Конспект по окружающему миру Когда появилась одежда 1 класс

Урок окружающего мира по теме
«Когда появилась одежда».
Прогнозируемые результаты - познакомить учащихся с историей возникновения одежды, видами одежды
-научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду; - развивать мышление, память, умение слушать; - воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду; воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ; - формирование УУД. Личностные УУД включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, осознание ответственности ученика за общее благополучие класса Регулятивные УУД принимать и сохранять заданную учебную цель; учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно понимать оценку взрослого; взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Познавательные УУД осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе; обобщать полученные знания; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД слушать собеседника; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Оборудование и учебные материалы:
- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков - рабочая тетрадь на печатной основе
-конверты с заданием для работы в группах
-интерактивная доска
-презентация «Когда появилась одежда»
-смайлики грустный и веселый, цветные кружочки

1. Организационный момент.

1 слайд
-Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.



Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!

2. Подготовка к основному этапу.

– Ребята, тема нашего занятия "Когда появилась..." (на доске), а что появилось Вы узнаете отгадав загадки, а помогать мне будут Зайчата.
(Слайд 2) Сегодня они пришли к нам не с пустыми руками. Что же они принесли?
–Да, ребята, сумка у Зайчат не простая. В ней лежат загадки. Сейчас мы с Зайчатами будем их загадывать. А как только вы отгадаете загадку, из сумки появится отгадка. Вы готовы? (Слайд 3)
Загадки.
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф)

Домик для головы.  (Шапка) 

Дали братьям тёплый дом,  Чтобы жили впятером.  Брат большой не согласился,  И отдельно поселился. (Варежки)

Всюду, всюду мы вдвоём Неразлучные идём. Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам, Вниз по лестнице сбегаем, Вдоль по улице шагаем. Но чуть ветер на порог, Остаёмся мы без ног, А безногим - вот беда! - Ни туда и ни сюда! Что ж, полезем под кровать, Будем там тихонько спать, А когда вернутся ноги, Вновь поскачем по дороге.
(Ботинки)

Варежки для ног. (Носки) 

– Как вы думаете, что лишнее? Почему? (Ботинки, т.к. это обувь.) (Слайд 4)
– Как можно назвать одним словом все оставшиеся предметы? (Одежда.)
– О чём будет идти разговор на уроке?
Тема урока: Когда появилась одежда? (называют дети, появляется на доске слово одежда) (Слайд 5)

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Как вы думаете, когда появилась одежда? А как раньше одевались люди? Давайте сегодня попробуем ответить на эти вопросы. Для этого мы отправимся в музей истории одежды.

Первый зал «Одежда первобытных людей» (Слайд 6)
Экскурсовод в этом зале_____________
Одежда появилась еще во времена первобытного человека. Первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя. Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Спустя какое-то время шкуры научились связывать и переплетать. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть всё тело. Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб.
-Для чего, с какой целью люди делали одежду из шкуры?
- Что люди использовали вместо игл?

Второй зал "Тайна тканей"
Экскурсовод в этом зале_____________
–- (Слайд 7) Шло время Люди научились делать ткани! Сколько на свете стало разных вещей из тканей! (Слайд 8) А сами ткани какие разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие...
(Учитель) Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно? Сейчас мы узнаем тайну тканей!

Дети работают в группах.
-Возьмите конверт № 1, там лежат образцы тканей. Рассмотрим их.
-Из чего же сделана ткань? (Слайд 9)
Правильно, все нити у тканей крепко держатся друг за друга.
-Кто же их переплел? (ответы учеников)
-Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок! (Слайд 10, 11)
Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы».И получится? (ткать)

Физкультминутка.

- Молодцы! Продолжим! Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

Практическая работа
Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом  немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата - это хлопок, только  очищенный. Волоконца у хлопка  ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сцепились своими ворсинками.
А знаешь, чем ты занимался, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением! Потом изобрели веретено (Слайд 12), а затем и прядильный станок (Слайд 13). А сейчас нити прядут, то есть скручивают из  волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.


Третий зал "Одежда из прошлого"
Экскурсовод в этом зале_____________
(Слайд 14) Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники. (Слайд 15) В это же время на Руси у мужчин, и у женщин одежда была достаточно свободной, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны обязательно подпоясывали.
Повседневная одежда была чаще всего белого цвета, так как ткань не красили. В холодное время года надевали шубы, а на голову меховые шапки. Руки защищали от холода рукавицами.
- Так что же одевали люди на Руси?

Для того, чтобы отправиться в следующий зал "Современная одежда" давайте подумаем (Слайд 17)
-Какую одежду носит современный человек?
– Гардероб современного человека разнообразен или однообразен? – Для чего современному человеку нужна разная одежда?
– Отличается ли одежда по временам года?

Экскурсовод _______
Слайд 18
К деловой одежде относится школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка.
К «спортивной одежде» относится спортивный костюм, футболка, шорты, майка, спортивные брюки.
К «рабочей одежде» специальный халат, фартук, нарукавники, комбинезон ,косынка.
К «домашней одежда» халат, платье, брюки и кофта.
(Слайд 19) Специальную одежду надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде.

Физкультминутка

Проектная деятельность
Сейчас вы будете работать самостоятельно. У вас на столах в конверте № 2 лежат картинки одежды, Вы сейчас превратитесь в модельеров и оденете свою модель. Вам надо картинку раскрасить, а потом мы с вами приклеим их на ватман.

4.Подведение итогов.

– Вот и добрались мы по ленте времени до наших дней. Мы побывали в прошлом и вернулись в настоящее.
– Из чего делали одежду первобытные люди?
– Что изобрели потом?
– Какую роль играет одежда в жизни человека?
- На какие группы мы можем разделить одежду современного человека?



5.Рефлексия

-Сейчас мы с вами составим коллекцию пуговиц.
-Подумайте, какое настроение, и впечатление у вас осталось от урока?
-Если вам понравилось, вы много узнали, вы довольны своей работой ,то раскрасьте пуговицу лежащую на парте, красным цветом. -Если испытывали затруднения, ,но вы узнали много интересного, вам было комфортно на уроке- синим цветом.

15