Статья Значение педагогического наследия Антона Семеновича Макаренко для современного образования

Значение педагогического наследия Антона Семеновича Макаренко
для современного образования


«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».
Макаренко Антон Семёнович

В 1988 ЮНЕСКО среди четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, назвала Антона Семеновича Макаренко – воспитателя, ученого, писателя, который является самой яркой личностью в советской педагогике.
Антон Семенович Макаренко родился в Украине в 1888 году в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт. В 1920-1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. Его педагогические успехи сделали Макаренко одним из самых выдающихся воспитателей и педагогов в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В 1937 году Макаренко переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности: написал несколько художественных книг: «Марш 30 года» «Педагогическая поэма» «Флаги на башнях» «Честь» «Пути поколения» (не закончен), три из них экранизированы. Умер в 1939 году в Москве.
А.С. Макаренко оставил своё педагогическое наследие, которое ориентировано на будущее – «педагогику завтрашнего дня». Основные педагогические идеи Макаренко, осуществляющего свою деятельность в первой половине XX века, оказываются тесно связанными с положениями Федеральных государственных образовательных стандартов в Российской Федерации (17.12.2010; 15.06.2012), так как в требования ФГОС включаются личностные, то есть готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметные, то есть освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действиясамостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметные,  то есть освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях [1]; [2].
Антон Сергеевич Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников, выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм, в своей работе руководствовался принципом диалектического единства личности и общества и веры в творческие силы человека, сумел соединить обучение и воспитание детей и подростков с производительным свободным творческим трудом. Является одним из теоретиков коллективного воспитания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины. Вопросы полового воспитания предложил не выделять из общей системы воспитания гражданина.
Рассмотрим основные проблемы теоретического наследия педагога-новатора.
А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко, несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека [3, с.59].  Творчество Макаренко пришло в противоречие с педагогикой того времени, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».
На первом месте – проблема воспитания и развития личности. Один из первых исследователей педагогического опыта А.С. Макаренко, научный сотрудник НИИ школ Наркомпроса РСФСР И.Ф. Козлов, защитивший за несколько дней до начала Великой Отечественной войны первую диссертацию об опыте Макаренко, писал: «В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результате упражнения вовлечённых в неё естественных сил детей происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом» [4, с.38]. Развивая традиции гуманистической педагогики, Макаренко утверждает, что задача воспитания состоит в организации жизни ребёнка, в насыщении её богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В этом направлении он выстраивал стратегию воспитательного процесса.
А.С. Макаренко смог осуществить переход к высшему этапу научного знания – этапу технологическому. Ученый ввел в педагогику целый ряд принципиально новых терминов – отражение новых педагогических явлений, фактов, новых действий педагогов, направлений воспитательной работы. Многие из них стали хрестоматийными, вошли в учебники, многие ещё нам предстоит осмыслить: «педагогическая техника», «мастерство», «проектировка, или программа, личности», «воспитательный коллектив», «тон, или стиль жизни коллектива», «педагогический коллектив», «длительность педагогического коллектива», «педагогический центр», «ближняя, средняя и дальняя перспектива» и др.
Макаренко разработал концепцию «проектировки» личности, суть которой – в лаконичной формуле: «Человек не воспитывается по частям».
Как педагог-гуманист Макаренко утверждал, что человек воспитывается для себя, для своего счастья. Его гармония личности и коллектива. Человек становится личностью в семье, в коллективе, в единении со своим народом. К пониманию этого Макаренко шёл долгим путём, но он вернее, правильнее, чем кто-либо до него, разрешил для себя и для нас эту философскую, а правильнее сказать, общечеловеческую проблему: воспитать человека – значит «воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость». Сделать счастливым каждого ребёнка, подарить ему радость сегодня и радость завтрашнего дня – в этом оптимизм педагога, его вера в человека, неограниченные возможности его воспитанников. Педагогическая концепция А. С. Макаренко пронизана заботой о судьбе каждого ребёнка, а развитие личности составляло содержательную основу воспитания и обучения. Главная задача в работе педагога определяется в его концепции не как воздействие на ребёнка, а как содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности. Педагогика завтрашнего дня А. С. Макаренко была деятельностной, результаты его системы, где не было «ни одного процента брака», – возвращение стране достойных граждан. В силу этого педагогическая теория и практическая работа Макаренко – образец гуманной педагогики.
