Сценарий урока по математике:Нахождение периметра квадрата,прямоугольника 2 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«СОШ №18»
Методическая разработка урока
по математике во 2 классе
УМК «Школа 2100»
Тема урока: «Периметр квадрата и прямоугольника»
Автор: Кюрджиева З.И.
учитель начальных классов
г. Изобильный 2016г.
Ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный момент. Постановка учебных задач. (Слайд №2)
Громко прозвенел звонок -
Начинаем наш урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Проверить свои рабочие места, все ли на месте, порядок ли. Вспомним, как правильно сидеть. Следим за осанкой. Но перед тем как мы приступим к работе, давайте поднимем карточки с каким настроением мы начинаем занятие? (если хорошее настроение, то поднимаем солнышко, если плохое - тучку) Слушают учителя и проговаривают стихотворение.
Проверяют свои рабочие места, следят за осанкой.
Поднимают карточки, показывающие настроение учащихся на начало урока.
2 Актуализация знаний
Устный счет Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Геометрия. (слайд №3)
В этой стране живут фигуры,Линии, точки и тела,Треугольники, квадраты,Вот такие, вот, дела!Пусть в эту страну Не идут поезда.Страна Геометрия
Рядом с нами в школе всегда.
- Что это такое – геометрия? (слайд №4)
- В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» – земля,«метрио» – измерять).
- Вы готовы отправиться в страну Геометрия? Тогда подумайте, какие геометрические инструменты вы возьмёте с собой? Я буду называть предметы, если это геометрические инструменты, то вы должны хлопнуть в ладоши. Приготовьте ладошки. Поехали! (слайд №5)
Кукла, линейка, машинка, подушка, треугольник, ложка, утюг, циркуль, молоток, фонарик, карандаш.Ребята, как мы с вами отправимся в путешествие, если у нас нет транспорта. У каждого из вас на столе лежит геометрическая фигура, вам нужно решить пример и приклеить свою фигуру к своему результату. - Что же у нас получилось (автобус). (слайд № 6)
- Из каких геометрических фигур он состоит.
- Расскажите все, что знаете о квадрате и прямоугольнике? (слайд №7)
- Чем они похожи, а чем отличаются?
Мы выяснили сходство и различие этих фигур. Эти знания нам сегодня пригодятся для дальнейшей работы.
Ну вот, теперь уже можно отправляться в наше путешествие.
Внимание и вот уже первый город - город «Заданий».
Внимание, девочки!Внимание, мальчики!
Кто хочет получить отметку «5»?Тогда устный счёт пора начинать!
Остановка «Возрастайкино» (слайд №8)
- Какое задание мы можем здесь выполнить?
1ряд: 23 5 97 12 78 45 36
2 ряд: 31 9 42 54 21 13 82
3 ряд: 65 26 73 7 19 34 49
Проверка. (слайд №9)
Следующая остановка: «Фигуркино» (слайд №10) найди лишнюю фигуру. На какие две группы можно разбить эти фигуры? (плоские, объемные). Задание: запишите в первый столбик номера плоских фигур, во второй - объемных фигур.
- Про какие 2 фигуры из первого столбика можно сказать, что они похожи – два брата. (слайд №11)
Задание №4 мы до сих пор не знаем нашей темы урока, но мы уже совсем близко. Нам нужно собрать слово и узнать тему нашего урока.
- Ребята, как вы думаете, периметр каких фигур мы будем сегодня учиться находить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Отвечают на вопрос учителя

Ребята хлопают в ладоши, когда звучит геометрический инструмент.
Ребята индивидуально решают задание и приклеивают свою фигуру к тому результату, который у них получился при решении.
Учащиеся аргументируют свою точку зрения.
Рассказывают то, что они знают о квадрате и прямоугольнике, чем они похожи и чем отличаются.
Дети предлагают определить закономерность и расположить числа в порядке возрастания
Ребята находят лишнюю фигуру и разбивают их на 2 группы
Ребята собирают слово и сформулируют тему урока.
3 Физ.минуткаМного ль надо нам ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочек,
Треугольный колпачек.
Вот и вышел очень-очень
Развеселый чудачок. Дети выполняют движения
4 Открытие новых знаний Подоспело новое заданье.
За дело взяться вам пора
И проявить старанье.
Начертите квадрат со стороной а, если а = 3см (1 ряд), 4см (2 ряд), 5см (3 ряд).
Найдите периметр этих квадратов. Запишите выражения, заменяя умножением.
РЕФЛЕКСИЯ:
- Можете ли вы выполнить это задание? Какими умениями и знаниями вы будете пользоваться? Ответы детей появляются на слайде, по мере поступления их ответов. Периметр - сумма длин сторон плоской геометрической фигуры (многоугольника). Обозначение – Р.
- Проверка у доски. Запишите выражения, которые у вас получились.
