Урок Когда появилась одежда

МБОУ Сосновская СОШ №2



Технологическая карта урока по окружающему миру
на тему:
«Когда появилась одежда?»

УМК «Школа России»

1 класс


Учитель: Шепелёва Татьяна Николаевна




Тип урока:
открытие нового знания


Цель урока:

- познакомить учащихся с историей появления одежды, с разнообразием современной одежды, ее назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, национальная), учить бережно относиться к своей одежде, показать зависимость типа одежды от погодных условий.


Планируемые достижения:

- учащиеся научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды;
- отличать национальную одежду своего народа;
- научатся подбирать подходящую одежду для конкретного случая.


Формирование УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Оборудование урока:
учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова, «Мультимедийный продукт для интерактивных досок» (ООО «Экзамен-Медиа») в начальной школе , таблица-план: знаю, хочу узнать, узнал; картинки с изображением Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи, смайлики, шкалы для самооценивания; у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей.


Организация работы на уроке:
фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока:

1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной задачи
4. «Открытие» нового знания
5. Физ. минутка
6. Первичное закрепление
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
8. Итог (рефлексия учебной деятельности)










Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Организационный момент (2 мин)
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение?
Покажите мне на ваших смайликах.
- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные: Самоопределение
(мотивация учения)

2. Актуализация знаний (5 мин)
Цель:
- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;


- На прошлом уроке мы с вами говорили о птицах. 1 ученик выполнит тестовые задания «Зимующие птицы».



Вспомните, на какие две группы можно разделить всех птиц.
- Каких птиц называют зимующими?
- Каких – перелётными?
- Каких перелётных птиц вы знаете?
- Какие птицы зимуют в наших краях?
- Легко ли этим птицам зимой?
- Почему?
- Как вы можете помочь зимующим птицам?

Индивидуальная работа с использованием мультимедийного продукта для начальной школы
Фронтальная беседа




Ласточка, соловей, скворец, журавль.
Дятел, сова, воробей, синица, галка.



Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи
(4 мин)
Цель:
- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;
- уточнение и согласование темы урока;
- определение средства (алгоритм);
- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

- Скажите, а кто же сегодня снова пришел к нам на урок за знаниями?
(Муравьишка Вопросик)
- Он, как всегда принёс нам загадки.

1. Дождик льётся не на шутку,
Надевают дети(куртку)

2. Если мёрзнут даже зубы,
Значит, надевайте(шубы)

3. Мы зимою по привычке
Надеваем(рукавички)

- Назовите эти предметы, одним словом.(одежда)
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- А Мудрая Черепаха опять приготовила вопрос, в котором и подсказала вам тему урока. Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять.

1. Узнаем, когда появилась одежда и как она менялась с течением времени.
2. Научимся подбирать для каждого случая подходящую одежду.


- Ребята, давайте попробуем заполнить таблицу:
Знаю
Хочу узнать
Узнал и научился





- Что вы уже знаете на тему «Когда появилась одежда?»
- Что бы вы хотели узнать?
- Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие вас вопросы.

Разгадывание загадок












Формулировка темы урока детьми.
«Когда появилась одежда»



Формулирование цели урока

Чтение задач урока








Таблица на доске и у каждого ребенка

Совместное заполнение 1 и 2 столбиков таблицы

Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


4. «Открытие» нового знания
(10 мин)

Цель:
- реализация построенного проекта в соответствии с планом;
- фиксация нового способа действия в речи;
- фиксация преодоления затруднения;
- уточнение общего характера нового знания;

- Муравьишка принёс в наш класс крошечного малыша Федюшку. Какая на нём одежда?(Учитель показывает пупса, завёрнутого в пелёнку)
-Малыш стал подрастать, какая теперь ему нужна одежда?
-Малыш растёт не по дня, а по часам. Какая одежда ему понадобится?
Вот как меняется одежда одного человека за короткое время.
Знакомство с историей одежды
- Сегодня мы попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.
- Рассмотрите рисунки на стр. 20. Что объединяет всю эту одежду?
Правильно, это одежда из прошлого.
- Как вы думаете, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана?
(На доске появляется картинка первобытного человека)

- Почему люди делали одежду из шкур?
- Шло время, и люди научились делать ткань. Давайте посмотрим, из чего состоит ткань?
Ткань состоит из нитей. Посмотрим на ткани сквозь увеличительное стекло: всюду переплетены нити.
- А кто же переплел эти нити. Это сделал ткацкий станок.
- Да, ткань появилась в более позднее время. Посмотрите на человека, обёрнутого в кусок ткани. Кто так одевался?( Открывается рисунок древнего грека)
- Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече (а иногда и на двух) закрепляли брошью или просто завязывали узлом.
Давайте попробуем одеться как древние греки.
-Легко ли вам было одеться так, как одевались древние греки?
- Почему?
Потому что, мы с вами привыкли к современной одежде.

