Конспект по окружающему миру «Когда появилась одежда?»


Тема урока: «Когда появилась одежда?»
Цель: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, ее назначением (деловая, спортивная, рабочая домашняя, военная); учить внимательно относиться к своей ожежде; показать зависимость типа одежды от погодных условий.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды; отличать национальную одежду своего народа; подбирать подходящую для конкретного случая одежду; развивать мышление, память, умение слушать; воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду.
Оборудование: фотографии или картинки с изображением
Людей в различной одежде (античной, для маскарадов или карнавалов, рабочей, деловой, спортивной и т. д. ); у учащихся — цветные карандаши/
Ход урока
І. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! У вас хорошее настроение? Тогда улыбнитесь мне и друг другу! Вот звенит уже звонок, Начинается урок. В путь - дорогу отправляйся, Знаний много набирайся!
ІІ. Актуализация знаний.
1) Фронтальная беседа
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
- Вспомните, на какие две группы можно разделить всех птиц.
- Каких птиц называют зимующими?
- Каких – перелётными?
- Каких перелётных птиц вы знаете?
- Какие птицы зимуют в наших краях?
- Легко ли этим птицам зимой?
- Почему?
- Как вы можете помочь зимующим птицам?
2) Тест.
1)Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину?
а) прилетающие; б) улетающие; в) перелетные.
2) К акая из этих птиц зимует у нас?
а) дятел; б) скворец; в) ласточка.
3) В каком районе круглый год жарко?
а) Северного Ледовитого океана; б) саванны; в) Антарктиды.
4) Чем питаются белые медведи?
а) пингвинами; б) рыбой; в) растениями.
Какие из этих животных живут в жарких странах?
а) слоны; б) зебры; в) медведи; г) крокодилы.
(Проверка.)
Кто не допустил ни одной ошибки? Вы молодцы.
У кого одна-две ошибки? Хорошо.
У кого три ошибки и более? Вам нужно быть внимательно на уроках.
ІІІ. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадки Муравьишки.
Если день стоит погожий,
Он не выйдет из прихожей.
Если дождик моросит,
Он на улицу бежит. (Плащ.)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба.)
Как только отправляются
Они зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый — целых пять! (Перчатки.)
Назовите эти предметы одним словом. (Одежда.)
Правильно. Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Ободежде.)
Прочитайте тему урока на с. 20 учебника. (Когда появилась одежда ?)
Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой!
ІV. Работа по теме урока.
Муравьишка принес в наш класс крошечного малыша Федюшку. Какая на нем одежда?
(Учитель показывает пупса, завернутого в пеленки, в одеяльца.)
Малыш стал подрастать, какая теперь нужна ему одежда? (Учитель разворачивает куклу, на ней — ползунки.)
Малыш растет не по дням, а по часам. Какая одежда теперь ему нужна? (Рубашка, брюки, шорты, свитер и т. д.)
Вот как меняется одежда одного человека за короткое время. Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.
Рассмотрите рисунки на с. 20. Что их объединяет? (На них изображена одежда из прошлого.)
Выскажите предположение о том, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана. (Из шкур, потому что еще не было ткани.)
Обратите внимание на человека, обернутого в кусок ткани. Кто так одевался? (Жители Древней Греции).
Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече или на двух закрепляли брошью.
Да, нам совсем не просто одеться так, как в древности — мы уже привыкли к современной одежде.
Рассмотрите остальные фигуры людей и назовите особенности их одежды. (Примерный ответ. В прошлом женщины и девочки ходили в пышных платьях с очень широкими юбками. Женщины украшали голову перьями, кокошниками. Русские женщины ходили в сарафанах и т. д. Мужчины тоже одевались не так, как сейчас. Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, кокошники... Нарядная одежда во все времена подчеркивала достоинства человека, его красоту).
А кто скажет, во что оделся Муравьишка? (В доспехи рыцаря.)
Кто из людей на рисунке также в одежде для защиты в бою? (Богатырь, у него кольчуга, на голове шлем, а в руках щит и меч.)
Из чего делали такую одежду? (Из металла.)
Почему? (Она защищала.)
А какая одежда на черепахе? (Современная.)
Подумайте и обсудите в парах, всегда ли мы одеваемся одинаково. Какая одежда нужна нам для разных случаев? (Ответы детей.)
Современная одежда очень разнообразна. По одежде можно узнать, где живет человек, кем работает. Для каждого случая - своя одежда.
Сравните одежду людей, изображенных на рисунках на с. 21. Назовите предметы одежды каждого вида. Где человек может появиться в такой одежде? (Ответы детей)
Физкультминутка.
Зайка серенький сидитИ ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)Вот так, вот такОн ушами шевелит!Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)Вот так, вот такНадо лапочки погреть!Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)Вот так, вот такНадо зайке поскакать.Зайку волк испугал!Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)
VІ. Продолжение работы по теме урока.
1. Беседа
Подумайте, почему одежду следует беречь. (Она дорого стоит. На аккуратного человека приятнее смотреть).
Как нужно ухаживать за своей одеждой? (Стирать, гладить, пришивать пуговицы, чистить брюки, ботинки, сапоги, ставить заплатки, зашивать дырочки, убирать наместо и т. д.).
Отгадайте загадки об одежде и попробуйте определить какая это одежда: домашняя, спортивная, рабочая или деловая.
Надевают для покоя,
А снимают для учтивости. (Халат, домашняя одежда)
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел. (Штаны, рабочая одежда.) (Если учащиеся назовут брюки, то можно отнести их к деловой одежде.)
Один вход, три выхода. (Рубашка.)
(Рубашку можно отнести к деловой одежде и к домашней, но это будут разные рубашки.)
Бывают случаи, когда можно ходить в любой одежде, и чем она необычнее, тем лучше. Послушайте и отгадайте, кем однажды оделись дети.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор... (Айболит).
Столяр Джузеппе — Сизый нос Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить —
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (Буратино.)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажи имя ее. (Красная Шапочка.)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон.)
Вместе с Карлсоном Прыгал с крыш Шалунишка наш... (Малыш).
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)
– Куда же собрались дети в такой одежде? (На маскарад, карнавал.)
– А что такое маскарад? (Бал, участники которого надевают маски, костюмы.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 15).
– Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, в каких районах Земли живут эти люди? Обоснуйте свой ответ.
– Выполните задание.
№2 (с. 16).
– Рассмотрите рисунки. Найдите хозяина каждого костюма. Выполните задание.
№3 (с. 16).
– Рассмотрите рисунок. Что вы заметили?
Ребята так спешили на маскарад, что забыли дома головные уборы.
– Найдите приложение к заданию. Вырежьте головные уборы, наклейте.
(Проверка в парах.)
3. Творческая работа.
– Нарисуйте эскиз костюма или платья для учебы в школе (школьного костюма), домашней одежды, костюма для карнавала.
VІІ. Рефлексия.
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 21, в рамке).)
Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VІІІ. Подведение итогов урока.
– Что вы узнали сегодня на уроке? (Когда появилась одежда, какая бывает одежда, что для каждого случая нужно подбирать соответствующую одежду.)
Рекомендации для занятий дома
1.Рабочая тетрадь: № 4 (с. 16).
2.Нарисовать костюмы разных времен.