СТАТЬЯ на тему: РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ В ЦЕЛОСТНОМ ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Н.В. Заболотнева.
(Волгоград).
РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ В ЦЕЛОСТНОМ ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Перемещение актуальных проблем современной педагогики в область субъектно-личностного потенциала учащихся, реализация идеи "развития" как центрального момента идеологии новой школы требует активной обращенности исследователей к экзистенциальной сфере личности. В связи с этим, особый интерес представляет феномен Я-концепции - сущностного личностного образования, являющегося регулятором сознательного поведения ребенка, универсальным инструментом формирования его субъектности.
В основу построения целостного процесса самоконцептуализации личности положен принцип поуровневого развития, "развертывания" Я-концепции.
Исследовательской целью эксперимента является проверка гипотезы, что особым образом организованная совместная учебная деятельность является эффективным средством развития позитивной Я-концепции подростков; практической - обеспечение учащимся перехода на более высокие уровни развития Я-концепции.
Процесс самоконцептуализации личности подростка состоит из двух последовательных стадий: подготовительной и формирующей. Целью первой (предварительной) стадии является создание условий для обеспечения готовности учащихся к полноценному взаимодействию со сверстниками в учебном процессе. Цель второй (основной) стадии - создание условий для самоконцептуализации (самоанализа, самопознания, самоактуализации, самореализации, саморазвития) подростка в учебном процессе.
Каждая из стадий содержит два взаимообусловленных этапа:
1 этап – продуктивно-обучающий; 2 этап – эмоционально-адаптивный; 3 этап – взаимообогащающий; 4 этап – самоконцептуализирующий.
На первом этапе происходит знакомство учащихся с образцами и освоение ими основных приемов индивидуальной субъектной деятельности, становление партнерских отношений при взаимодействии с учителем. Целью второго этапа выступает формирование положительного отношения к совместной учебной работе со сверстником, приобретение навыков выполнения совместных учебных действий. На третьем этапе происходит осознание учащимися необходимости и возникновение потребности во взаимодействии со сверстниками, расширение диапазона совместных субъектных учебных действий. Цель четвертого этапа - стимулировать интерес к собственному "Я", потебность в саморазвитии, приобретение навыков выполнения автономной субъектной деятельности.
Процесс самоконцептуалиазации подростка осуществляется за счет движения личностных мотивов. Первоначально актуализируются мотивы пользы сотрудничества со взрослым. На втором этапе – мотивы интереса, радости, пользы сотрудничества со сверстником. На третьем – мотивы успеха, ответственности, достижения, взаимопомощи, взаимовыручки. На завершающем этапе актуализируются мотивы самостоятельности, самоанализа, самопознания, саморазвития, самоактуализации и самореализации.
Ведущим дидактическим средством развития Я-концепции выступает система самоконцептуализирующих ситуаций. К которым мы относим ситуации, направленные на самоактуализацию и самореализацию личности подростка: ситуации действования, взаимодействия, задачные, игровые, диалоговые, коррекции, диагностические, рефлексивные, самооценочные, проективные, оценочные, планирования, выбора, ролевые, анализа, целеосуществления, прогностические, целеполагания, контроля, успеха и др. Доминирующими средствами совместной деятельности являются: вид взаимодействия, форма взаимодействия, схема взаимодействия. На первом этапе доминирует вид взаимодействия ученик – Учитель. Применяются индивидуально-фронтальные формы работы. На втором этапе доминирует вид взаимодействия ученик – ученик. Преобладает работа в паре постоянного состава. На третьем этапе организуется взаимодействие ученик-ученики в парах сменного состава, группах постоянного состава. Вид взаимодействия на четвертом этапе Ученик – среда. Доминирует работа в парах сменного состава, группах переменного состава, автономная деятельность.
Общая логика процесса самоконцептуализации личности состоит в том, что за счет расширения диапазона совместной деятельности, постепенной передачи учащимся традиционных педагогических функций, происходит изменение субъектной позиции подростков: от подавляемого "объекта", пассивного "исполнителя" и старательного "функционера" к активному, целеустремленному и самодостаточному "субъекту" – носителю позитивной, развернутой, целостной Я-концепции.