1 ряд: Р = 3+3+3+3 = 3*4 = 12
2 ряд: Р = 4+4+4+4 = 4*4 = 16
3 ряд: Р = 5+5+5+5 = 5*4 = 20
Что общего у всех выражений? Чем они отличаются? Почему? Как изменяются периметры этих квадратов? (первые множители разные, а вторые всегда 4; первый равен длине стороны квадрата, а второй - числу сторон. Периметры этих квадратов увеличиваются, т.к. увеличивается длина сторон квадрата).Выведем с вами формулу нахождения периметра квадрата. Р = а*4.
Сравним с формулой в учебнике.
Подведем итог. Оказывается, периметр квадрата можно найти и с помощью действия умножения по формуле Р = а*4. Принимают и осуществляют учебную цель и задачу. Находят периметр, но перед этим вспоминаем, что такое периметр.
Находят общее в выражениях
Сравнивают полученную формулу с формулой в учебнике.
Осуществляют самоконтроль.
5 Первичное закрепление
(работа по учебнику) Ребята, давайте выполним задание № 2 на стр. 6 Ребята работают самостоятельно
6 Физ.минутка Математическое – не математическое
(квадрат, суффикс, уравнение, плюс, приставка, прямая, задача, сочинение, периметр, прямоугольник, рассказ, сумма)Ребята выполняют движения, соответствующие математическому и не математическому выражению.
7 Конструирование нового способа действий. Начертите прямоугольник длиной b и шириной a, если а = 2 см, b = 5см.
Найди периметр. Запиши выражения, заменяя, где возможно, сложение умножением.
Мы знаем как находить периметр квадрата. Можем ли мы найти периметр прямоугольника по формуле? (Думаю нет, т.к. в квадрате все стороны равны, а в прямоугольнике только противоположные). Но мы знаем, что периметр - это сумма длин сторон, начнем с этого и посмотрим, что получится.
Р = 2+5+2+5 = 2*2 + 5*2 = 14. Что можно заменить на умножение? Почему умножаем на 2? (две противоположные стороны)
Выведем формулу и сравним с учебником.
Р = а*2 + b *2. Учащиеся конструируют новый способ действия. Принимают и сохраняют учебную цель и задачи.
Выводят совместно с учителем формулу нахождения периметра прямоугольника
Сравнивают полученную формулу с формулой в учебнике.
8 Закрепление
а) Задание № 2 стр.6 Найдите периметр прямоугольника, сделав соответствующие измерения.
б) Задание № 3, с. 6.
Найди ширину листа стекла прямоугольной формы, если его периметр 10дм, а длина 4дм.
Найди его площадь. Вспомним как найти площадь прямоугольника.. (Площадь - это число, которое показывает, сколько квадратных единиц содержится в данной фигуре. Обозначение – S. Единицы измерения: мм2, см2, дм2, м2, км2, а, га. S = a*b) (слайд )
Рассуждение детей. Если длина одной стороны прямоугольника - 4дм, значит, длина противоположной стороны тоже 4дм. Длина двух противоположных сторон - 8 дм. 10-8 = 2 дм. 2дм делим на 2, т.к. осталось найти две стороны (ширины). - 1дм равна ширина прямоугольника. Найдем площадь. Для этого в формулу подставим известные значения. S = 1*4 = 4дм2 Применяют новый способ нахождения периметра. Осуществляют самоконтроль.
9 Систематизация и повторение. (резервные задания для самостоятельной работы учащихся).
Ребята выберите задание, которое хотели бы решить самостоятельно.
На выбор предлагаются следующие задания:
Задание № 5, с. 7. Найди значение выражений.
(48 - 33) : 5 + 89 (92 - 88) * 5 + 80
(5 * 3 + 6 * 5) : 9 21 : (56 - 49) * 5
(28 + 14) : 7 + 48 8 * 9 - (35 + 18)
Задание № 7, с. 7. Перевернули листы бумаги с изображениями трех фигур: треугольника, пятиугольника и шестиугольника. Помоги найти лист с изображением треугольника, если известно, что все надписи ложные.
Задание № 8, с. 7. - комбинаторная задача на определение количества пар, составленных из элементов одного множества. решается с помощью графа.
У мамы есть вишня, малина, смородина и клубника. Сколько разных компотов она может сварить из этих ягод, если каждый компот будет сварен из двух видов ягод? (проверь себя с помощью рисунка). Ребята выбирают задание, которое им хотелось бы решить и выполняют самостоятельно.
Анализируют, контролируют и оценивают результат.
10 Итог урока. Рефлексия.
Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант).
Устная оценка учителя. Вот и закончилось наше путешествие. Понравился ли вам урок?
Продолжите высказывание. (слайд №12)
Я знал (а), что ……
Я узнал (а), что…….
-Ребята, где пригодятся вам эти знания?
-С каким настроением мы заканчиваем урок? Поднимаем карточки.
Задания № 5, 7, 8, выбирается задание, которое не выполняли в классе.
Ребята, вы отлично работали. Спасибо за работу на уроке.
Урок окончен. Рефлексия своих действий.
Записывают те задания, которые не выполнили в классе.