Разработка урока по окружающему миру на тему Когда появилась одежда


Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний
Самоопределение к деятельности
-Сегодня, мы с вами окажемся в прошлом! И оттуда будем двигаться в настоящее. Только разговор пойдет не о животных. Итак, на смену динозаврам пришел человек!
-Вот так выглядел первобытный человек. Опишите его, какой он, во что одет?
-Вы правильно описали человека из глубокой древности. А как вы думаете, почему на нем так мало одежды? Может ему жарко, а может он не смог ее купить, а может одежду еще не придумали!?( еще не придумали одежду, не было тканей..)
- Правильно, в те времена одежду еще не научились шить, не было даже нитей для шитья. И первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя.
- кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- правильно, и сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое и познакомимся с историей одежды.
IV. Работа по теме урока
- А куда попал наш Муравьишка? (В Древнюю Грецию).
- Из чего сделана одежда? (Из ткани).
- Эту одежду (тунику) делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече или двух закрепляли брошью.
- Попробуем-ка и мы одеться, как древние греки. (Демонстрирую кусок ткани. Предлагаю кому-либо из добровольцев одеть другого ученика.)- Давайте посмотрим из чего состоит ткань.
Ткань состоит из нитей. Если посмотреть на ткани сквозь увеличительное стекло: всюду нити переплетены! А у некоторых тканей -у марли, например, или у мешковины - это и так видно.
-Возьмите в руки белую ткань - это марля - хлопчатобумажная ткань.
-А кто же переплёл эти нити?
-Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок!
Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
-Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?
Возьмем кусочек ваты и будем скручивать его пальцами, а при этом немножко растягивать. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата — это хлопок, только очищенный - растение из которого получают нити. Волоконца хлопка ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да еще и скрутил, они сплелись своими ворсинками.
- А знаете, ли вы чем мы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением!Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из  волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.
-Время шло и люди научились шить красивые наряды. Опишите, какая стала одежда? ( пышная, красивая, блестящая, появились украшения, головные уборы, шарфы)
-Родиной бантов и кружев считают Францию!
-Как одевались русские люди? Как выглядела их одежда? Опишите.( у мужчин и женщин одежда была свободная, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны подпоясывали. Одежда была в основном белого цвета, ткань не красили. Зимой носили шубы и меховые шапки, рукавицы.
-И вот машина времени, вместе с муравьишкой черепахой, переносит нас в современность, в наше время. Расскажите в какой одежде мы ходим?
-Что мы одеваем зимой? (шубу, пальто, сапоги, шапку, шарф)
-Что мы одеваем осенью и весной? ( плащ, куртку, сапоги)
-Что мы одеваем летом? (Платья, шорты, шляпки, юбки, майки)
Вывод: -Почему мы меняем столько одежды? (потому что мы живем в стране, где погода сильно меняется в разное время года)
Творческая работа
-Мы так много узнали сегодня об одежде. А хотелось бы вам самим попробовать создать одежду?
-Как бы мы сейчас на уроке смогли стать создателями одежды?
-Правильно, даже самые известные дизайнеры и модельеры одежды сначала мысленно представляют себе новую модель, затем изображают детали на бумаге, то есть делают эскиз, а потом уже шьют ее из ткани.
-Сейчас мы с вами превратимся в модельеров и придумаем свою модель современной одежды.
-Вы сейчас вспомните все, о чем мы говорили на уроке и нарисуете своей кукле комплект одежды.
– Я уже вижу, что у вас получились разнообразные, интересные модели. Расскажите о своих моделях всем детям: что вы хотели показать, что необычного в вашей модели, куда в этой одежде можно пойти.– Оцените свою работу.
Рефлексия
-Перед вами лежат три кружочка, оцените свою деятельность на уроке.
Выберете желтый кружок - если вам на уроке было все понятно, зеленый кружочек означает, что вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили, красный - что-то осталось не ясным, на уроке возникали трудности. Теперь на вашем кружочке нужно дорисовать мордочку, нарисуйте такую улыбку, которая сейчас больше подходит к вашему настроению. - Молодцы! Вы сегодня были очень активными, все
хорошо занимались. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок!