Из опыта использования рабочих тетрадей по истории. Авторские тетради как средство повышения эффективности преподавания истории».


«Из опыта использования рабочих тетрадей по истории. Авторские тетради как средство повышения эффективности преподавания истории».
Одним из исходных приоритетов преподавания истории в современном обществе является развитие творческой, самостоятельной, социально активной и ответственной личности. Современная педагогическая наука ориентирует на формирование личности, обладающей индивидуальными чертами, имеющей собственные взгляды на события и процессы, умеющей критически мыслить и воспринимать различные точки зрения.
Как показывают научные исследования и опыт современного преподавания истории, формирование личности будущего невозможно без изменения учебной деятельности школьников на уроках. Для того, чтобы история стала насущной ученику, чтобы школьник мог личностно осознать исторический процесс, необходимо изменить не только отношение к преподаванию истории, но и технологию работы на уроке. Варьировать эти технологии как раз и позволяют авторские рабочие тетради. Подчеркну, что именно авторские рабочие тетради, не готовые, пусть и входящие в УМК. Создавая свои собственные тетради, учитель выступает и как педагог (каждый класс - уникален), как методист (важен положительный результат), как художник и полиграфист (рабочий лист - уникален по оформлению и подборке материалов).
Несомненно, создание рабочих листов к каждому уроку - это процесс очень трудоемкий, но он позволяет максимально активизировать деятельность учащихся, как на уроке, так и во время домашней подготовки.
Достоинства авторских рабочих листов и в том, что:
Учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки, психолого-педагогические особенности;
При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;
Рабочие листы позволяют комбинировать возможности лекции и конспектирования, работы с источниками и иллюстрациями, заполнение таблиц и схем с дидактическими играми в рамках одного урока;
Учитель создаёт пакет рабочих листов;
Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;
Материалы рабочих листов легко преобразуются в материалы презентаций в формате Power Point;
Рабочие листы позволяют экономить время на разных организационных вопросах.
Организуя работу на уроке с рабочей тетрадью, учитель решает несколько педагогических задач:
Психологической поддержки. Организации учебного процесса. Контроля. Организации дистанционного обучения.
Развитие внимания, тренировка памяти
Работая над выполнением специальных заданий, ученик развивает мышление, речь Вести записи нужно аккуратно, чётким подчерком, ведь при повторении необходимо обратиться у материалу.
Экономия времени, особенно в младших классах.
При систематической работе по решению заданий рабочего листа, идёт формирование навыков самоконтроля. Контроль знаний и умений возможен на всех этапах урока или определённых этапах урока.
Задания сгруппированы в логические блоки. Учитель, используя электронную почту или пространство сайта (учителя или образовательного учреждения), помогает учащемуся, который не посещает занятия, осваивать учебный материал.
Правда, придется ежедневно решать целый ряд технических и организационных вопросов.
Подготовка рабочих листов. Тиражирование рабочих листов. Использование рабочих листов.
Знание особенностей учебников для базовой и профильной школы Ксерокс или принтер Ученик ведёт папку, в которой и хранятся листы (Портфолио работ)
Знание материалов ОГЭ и ЕГЭ (кодификатор) 1 тема урока – минимум 1 печатный лист Использование учителем дополнительного времени для подготовки листов Авторские рабочие тетради по истории представляют собой:
составленные в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочие листы, которые собираются в общую тетрадь по определенному разделу – тетрадь по истории Древнего мира, тетрадь по истории Средних веков, История России XX век и т.д.
Рабочая тетрадь.
Что это Для кого Как Зачем Решает педагогические задачи
система текстов, статистической, графической живописной информации, вопросов и заданий Задания, обращены к ученику В процессе выполнения предложенных заданий, ученик, работая самостоятельно качественно и количественно преобразовывает информациюВ результате этого обретает новые знаний, умения и навыки формирование исторического мышления за счёт применения источниковедческого, историографического, методического и подходов
Рабочие листы бывают:
Информационные. Тестовые. Интегрированные.
Предложенные материалы помогают при изучении нового материала.
Включены карты, исторические картины, отрывки из документов.
Для старшей школы может включать непосредственно текст лекции. Задания, подобные заданиям ЕГЭ (А,В,С), ОГЭ, контурные карты. Листы включают:
материалы для поверки, изученного ранее,
опорные материалы для записи изучаемого материала,
задания для самостоятельной работы.
Примерная структура интегрированного рабочего листа:
Материал на повторение изученного на прошлом уроке.
Информационный материал по новой теме, текст лекции, схемы, таблицы, опорные конспекты.
Задания для самостоятельной работы: типовые, развивающие и творческие задачи и упражнения, игровые задания.
Обобщение и заключение по каждой теме урока: выводы, контрольные вопросы.
Разнообразный иллюстративный материал, карты.
Рабочие листы делаются в программе Word, в таблицу вставляются фото, карты, иллюстрации, добавляются задания.

Заключение: 
Данная тема исследуется на протяжении нескольких лет. Авторские рабочие тетради используются в разных параллелях, создавались в классах компенсирующего обучения, используются и в профильных классах для подготовки к экзаменам. Средние показатели по предмету говорят в пользу использования рабочих тетрадей:


По результатам 3-летнего применения наблюдается положительная динамика в формировании компетенций учащихся.

В зависимости от индивидуальных особенностей, от уровня сформированности ОУУН, от уровня знаний и специальных умений, от уровня мотивации к обучению, рабочие тетради редактируются, ежегодно обновляется их содержание.
Организованный эксперимент с рабочими тетрадями позволил воплотить в реалии школьного образования представление о вариативном характере истории, и о новых возможностях преподавания истории.
Анализ результатов эксперимента показал, что умение учениками сравнивать деятельность исторических личностей и анализировать исторические события (а эти умения задаются как в Государственном стандарте школьного исторического образования, основанном на учебнике, так и в нашей модели, основанной на применении рабочих тетрадях) более развито у учеников, обучающихся по рабочим тетрадям. Кроме этого, при работе с тетрадями у учащихся значительно расширяется арсенал языков описания прошлого и формируется исследовательская позиция.
В ходе исследования было установлено, что большинство школьников справляются с творческими работами, которые задаются потенциалом тетрадей: рассуждениями, написанием «историй», «стилизаций», «смеховых текстов». Кроме этого, практически все ученики, работающие с тетрадями, освоили позиции «потомка», «современника», «иностранца». От 70 до 90 % учащихся продемонстрировали умение анализировать как исторические источники, так и версии своих одноклассников.
Результаты эксперимента свидетельствуют, что большинство учеников осознают и могут обосновать личностную значимость истории.
Проверка эффективности экспериментальной методики осуществлялась посредством проведения срезовых контрольных работ, наблюдения, анализа стенограмм уроков, анкетирования учителей, учеников, родителей.
Результаты срезовых работ свидетельствуют об увеличении общего уровня сформированности у учащихся указанных умений. К концу экспериментального обучения в разной степени ими овладело большинство учеников. Анализ срезовых работ, анкет и наблюдение позволили выявить не только количественные, но и качественные различия уровня сформированности исторического мышления и личностного отношения к истории.