У А.С. Макаренко много заслуг перед педагогикой, и одна из них заключается в том, что он раскрыл сущность процесса воспитания как сложнейшего инструмента формирования и развития личности и теоретически обосновал его структуру как взаимосвязь целей, содержания, средств (форм и методов) и результатов воспитания. В его работах содержится огромный содержательный материал по каждому из этих компонентов и интереснейшие рекомендации по управлению воспитательным процессом.
Под воспитанием А. С. Макаренко понимает процесс организации жизни детей, накопление ими опыта правильного поведения и вместе с тем повышение их сознательности на основе разумно организованного опыта. Политическое и этическое образование, эстетическое просвещение включаются в систему воспитания. По мнению Макаренко, единство воспитания и жизни приводит к единству сознания и поведения.
Из педагогического наследия А. С. Макаренко для современной науки очень важен опыт творческого развития юной личности. Обращая особое внимание на формирование опыта индивида, А. С. Макаренко неразрывно связывал становление индивидуального опыта с опытом коллективной жизни [3, с.47]. А. С. Макаренко считал, что личный опыт индивида, обогащенный опытом другого индивида, влечет развитие внутренней деятельности, переживание новых жизненных смыслов, осознание их, что создает возможности для изменения и самого субъекта.
А. С. Макаренко использовал различные возможности для общения воспитанников, обмена их мыслями – участие в собраниях по обсуждению планов развития коммуны, совместная выработка норм и ценностей жизни и др. [3, с.134].
Новая парадигма образования состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учением, т.е. мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует его деятельность. Образовательный процесс предполагает единство информирование растущего человека с его деятельностью, т.е. единство ориентирующего в мире и культуре компонента с творчески-деятельностным. Деятельность выступает главным элементом психолого-педагогического механизма приобретения социального опыта.
А. С. Макаренко не употреблял термин «деятельностный подход», но перед нами предстает психолого-педагогическая структура, характерная для проявления деятельностного подхода к формированию внутренней деятельности индивида: цель (как образ личности, который складывается в сознании индивида) – мотив (как побудитель деятельности, имеющий личностный смысл) – способы деятельности (как направленность на реализацию потенциалов личности (интеллектуальных, эстетических и др.) – результат (как реальное изменение личности – социальное, духовное и др.).
Личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Личностно - деятельностный подход ориентирует учащихся не только на усвоение знаний, но и на способы их усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащегося.  Деятельностный аспект обучения выводит в центр рассмотрения homo agens – человека действующего. В этих условиях: а) ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть её активным инициатором, деятелем и контролёром; б) по мере взросления учащиеся всё более самостоятельно выдвигают  значимые для них учебные цели; в) школьники выполняют учебные задания, имеющие чёткий личностный смысл; г) на уроках осуществляется взаимодействие с учителем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.
Педагогическая технология А. С. Макаренко – это комплекс внутренне согласованных компонентов, основанных на единстве программирования целей воспитания, системы перспективных линий, педагогике параллельного действия, направленных на формирование и развитие педагогического мастерства учителя. Программирование, которое есть основоположение технологического процесса, нашло выражение в педагогической системе А. С. Макаренко как «программа человеческого личности», «программирование целей», «предусмотрение перспективных линий», его педагогическая система поддается моделированию, конструированию, программированию, которые и предусматривает современная педагогическая технология.
Педагогическая технология А. С. Макаренко способствует развитию и совершенствованию мастерства учителя. Она основывается на реализации творческого потенциала личности учителя. Макаренко – это учитель учителей.
Ведущее место в системе А. С. Макаренко занимают принципы природосообразности, саморазвития, самовоспитания, преемственности поколений. Процесс интегрирования природосообразных и социокультурных факторов воспитания пронизывает всю педагогическую систему А. С. Макаренко.
Педагогическое творчество А. С. Макаренко – педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, как
И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий.
Модель воспитательной работы А. С. Макаренко, ориентированную на нравственные ценности, развивают в своем учебном процессе известные учебные заведения Российской Федерации: авторская школа В. А. Караковского; «школа самоопределения»
А. Н. Тубельского; школы воспитания духовности (Ростов-на-Дону) Т. И. Власовой; академические школы г. Ульяновска; школы этнокультурного образования в многонациональном регионе г. Сочи; педагогическая гимназия г. Н. Новгород; гуманитарная гимназия г. Арзамас.

«Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
Макаренко Антон Семёнович

Литература

1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Электронный ресурс]. 

2.http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 [Электронный ресурс]. 

3. Гриценко, Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и западного макаренковедения) [Текст]: Монография / Л. И. Гриценко. – Волгоград, 1997. – 264 с.

4. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М., 1987. – 179 с.