Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания


Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе:
Примерной программы по русскому языку 5-9 класс;
Авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой;
ООП ООО
Содержание учебного предмета
* Особенности организации учебного процесса
В ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный организация учебно-воспитательного процесса строится на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Проектирование компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания» (научный руководитель Рыбакина Н.А., доцент кафедры современных технологий и качества образования МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г.о. Самара, к.п.н.).В компетентностно - контекстной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:
1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.
4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.
Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия. На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого их которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).
Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:
1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);
2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);
3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;
4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.
№ Наименование раздела Содержание Материал учебника Кол-во часов
1 Повторение изученного в 5-7 классах Русский язык – национальный язык русского народа. Материал, изученный в 5-7 классах, по всем разделам русского языка.
Развитие речи: сжатое изложение П. 1-3 12
(из них 1 ч. р.р.)
2 Функциональные разновидности русского языка Основные функции русского языка. Разговорная речь, официально-деловой, научный, публицистический стили речи. Жанры, особенности, языковые средства. Язык художественной литературы
Развитие речи: сочинение по картине, сочинение публицистического стиля, выразительные средства в художественных текстах. П.4-9 16
(из них 5 ч. р.р.)
3 Словосочетание как единица языка Связь слов в словосочетании. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Развитие речи: сжатое изложение П.10-11 12
(из них 2 ч. р.р.)
4 Основные виды предложений Основные виды предложений. Полные и неполные предложения. Предложение в тексте. Порядок предложений. Синтаксические конструкции. П.12-14 7
5 Структура предложения Главные члены предложения: способы выражения подлежащего, виды сказуемого. Второстепенные члены предложения (их характеристика). Тире между подлежащим и сказуемым.
Развитие речи: описание архитектурных памятников; публицистическое сочинение о памятнике культуры. П.15-24 19
(из них 2 ч. р.р.)
6 Односоставные предложения Простые односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. П.25-30 15
7 Предложения с однородными членами Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией. Ряды однородных членов предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Развитие речи: рассуждение на социально-культурные и нравственные темы; описание произведения живописи П.31-35 15
(из них 4 ч. р.р.)
8 Предложения с обособленными членами Обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения и знаки препинания при них.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения.
Развитие речи: сжатое изложение П.36-42 20
(из них 2 ч. р.р.)
9 Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями Обращение (распространённое обращение), вводные слова и предложения, вводные конструкции, междометия и знаки препинания при них.
П.43-45 10
10 Повторение изученного в 8 классе Материал, изученный в 8 классе, по всем разделам русского языка.
10
Всего: 136 часов (из них 16 ч. р.р.)
Календарно – тематическое планирование с определением конкретных результатов и основных видов учебной деятельности обучающихся
№ Кол-во уроков Дата проведения Форма проведения
Тема урока Результат Характеристика познавательных универсальных учебных действий
1. Повторение изученного в 5-7 классах – 12 ч. (из них 1 ч. р.р.)
1 1 Изучение нового материала с ИКТ Русский язык – национальный язык русского народа Определять языковые явления;
доказывать выбор правописания;
выполнять различные виды разбора. Распознавать признаки языковых явлений;
классифицировать орфограммы по их особенностям;
обосновывать выбор правильного ответа.
2 1 Семинар по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». 3-7 5 Урок практикум Практикум по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». 8 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». 9-10 2 Урок обобщения Обобщение по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». 11 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». 12 1 Развитие речи Развитие речи. Сжатое изложение. Излагать в письменной форме содержание прослушанного текста в сжатом виде;
применять приёмы сжатия текста во всех микротемах. Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах;
выделять главное и сжимать текст
Функциональные разновидности русского языка16 (из них 5 ч. р.р.)
1-3 3 Изучение нового материала с ИКТ Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Определять принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка;
сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров;
. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;
анализировать тексты разных жанров
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст
4-5 2 Урок семинар Семинар по теме «Функциональные разновидности языка». 6-8 3 Урок практикум Практикум по теме «Функциональные разновидности языка». 9 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Функциональные разновидности языка». 10 1 Урок коррекции Обобщение по теме «Функциональные разновидности языка». 11 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности языка» 12-13 2 Развитие речи Развитие речи. Сочинение по картине Создавать текст описание
Определять ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений в тексте.
14-15 2 Развитие речи Развитие речи. Публицистическое сочинение Создавать текст публицистического стиля
Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах;
16 1 Развитие речи Развитие речи. Выразительные средства в художественных текстах Преобразовывать предложения для более выразительной передачи мысли; обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
3. Словосочетание как единица языка – 12 ч. (из них 2 р.р.)
