.
-наклеивают головные уборы. Проверка в парах.
-она дорого стоит. На аккуратного человека приятно посмотреть.
-стирать, гладить и т.д.
Умеют различать тип одежды в зависимости от ее назначения, подбирают одежду для разных случаев.
Знают, что одежда очень разнообразна. Определяют по одежде, в каких районах живет человек и род его занятий (профессию).
Знают правила ухода за одеждой.
Учебник, стр. 21.
Выставка рисунков на доске. Обсуждение работ.
Заполнение листов самооценки.
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Часть 2. Стр. 15-16.
9.Рефлексия.
Цели:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали. -Ответьте на вопросы в учебнике на странице 21.
-Оцените свои достижения на уроке смайликами на своем листе достижений. -после ответов, учащиеся закрашивают смайлы, объясняя свой выбор. Листы индивидуаль-
ных достижений со смайлами.
10. Подведение итогов.
Цель: - зафиксировать новое содержание урока Подведение итогов урока. Самооценка. -Ребята, вернемся к нашей первой фотографии. Давайте снова охарактеризуем тех людей, вид деятельности которых вызвали у нас затруднения.
-выполнение заданий из эл.приложения.
-Давайте попрощаемся с Дуней! Сейчас она вернется в прошлое, в свою эпоху. В то время, когда носили подобную одежду на Руси. Давайте хором попрощаемся.
-ребята, в какой ситуации можно использовать знания, полученные сегодня? Рассматривают картинки, характеризуют людей по одежде.
-отвечают на вопросы учителя и делают вывод о достижении учебной задачи. Читают вывод Мудрой Черепашки.
- До свидания, Дуня!!! Мы рады были тебя увидеть и посмотреть как одевались наши бабушки и дедушки в старые времена!
-определяют личностный смысл изучения темы.
Презентация. Слайд 2.
Учебник, стр.21
Эл.прилож. «Когда появилась одежда?»
11.Творческое домашнее задание.
Цель: закрепление. Выбрать по желанию:
Нарисовать костюм любой эпохи.
Придумать рассказ об одежде, подходящей к различным ситуациям.
Выполнить задание №4 в рабочей тетради.
Выполнить задания в «эл. приложении» по теме «Когда появилась одежда».