Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС физическая культура


ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
 
Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.
Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.
Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.
Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах,  насчитывающих по несколько учащихся.
Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.
 
№ Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечание
Основная школа Старшая школа Базов уров. Проф уров1 2 3 4 5 6
 
1.  
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
           
1.1. Стандарт основного общего образования по физической культуре Д     Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2 Стандарт среднего  (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)   Д   1.3 Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)     Д 1.4 Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре Д     1.5 Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)   Д   1.6 Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)     Д 1.7 Авторские рабочие программы по физической культуре Д Д Д 1.8 Учебник по физической культуре К К К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации
1.9 Дидактические материалы по основам Г Г Г Комплекты разноуровневых1 2 3 4 5 6
  разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»       тематических заданий,
дидактических карточек.
1.10 Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению Д Д Д В составе библиотечного фонда
1. 11 Методические издания по физической культуре для учителей Д Д   Методические пособия и рекомендации
Ж. «Физическая культура в школе»
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1 Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности Д      
2.2 Плакаты методические Д Д Д Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям
2.3 Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения Д      
3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
3.1 Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» Д Д Д  
3.2 Аудиозаписи Д Д Д Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям;
проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников
 
 
4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
4.1 Телевизор с универсальной подставкой Д     Телевизор не менее 72 см по диагонали
4.2 Видеомагнитофон с комплектом видеокассет
  Д      
1 2 3 4 5 6
4.3 Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок Д     Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей
4.4. Радиомикрофон (петличный) Д      
4.5. Мегафон        
4.6 Мультимедийный компьтерД     Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
4.7 Сканер Д      
4.8. Принтер лазерный Д      
4.9. Копировальный аппарат Д     Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.10 Цифровая видеокамера Д     Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.11 Цифровая фотокамера Д     4.12 МультимедиапроекторД      
4.13 Экран (на штативе или навесной) Д     Минимальные размеры 1,25х1,25
5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
  ГИМНАСТИКА        
5.1. Стенка гимнастическая Г Г Г  
5.2 Бревно гимнастическое напольное Г      
5.3 Бревно гимнастическое высокое Г Г Г  
5.4. Козел гимнастический Г Г Г  
5.5. Конь гимнастический     Г  
5.6 Перекладина Г Г Г  
1 2 3 4 5 6
  гимнастическая        
5.7. Брусья гимнастические, разновысокие Г Г Г  
5.7 Брусья гимнастические, параллельные Г Г Г  
5.8. Кольца гимнастические, с механизмом крепления   Г Г  
5.9 Канат для лазания, с механизмом крепления Г Г Г  
5.10 Мост гимнастический подкидной Г Г Г  
5.11 Скамейка гимнастическая жесткая Г Г Г  
5.12 Скамейка гимнастическая мягкая Г Г Г  
5.13 Комплект навесного оборудования Г Г Г В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания
5.14 Контейнер с набором т/а гантелей Г      
5.15 Скамья атлетическая, вертикальная   Г Г  
5.16 Скамья атлетическая, наклонная   Г Г  
5.17 Стойка для штанги   Д Д  
5.18 Штанги тренировочные   Г Г  
5.19 Гантели наборные   Г Г  
5.20 Вибрационный тренажер М.Ф.АгашинаГ Г Г  
5.21 Коврик гимнастический К К К  