- Рассмотрите остальные фигуры людей. Как выглядела одежда женщин и девочек в прошлые времена?(На доске открываются костюмы 19 в.)
(пышные платья с широкими юбками, кокошники на голове, русские женщины ходили в сарафанах)

- Одеваются ли современные мужчины
так, как одеты мужчины на рисунках?
- Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Но во все времена одежда подчёркивала достоинства человека, его красоту.
Про одежду все понятно, а что же носили на ногах?
- В XX на Руси люди носили лапти.



Определение назначения одежды
- Посмотрите, а во что одет Муравьишка? (в доспехи рыцаря)
- Кто из людей на рисунке в учебнике имеет одежду для защиты в бою?
- Из чего делали такую одежду?
- Почему?
- А какая одежда на Мудрой Черепахе?

- Всегда ли мы одеваемся одинаково?
- Какая одежда нужна нам для разных случаев?
- По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая нужна определённая одежда. Использованием мультимедийного продукта для начальной школы

Пеленка


Ползунки и рубашечка

Брюки, шорты, рубашка, футболка и др.




Одежда из прошлого







Потому что не было ткани


Рассматривают ткань






Жители Древней Греции







Один ученик одевает другого






Работа с учебником







Ответы детей








Заранее подготовленное сообщение 1 ребёнка про лапти



Беседа

Из металла
Для защиты
Современная, спасающая от дождя






Рассматривают схему и дают пояснение к каждому виду одежды(рабочая, спортивная, домашняя, деловая.)
Регулятивные УУД:
Целеполагание.
Планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.
(2 мин)
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.



6. Первичное закрепление
(5 мин)
Цель:
- организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;
-Подумайте, почему одежду нужно беречь?
Как нужно ухаживать за своей одеждой?

Использованием мультимедийного продукта для начальной школы «Узнай профессии людей по их одежде»

Бывают случаи, когда можно ходить в любой одежде, и чем она необычнее, тем лучше. Послушайте и отгадайте, кем однажды оделись дети.

5. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
- Как называются костюмы, представляющие какую-либо национальность?
-Ребята, подумайте и в группах нарисуйте эскиз костюма или платья

Беседа о бережном отношении к одежде.



Называют профессии людей по их одежде











Национальный
Регулятивные УУД:
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
(10 мин)
Цель:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Работа в тетради
(стр.15 №1)
- Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задание.
- В каких районах Земли живут люди, изображённые на первой картинке?
- Почему вы так решили?
- Что вы скажете о других картинках?
(стр. 16 №2)
- Подумайте, кто хозяин этих костюмов. Соедините линиями рисунки и названия профессий.
-Ребята, подумайте и в группах нарисуйте эскиз костюма или платья для:
1гр. – учёбы в школе;
2гр. - домашней одежды
3гр. – костюма для карнавала;
4гр.- спортивной одежды.

- Ребята, давайте заполним третий столбик в нашей таблице. Итак, что же вы узнали на сегодняшнем уроке.
Работа в парах.







Врач
Водолаз
Клоун

Работа в группах.






Третий столбик заполняется детьми самостоятельно.
Регулятивные УУД:
Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог
(рефлексия учебной деятельности)
(6 мин)
Цель:
- фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;


- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?
- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?
знаю
Я хотел узнать
Узнал и научился
- Ребята, у вас у каждого на парте есть
шкалы, вам нужно поставить плюсик в соответствии с вашей работой сегодня на уроке. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то ставите плюсик в самом верху. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то плюсик ставьте в середине шкалы. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то ставьте плюсик в самом низу шкалы.
- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
- Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.
Организация фиксирования нового знания.
РегулятивныеУУД:
Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15