Технология проектирования учебного процесса на деятельностной основе как условие повышения качества образования


«Технология проектирования учебного процесса на деятельностной основе как условие повышения качества образования»
Традиционное преподавание иностранных языков лишь отчасти решает проблему перехода на компетентностно – ориентированное образование. В настоящее время содержание обучения английскому языку в большей мере должно отражать современный образ изучаемого языка, а методы и средства преподавания являться эффективными и отвечать запросам общества. Перед педагогами встала задача поиска инновационных технологий, способствующих качественному усвоению материала, формированию ключевых предметных компетентностей и ликвидации перегрузок учащихся. Вопросы повышения качества обучения были и остаются приоритетными в современной методике преподавания английскому языку.
В своей педагогической деятельности я применяю технологию проектирования учебного процесса, разработанную известным российским ученым-методистом В.М.Монаховым. Изучив теоретические и практические вопросы данной технологии, я описала учебный процесс по английскому языку, представив его в формате проекта (карта проект и атлас технологических карт). В учебный процесс входит технологическая карта учебной темы, включающая 5 блоков: «целеполагание», «диагностика», «дозирование самостоятельной работы», «коррекция» и «логическая структура». Технологические карты представляют собой модернизированные планы системы уроков. Ребенок имеет возможность выбрать уровень обученности на «стандарт», «на хорошо» или на «отлично», провести самодиагностику. Нередки случаи, когда ученики, ориентированные «на стандарт», наблюдая за действием одноклассников, пробуют свои силы в выполнении заданий более высокого уровня. Разная степень диагностического материала стимулирует познавательную активность ученика. Чрезвычайно важным в учебном аспекте является приобретение навыков самостоятельной работы. Помимо отработки программного материала на уроке совместно с учителем, ребенку необходимо закрепить полученные знания. Только в этом случае гарантировано успешное написание диагностической работы, результаты которой обязательно фиксируются. Ученик вправе после проведенной коррекции и очередной проработки материала переписать диагностику с целью улучшения полученного результата.
Внедрение технологии В.М.Монахова способствует пересмотру и переосмыслению традиционной роли учителя и ученика в учебном процессе. Формулирование заданий в диагностике должно отличаться лаконичностью, точностью, смысл предложенных заданий должен быть понятен не только самому учителю, но и ученикам.
Приведу фрагмент технологической карты (6 класс):
Микроцель В1: Знать и уметь употреблять форму Present Progressive Tense (настоящего длительного времени)
Диагностика Д1 1. Запишите схему (формулу) определяющую время Present Progressive Tense.
2.Поставьте глаголы:water, cheer, ride в данное время.
3Переведите: All around me people are watching race with great interest.
4Переведите: Посмотри! Он играет в футбол.
Немаловажно расположить задания в диагностике таким образом, чтобы каждое предыдущее задание являлось опорой для выполнения последующего, планировать диагностику от простого к более сложному. Проведение регулярных срезов в виде диагностических работ позволяет выявить объем и качественную характеристику индивидуального семантического поля учащихся, объема лексики и грамматики. Исследование словаря второго языка отличается от аналогичного исследования родного языка. Задачами диагностики являются: контроль положительной динамики формирования словарного запаса школьника; выявление степени осознанности имеющегося словаря; выявление оперативных возможностей словаря. Актуализация выученной лексики - фактор, который, обеспечивает увеличение семантического поля. Гораздо проще увеличить активный словарь не за счет механического привнесения новой лексики, а за счет творческого применения в новых вариантах заданий. Формирование разветвленного и устойчивого семантического поля значительно повысит образность речи. Чтобы проверить уровень сформированности данного навыка в диагностике подбираются соответствующие задания, построенные по принципу «от простого к сложному», т.е от уровня слова-словосочетания-предложения- до уровня сверхфразового единства. Задания на уровне предложения и сверхфразового единства ориентированы на оценку «отлично».Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы побудить ученика использовать активную тематическую лексику. Рассмотрим очередной фрагмент технологической карты.
Микроцель В1:Знать лексику по теме «Праздники» и уметь кратко описать праздник.
Диагностика Д1:Запишите перевод слов:decorations,lights,tinsel.
2.Найдите в цепочке все слова, описывающие праздник:
Cracketraditionceiebratechistmasstockingfatherchistmas.3.Ответьте на вопрос: What holiday is celebrated on December 25?
4.Ответьте на вопросы: What is your favorite holiday? Why?
При составлении диагностик мы руководствуемся не только требованиями единого образовательного стандарта, в котором представлен обязательный уровень владения детьми иностранным языком на определенном возрастном этапе, но и придерживаемся принципа единства диагностики и коррекции, который выражается как в подборе диагностического материала, так и в предупреждении вероятных ошибок.
Проектные технологии использую как при изучении обязательной учебной программы, так и во внеурочной работе. Главное в этой деятельности – создание конкретным ребёнком полезного продукта. Проектный метод позволяет учителю вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по английскому языку, уделяю самое пристальное внимание развитию этих качеств.
Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований с последующим оформлением, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль. Проектом являются сценарии школьных вечеров и праздников, разработанных и проведённых мною.
Работу над проектом я провожу поэтапно:
1.Подготовительный этап – определение тем проектов и формулировка проблемы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению, чтобы наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые необходимо осветить в проекте.
2.Основной этап – ознакомление учащихся с методикой работы над проектом, знакомство с программной лексикой и грамматикой, с аутентичным материалом; выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах; формирование групп и распределение заданий в группах. Здесь же происходит контроль с моей стороны, внесение дополнений и исправлений. Работа ведётся как на отдельных уроках, так и дома, самостоятельно.
3.Завершающий этап – оформление проекта в виде коллажа, плаката, путеводителя; презентация и защита проектов; обсуждение результатов, подведение итогов работы и практическое использование проектов.
Я работаю по учебникам М.З. Биболетова, программа которого предусматривает выполнение проектов, начиная уже с 2 класса. Конечно, сначала это небольшие по объёму работы, но от класса к классу они усложняются. Это так называемые программные проекты. 
При создании проекта «Школа будущего» одной группой учащихся было придумано расписание, работа кружков по интересам, форма для учеников. Другая группа придумывала дизайн, само здание школы, правила для учащихся и учителей. При презентации проектов задавались вопросы, на которые авторы проектов старались ответить.
Мною лично был разработан проект театрального фестиваля, который стал реальностью в прошлом учебном году. Главная цель – привлечь внимание детей и взрослых к проблеме изучения иностранных языков – была достигнута. По этой программе мы будем работать и дальше, находя другие, более интересные формы.