1-2 2 Изучение нового материала с ИКТ Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Употребление словосочетаний Определять вид словосочетания и тип связи в словосочетаниях;
преобразовывать словосочетания;
выполнять разбор словосочетаний;
Классифицировать словосочетания по их виду и типу связи;
обосновывать выбор характеристики словосочетания;
составлять графическую схему словосочетания;
сравнивать виды словосочетаний и типы связи в словосочетаниях;
моделировать словосочетания по заданным признакам.
3 1 Урок семинар Семинар по теме «Словосочетание как единица синтаксиса». 4-6 3 Урок практикум Практикум по теме «Словосочетание как единица синтаксиса». 7 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме: «Словосочетание как единица синтаксиса» 8-9 2 Урок обобщения Обобщение теме «Словосочетание как единица синтаксиса» 10 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме: «Словосочетание как единица синтаксиса» 11-12 2 Развитие речи Развитие речи. Сжатое изложение. Излагать в письменной форме содержание прослушанного текста в сжатом виде;
применять приёмы сжатия текста во всех микротемах. Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах;
выделять главное и сжимать текст.
4. Основные признаки предложения - 7 часов
1 1 Изучение нового материала с ИКТ Понятие о предложении. Основные виды предложений. Интонация предложения Определять вид предложения по цели высказывания, по интонации и т.д.;
определять двусоставные и односоставные, полные и неполные предложения;
выполнять синтаксический разбор простых предложений. Характеризовать основания для определения вида предложений;
классифицировать предложения по их виду;
доказывать выбор ответа;
характеризовать основания для определения двусоставных и односоставных, полных и неполных предложений;
.
2 1 Урок семинар Семинар по теме «Основные признаки предложения» 3-4 2 Урок практикум Практикум по теме «Основные признаки предложения» 5 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Основные признаки предложения» 6 1 Урок обобщения Обобщение по теме «Основные признаки предложения» 7 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Основные признаки предложения» 5. Структура предложений 19 часов (из них 2 р. р.)
1-3 3 Изучение нового материала с ИКТ Структура предложений. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения: способы выражения подлежащего, виды сказуемого. Второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения;
определять главные и второстепенные члены предложения;
выполнять синтаксический разбор простых предложений.
Опознавать грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные;
классифицировать главные и второстепенные члены предложения;
доказывать выбор ответа;
анализировать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.
4-6 3 Урок семинар Семинар по теме «Структура предложения» 7-13 7 Урок практикум Практикум по теме «Структура предложения» 14 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Структура предложения» 15-16 2 Урок обобщения Обобщение по теме «Структура предложения» 17 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Структура предложения» 18 1 Развитие речи Развитие речи. Описание архитектурных памятников как вид текста. Создавать текст описание
Определять ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений в тексте.
19 1 Развитие речи Развитие речи. Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности. Создавать текст публицистического стиля
Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах.
6. Односоставные предложения 15 часов
1 1 Изучение нового материала с ИКТ Односоставные предложения. Виды односоставных предложений Видеть двусоставные и односоставные предложения;
определять их виды и морфологические способы выражения главного члена;
моделировать односоставные предложения разных типов;
выполнять синтаксический разбор простых предложений.
Характеризовать виды односоставных предложений;
классифицировать односоставные предложения по их виду;
сравнивать синонимичные односоставные и двусоставные предложения;
доказывать выбор ответа.
.
2-3 2 Урок семинар Семинар по теме «Односоставные предложения». 4-10 7 Урок практикум Практикум по теме «Односоставные предложения». 11 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Односоставные предложения». 12-14 3 Урок коррекции Обобщение по теме «Односоставные предложения ». 15 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Односоставные предложения». 7. Предложения с однородными членами – 15ч. (из них 4 ч. р.р.)