5.22 Станок хореографический Г Г Г  
5.23 Акробатическая дорожка Г Г Г  
5.24 Покрытие для борцовского ковра   Д Д  
5.25 Маты борцовские   Г Г  
5.26 Маты гимнастические        
5.27 Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг) Г Г Г  
5.28 Мяч малый (теннисный) К К К  
5.29 Скакалка гимнастическая К К К  
5.30 Мяч малый (мягкий) К К К  
5.31 Палка гимнастическая К К К  
5.32 Обруч гимнастический К К К  
5.33 Коврики массажные Г Г    
5.34 Секундомер настенный с защитной сеткой
  Д      
1 2 3 4 5 6
5.35 Пылесос Д Д Д Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря
5.36 Сетка для переноса малых мячей Д
  Д Д  
  ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА        
5.37 Планка для прыжков в высоту Д Д    
5.38 Стойки для прыжков в высоту Д Д    
5.39 Барьеры л/а тренировочные   Г Г  
5.40 Флажки разметочные на опоре Г      
5.41 Лента финишная Д      
5.2 Дорожка разметочная для прыжков в длину с места Г      
5.43 Рулетка измерительная (10м; 50м) Д      
5.44 Номера нагрудные Г Г Г  
  СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ        
5.45 КОМПЛЕКТ ЩИТОВ БАСКЕТБОЛЬНЫХ С КОЛЬЦАМИ И СЕТКОЙ Д      
5.46 ШИТЫ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ НАВЕСНЫЕ С КОЛЬЦАМИ И СЕТКОЙ Г      
5.47 МЯЧИ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ Г Г Г  
5.48 СЕТКА ДЛЯ ПЕРЕНОСА И ХРАНЕНИЯ МЯЧЕЙ Д Д Д  
5.49 ЖИЛЕТКИ ИГРОВЫЕ С НОМЕРАМИ Г Г Г  
5.50 СТОЙКИ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ Д      
5.51 СЕТКА ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ Д      
5.52 МЯЧИ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ Г Г Г  
5.53 СЕТКА ДЛЯ ПЕРЕНОСКИ И ХРАНЕНИЯ БАСКЕТБОЛЬНЫХ МЯЧЕЙ Д Д Д  
5.54 ТАБЛО ПЕРЕКИДНОЕ Д      
5.55 ЖИЛЕТКИ  ИГРОВЫЕ С НОМЕРАМИ Г Г Г  
5.56 ВОРОТА ДЛЯ МИНИ-ФУТБОЛА Д      
5.57 СЕТКА ДЛЯ ВОРОТ МИНИ-ФУТБОЛА Д      
5.58 МЯЧИ ФУТБОЛЬНЫЕ Г Г Г  
5.59 НОМЕРА НАГРУДНЫЕ Г Г Г  
5.60 КОМПРЕССОР ДЛЯ НАКАЧИВАНИЯ МЯЧЕЙ Д      
1 2 3 4 5 6
  ТУРИЗМ        
5.61 ПАЛАТКИ ТУРИСТСКИЕ (ДВУХ МЕСТНЫЕ) Г      
5.62 РЮКЗАКИ ТУРИСТСКИЕ Г      
5.63 КОМПЛЕКТ ТУРИСТСКИЙ БИВУАЧНЫЙ Д      
  ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
5.64 ПУЛЬСОМЕТР Г Г    
5.65 ШАГОМЕР ЭЛЕКТРОННЫЙ Г Г    
5.66 КОМПЛЕКТ ДИНАМОМЕТРОВ РУЧНЫХ Д      
5.67 ДИНАМОМЕТР СТАНОВОЙ Д      
5.68 СТУПЕНЬКА УНИВЕРСАЛЬНАЯ (ДЛЯ СТЕП-ТЕСТА) Г      
5.69 ТОНОМЕТР АВТОМАТИЧЕСКИЙ Д      
5.70 ВЕСЫ МЕДИЦИНСКИЕ С РОСТОМЕРОМ Д Д    
  СРЕДСТВА ДО ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ        
5.71 АПТЕЧКА МЕДИЦИНСКАЯ Д Д    
  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНВЕНТАРЬ        
5.80 ДОСКА АУДИТОРНАЯ С МАГНИТНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
  Д     Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу
6. СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ
6.1 СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ ИГРОВОЙ       С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.
6.2 СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ ГИМНАСТИЧЕСКИЙ       С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.
6.3 ЗОНЫ РЕКРЕАЦИИ       Для проведения динамических пауз (перемен)
 
1 2 3 4 5 6
6.4 КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ       Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды
6.5 ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ИНВЕНТАРЯ И ОБОРУДОВАНИЯ       Включает в себя: стеллажи, контейнеры
7. ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)
7.1 ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКАЯ ДОРОЖКА Д      
7.2 СЕКТОР ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ Д      
7.3 СЕКТОР ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ Д      
7.4 ИГРОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ФУТБОЛА (МИНИ-ФУТБОЛА) Д      
7.5 ПЛОЩАДКА ИГРОВАЯ БАСКЕТБОЛЬНАЯ Д      
7.6 ПЛОЩАДКА ИГРОВАЯ ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ Д      
7.7 ГИМНАСТИЧЕСКИЙ ГОРОДОК Д Д    
7.8 ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ Д Д    
7.9 ЛЫЖНАЯ ТРАССА Д     Включающая, небольшие отлогие склоны
7.10 КОМПЛЕКТ ШАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕСТ ЗАНЯТИЙ НА СПОРТИВНОМ СТАДИОНЕ Д