Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»




Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе _____О.В. Редина
«___»_______2016г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной дисциплины МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
по специальности
35.02.07 Механизация сельского хозяйства

















Острогожск 2016
Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014г. №456, учебного плана ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».

Разработчик: Топольская И.И., преподаватель дисциплин профессионального цикла
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».

Рецензенты: Иконников М.И., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»;
Сухицкий С.В., заместитель генерального директора АО
Корпорация НПО «РИФ».



Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией дисциплин механизации.

Протокол № 1 от «29» августа 2016г.

Председатель цикловой комиссии ________ А.Н. Ерёмин

СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделением ________А.А. Рублёвская

СОГЛАСОВАНО
Методист ________Н.В. Козлова














СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4

Область применения программы
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы учебной дисциплины
4
4

4

6

Структура и содержание учебной дисциплины
7

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
8

Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
11

3.2.Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
11

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
12






























1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; - подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ; - выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов; - определять твердость металлов; - определять режимы отжига, закалки и отпуска стали; - подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием и др.) для изготовления различных деталей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов; - классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве; - основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства; - особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования; - виды обработки металлов и сплавов; - сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием; - основы термообработки металлов; - способы защиты металлов от коррозии; - требования к качеству обработки деталей; - виды износа деталей и узлов; - особенности строения, назначения и свойства различных групп неметаллических материалов; - характеристики топливных, смазочных, абразивных материалов и специальных жидкостей; - классификацию и марки масел; - эксплуатационные свойства различных видов топлива; - правила хранения топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей; - классификацию и способы получения композиционных материалов.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.
ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.
ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.
ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.
ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.
ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов, отведённое на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося-105 часов, в том числе:
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося-70 часов;
самостоятельную работу обучающегося-35 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70

в том числе:


практические занятия
20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35

в том числе:
подготовка доклада
подготовка устного сообщения
ответы на вопросы
работа с учебником
работа с конспектом

3
2
3
24
3

Промежуточная аттестация в форме экзамена (4 семестр)


2.2. Содержание учебной дисциплины Материаловедение

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Тема 1.1. Основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства
Содержание учебного материала
14




1
Производство чёрных и цветных металлов.

2


2
Особенности строения металлов. Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования.

2


3
Свойства металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

2


4
Механические испытания.

2


5
Методы изучения структуры металла.

2


6
Основы теории сплавов. Сплавы железа с углеродом.

2


7
Термическая обработка металлов и сплавов. Режимы отжига, закалки и отпуска стали.

2


Лабораторные занятия
-




Практические занятия
4



1
Измерение твёрдости металлов и сплавов.




2
Выбор режимов термообработки стали.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
9
2
7



1
Подготовка устного сообщения «Коррозия металлов».




3
Работа с учебником.



Тема 1.2. Основные виды конструкционных металлических материалов
Содержание учебного материала
12





1
Чугуны. Классификация, маркировка, область применения.

2


2
Углеродистые стали. Классификация, маркировка, область применения.

2


3
Легированные стали. Классификация и маркировка, область применения.

2


4
Сплавы цветных металлов. Классификация и маркировка, область применения.

2


5
Материалы с упругими свойствами. Прокладочные и уплотнительные материалы. Принципы их выбора для применения в производстве.

2


6
Материалы для контрольно-измерительного инструмента. Электротехнические материалы. Принципы их выбора для применения в производстве.

2


Лабораторные занятия
-



Практические занятия
4



1
Определение материала по внешнему виду, происхождению и свойствам.




2
Выбор материала по его назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
8
3
5



1
Подготовка доклада «Конструкционные материалы, используемые в моей специальности».




2
Работа с учебником.



Тема. 1.3.
Виды обработки металлов и сплавов
Содержание учебного материала
10



1
Литейное производство.

2


2
Обработка металлов давлением.

2


3
Сварка, резка, пайка и наплавка металлов.

2


4
Обработка металлов резанием.

2


5
Требования к качеству обработки металлов. Виды износа деталей и узлов. Износостойкие материалы. Принципы их выбора для применения в производстве.

2


Лабораторные занятия
-



Практические занятия
6




1
Выбор режимов при ручной дуговой сварке.




2
Выбор способа обработки металлов для изготовления различных деталей.




3
Определение вида износа деталей.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
8
3
5



1
Работа с конспектом.




2
Работа с учебником.



Тема 1.4.
Основные виды конструкционных неметаллических материалов
Содержание учебного материала
14



1
Пластические массы. Техническая керамика.

2


2
Стекло. Резина. Переработка резины.

2


3
Древесина и древесные изделия. Технические клеи.




4
Характеристики топливных и абразивных материалов. Эксплуатационные свойства различных видов топлива. Правила хранения топлива.

2


5
Характеристики смазочных материалов и специальных жидкостей. Классификация и марки масел. Правила смазочных материалов и специальных жидкостей.

2


6
Классификация и способы получения композиционных материалов.

2


7
Обобщающее повторение.

2


Лабораторные занятия
-



Практические занятия
6



1
Определение качества моторного масла простейшими методами.




2
Определение материала по внешнему виду, происхождению и свойствам.




3
Выбор материала по его назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
10
3
7



1
Ответить на вопросы (подготовка к экзамену).




2
Работа с учебником.




Всего
105







3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедение».

Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий:
а) карточки с заданиями по теме:
«Атомно-кристаллическое строение металлов и их сплавов»; «Железоуглеродистые сплавы-3»; «Цветные металлы и сплавы»; «Виды обработки металлов и сплавов»; «Неметаллические материалы»;
б) демонстрационные карточки:
Термический цикл; Свариваемость сталей; Классификации сталей; Обозначение легированных элементов медных сплавов; Механические свойства чистой меди; Влияние легирующих элементов на свойство латуни; Микроструктура чугунов; Твердомер Роквелла;