1 1 Изучение нового материала с ИКТ Предложения с однородными членами. Ряды однородных членов. Обобщающие члены при однородных членах Находить однородные члены предложения;
расставлять знаки препинания между однородными членами предложения;
строить простые предложения с однородными членами по схемам;
выполнять синтаксический разбор простого предложения;
. Характеризовать основания выбора однородных членов и знаков препинания при них;
составлять графическую схему простого предложения с однородными членами предложения;
опознавать однородные и неоднородные определения;
доказывать выбор ответа;
2-3 2 Урок семинар Семинар по теме «Предложения с однородными членами» 4-7 4 Урок практикум Практикум по теме «Предложения с однородными членами» 8 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Предложения с однородными членами» 9-10 2 Урок обобщения Обобщение по теме «Предложения с однородными членами» 11 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» 12-13 2 Развитие речи Развитие речи. Рассуждение на социально-культурные и нравственные темы. Определять подбор рабочих материалов;
преобразовывать предложения для более выразительной передачи мысли;
составлять текст в соответствии с требованиями к типу речи (рассуждение). Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах;
обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
14-15 2 Развитие речи Развитие речи. Сочинение по картине 8.Обособленные члены предложения - 20 ч. (из них 2 ч. р.р.)
1-3 3 Изучение нового материала с ИКТ Обособленные члены предложения: определения и приложения, обстоятельства, дополнения, сравнительные обороты, уточняющие и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах. Употребление обособленных членов предложения. Находить обособленные члены предложения;
расставлять знаки препинания при обособленных членах предложения;
строить предложения с обособленными членами;
выполнять синтаксический разбор простого предложения с обособленными членами предложения. Характеризовать основания выбора обособленных членов предложения и знаков препинания при них;
составлять графическую модель простого предложения с обособленными членами предложения;
сопоставлять обособленные и необособленные второстепенные члены предложения.

4-6 3 Урок семинар Семинар по теме «Обособленные члены предложения» 7-13 8 Урок практикум Практикум по теме «Обособленные члены предложения» 14 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Обособленные члены предложения» 15-17 3 Урок обобщения Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» 18 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» 19-20 2 Развитие речи Развитие речи. Характеристика человека как вид текста. Составлять текст в соответствии с требованиями к характеристике человека.
Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах;
обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
9. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями – 10 ч.
1 1 Изучение нового материала с ИКТ Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Находить обращения, вводные слова и междометия;
расставлять знаки препинания при них;
строить простые предложения с
обращениями, вводными словами и междометиями.
Характеризовать основания выбора обращений, вводных слов и междометий;
определять необходимость использования в предложениях обращений, вводных слов и междометий;
доказывать выбор ответа;
классифицировать вводные слова по смысловым группам;
.
2-3 2 Урок семинар Семинар по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями». 4-6 3 Урок практикум Практикум по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями». 7 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями». 9-8 2 Урок обобщения Обобщение по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями». 10 1 Проверка знаний, умений и навыков Контрольная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями». 10. Повторение изученного в 8 классе – 10 ч.
1-6 6 Урок практикум Практикум по теме «Повторение изученного в 8 классе». Определять языковые явления;
доказывать выбор правописания;
выполнять различные виды разбора. Распознавать признаки языковых явлений;
классифицировать орфограммы и пунктограммы по их особенностям;
обосновывать выбор правильного ответа.
7 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 8 классе». 8-9 2 Урок обобщения Обобщение по теме «Повторение изученного в 8 классе». 10 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». Описание материально – технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса в 8 классе по русскому языку
№ п/п
Наименование пособий
и технических средств обучения Выходные данные
(автор, издательство, год издания)
I Печатные пособия:
Учебная программа. Авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы, под редакцией С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2009.
Учебники. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). Часть 1. – Мнемозина. М.2010. – 216с.
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). Часть 2. – Мнемозина. М.2010. – 174 с.
Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобраз-ных учреждений. Под редакцией С.И.Львовой – Мнемозина. М.2009 – 68с
Методическое пособие для учителя. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.8класс» . под ред. С.И.Львовой. – Мнемозина. М. 2008 – 366с.
II Звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
аудиоприложение к учебнику- СД,
«Русский язык» - DVD, автор: Апашин В.А., изд-во «Просвещение»
III Технические средства обучения (средства ИКТ) ноутбук, экран, проектор, магнитофон.
IV Цифровые образовательные ресурсы
сайты
Культура письменной речи http://www.gramma.ruИмена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.orgКрылатые слова и выражения http://slova.ndo.ruМир слова русского http://www.rusword.orgРукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ruV Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование VI Натуральные объекты VII Демонстрационные пособия
таблицы: дни недели и времена года, образование времен, порядок слов в вопросительном предложении, числительные.
карточки: звуки, раздаточный материал по учебнику, тематические картинки.
VIII Музыкальные инструменты IX Натуральный фонд Контрольно-измерительные материалы
Диагностический материал включает кодификатор и тексты работ: диктанты, контрольные работы, тесты (материалы прилагаются).