Семинар для учителей Общечеловеческие ценности в целостном педагогическом процессе


План методического семинара учителей
«Общечеловеческие ценности
в целостном педагогическом процессе класса»
Дата: 18.11.2016 г.
Педагог: Ермуханова И.И
Цель: расширить представление учителей об общечеловеческих ценностях как основе целостного педагогического процесса школы.
Задачи: раскрыть понятие психолого – педагогических основ нравственно – духовного образования
« Самопознание»;
-раскрыть аксиологические основы нравственно – духовного образования « Самопознание»;
- способствовать интеграции программы нравственно – духовного образования «Самопознание» и других дисциплин.
План.
1. Психолого-педагогические основы программы НДО "Самопознание".
1)Слова С.А.Назарбаевой о важности осознания ребенком того, кем он является.
2)Высказывание Ш.Кудайбердиева о трех важных качествах, о Науке Совести.
3) Два аспекта образования, как два крыла голубя.
4) Пример с черной точкой. Рисунок « Что мы видим?»
5) Структура сознания. Пример со стаканом воды, который нужно очистить.
2.Вечные общечеловеческие ценности
1) Определение аксиологии, ценности.
2) Взаимосвязь абсолютных общечеловеческих ценностей на примере Древа Ценностей.
3) Демонстрация фильма про Риту Алькаеву.
3.Интеграция общечеловеческих ценностей в содержание предметов
1) Слова Ш.А. Амонашвили о живых и мертвых знаниях.
2) Просмотр видеофрагмента урока познания мира, интегрированного с самопознанием
3) Групповая работа - примеры интеграции

Вступительное слово:
- Добрый день, мои дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на семинаре «Общечеловеческие ценности в целостном педагогическом процессе класса». Сегодня мы поговорим о духовно- нравственном образовании, об уроке Самопознания и об интеграции Самопознания с другими предметами. А начнем мы наш семинар со слов великого М.Монтеня « Всякий, кто не постиг науки Добра, всякая другая наука приносит лишь вред».
Психолого-педагогические основы программы НДО "Самопознание".
- Существует несколько видов кризиса: индивидуальный, общественный, экологический, нравственно – духовный. Самым разрушительным из них является нравственно – духовный кризис, потому люди стали искать пути решения данного вопроса.
- Хочу обратить ваше внимание на слова автора НДО « Самопознание» Сары Алпысовны Назарбаевой « На рубеже веков мы почему- то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопку компьютера и сносно говорить по английски. И вот он уже готов- человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, вообщем-то, не волнует…..Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми, счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни счастья в служении человечества. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться…»
- Великий казахский философ Шакарим Кудайбердиев выделив три качества: честный труд, совестливый разум и искреннее сердце. Также Шакарим Кудайбердиев призывал ввести в школе Науку Совести, такой Наукой Совести или Уроком Доброты и стал предмет «Самопознание».
- Существует два аспекта образования как два крыла голубя. Первое- это внешнее образование, интеллектуальное, образование для ума, которое ученики получают в школе, второе крыло – внутреннее образование, нравственно – духовное, образование для сердца. Для того, чтобы воспитать гармонично развитого, хорошего человека, живущего в единстве мысли, слова и дела, необходимо слить эти два образования в одно целое.
- Великий Сократ когда- то сказал: «В каждом человеке Солнце, только дайте ему светить», потому в ходе преподавания предмета Самопознания приоритетными являются гуманные методы, т.е обучение без насилия, дающее возможность «светить всем
- Для того, чтобы глубже рассмотреть психологические основы методики преподавания предмета Самопознания, мы рассмотрим структуру сознания человека. Посмотрите на рисунок- Что вы видите? (ответы учителей) .Наши ответы показывают, почему человек приходит в замешательство, ведь настоящая картина такова « Большое белое пространство с маленькой черной точкой посередине».Например, СМИ интересуются в основном негативными событиями, а о хороших событиях пишут намного меньше. Но в действительности, есть очень много «белого», а мы этого не замечаем. Сознание человека можно очистить. Давайте на простом примере в этом убедимся. Как очистить воду в стакане, если ее нельзя сразу всю вылить? Надо подставить стакан под поток чистой воды и постепенно вода в стакане очистится. Представьте, что сознание ребенка – это стакан с грязной водой ( это негативная информация, идущая и атакующая ребенка со всех сторон). А уроки Самопознания, несущие свет, любовь, доброту, милосердие - это поток чистой воды, который со временем очистит воду в стакане.
Вечные общечеловеческие ценности
- Итак , дорогие учителя, а сейчас мы попробуем выяснить, что же такое наука Аксиология и как понимать значение ценностей. Аксиология( от греческого axia- ценность и logos- учение) – это философская дисциплина, исследующая категорию «ценность». А под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности.
- Ценности делятся на три вида:
1. природные –это ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувства, стойкость воли.
2. приобретенные – это корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благодарность, великодушие, терпение и т.д.3. Абсолютные общечеловеческие качества – это те качества, которые не изменяются во времени, имеющие значение для всего человечества. Это: Истина, Праведное поведение, Внутренний покой, Любовь и Ненасилие.
( на доске Древо Ценностей)
- Сейчас, дорогие учителя, на примере дерева я вам расскажу значение каждой ценности для нашей жизни. Каждая ценность очень важна, но как мы видим из рисунка, развитие и воспитание гармонично- развитой личности невозможно без Любви.
- Таким образом, общечеловеческие ценности –это единственно возможная основа содержания предмета «Самопознание».
Просмотр видео «Рита Алькаева»
- Проявление каких общечеловеческих ценностей можно увидеть в данном фильме?
- Как вы думаете, что важного для себя извлекут из этого видео дети?
Интеграция общечеловеческих ценностей в содержание предметов
- Часто мы жалуемся, что современные дети не хотят учиться. Но также мы знаем, что изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир. Почему же дети, которые хотят учиться, не хотят учиться в школе? Простой ответ дал на этот вопрос великий гуманист Шалва Александрович Амонашвили: «Дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний». ( рисунок живое- неживое знание из выступления мальчика Саши, 11 педагогические чтения «Учитель, вдохнови меня на творчество».
- Таким образом, интеграция НДО «Самопознание» в предметы- это, прежде всего оживление школьного знания, выявление его нравственно – духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии.
- Давайте рассмотрим некоторые примеры интеграции
Групповая работа
- А сейчас я предлагаю, разделившись по направлениям, попробовать предложить свои варианты интеграции Самопознания в предметы (группа предлагает свой пример, далее следует обсуждение).
- Я вам желаю применять полученные знания на деле, использовать интеграцию предмета Самопознания со своими дисциплинами как можно чаще.
- Ну, что ж е, творческого вдохновения нам всем и крыльев для полета вместе с нашими детьми, уважаемые коллеги!