РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 05. «Русский язык и культура речи». 09.02.03. «Программирование в компьютерных системах».

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«УНЕЧСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ А.В. РАсСКАЗы»
г. Унеча Брянской области



«Утверждаю»:
Зам. директора по УПР
___________В.М. Боровков
« » августа 2016г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 05. «Русский язык и культура речи».

09.02.03. «Программирование в компьютерных системах».

Срок обучения: 3 года 10 месяцев






Рассмотрена и одобрена на заседании
МО гуманитарного цикла
Протокол №1
« » августа 2015г.
Председатель МО _______Е.А.Жукова



2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана в соответствии с «Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. Минобразования России. Москва 2004». На основе примерной программы, созданной от 16.04.2008г. в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)».


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Унечский индустриальный техникум» (ГБПОУ «УИТ имени Героя России А.В. Рассказы»), г. Унеча, Брянская область.

Разработчик:
Жукова Е.А, - преподаватель ГБПОУ «УИТ имени Героя России
А.В. Рассказы».












Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО).


Заключение Экспертного совета №_________ от «____»__________20__ г.
номер


СОДЕРЖАНИЕ




ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации программы учебной дисциплины

15

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17



































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО - 09.02.03. «Программирование в компьютерных сетях».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл .
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка;
- определять лексическое значение слова;
- использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;
пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;
- различать тексты по их принадлежности к стилям, анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы;
- лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов;
- способы словообразования;
- самостоятельные и служебные части речи;
- синтаксический строй предложений;
- правила правописания;
- функциональные стили литературного языка.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента - 90 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 60 часов;
самостоятельная работа студента - 30 часов.
Изучение предмета заканчивается обобщением и дифференцированным зачетом.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60

в том числе:


практические занятия
14

Самостоятельная работа студента (всего)
30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем
Но-мер уро-ка
Содержание учебного материала, практические
занятия, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уро-вень
усвое-ния

1
2
3
4
5

Раздел 1. Наука о русском языке.
4


Тема 1.1.
Русский язык в современном мире.


Содержание учебного материала
2



1.
№1. Язык и речь. Общее и различия
1
2


2.
№2. Проблемы языка и речи в современном российском обществе.
1
2



Самостоятельная работа студентов
2




№1. Подготовка рефератов по теме: «Проблемы языка и речи в современном российском обществе»
1




№2. Составьте устное высказывание на тему: «Вот почему нужно знать русский язык»
1


Раздел 2. Язык и речь.
7


Тема 1.2.
Русский язык и культура речи как специальная учебная дисциплина. История её изучения.

Содержание учебного материала
1



3.
№3.Филология и лингвистика. Культура речи и риторика. М.В. Ломоносов как основоположник российской филологии.
1
2



Практическое занятие
1



4.
№1.А.С.Пушкин о русском языке и культуре речи.
Значение работ В.В.Виноградова, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы.
1


Тема 2.2.
Понятие нормы литературного языка и
литературной речи.






Содержание учебного материала
2



5.
№4.Понятие нормы литературного языка. Норма как явление историческое и социальное


1
2


6.

№5.Нормы орфографические, грамматические, орфоэпические,
лексические, речевые, пунктуационные
1

2



Практическое занятие
1




7.
№2. Лингвистический анализ текста
1




Самостоятельная работа студентов
2




№3.Подготовка реферата «Нормы русского языка».
1




№4. Реферат «Текст и его назначение. Типы текстов».
1


Тема 2.3.
Русский язык и культура речи»: основные категории и понятия.



Содержание учебного материала
1



8.
№6. Разделы русского языкознания: фонетика, орфоэпия, лексикология, фразеология, морфология, синтаксис, стилистика, графика.


1
2

Раздел 3. Фонетика и орфография. Графика и орфография.
8


Тема 3.1.
Благозвучие речи: фонетические средства выразительности.

Содержание учебного материала.
4



9.
№7.Кодификация литературного языка. Алфавит.
1
2


10.
№8.Фонема. Буквы и звуки речи.
1
2


11.
№9. Морфема, слово, словосочетание и предложение.
1
2


12.
№10. Понятие о тексте.
1
2



Практические занятия
2



13.
№3. Фонетический разбор слов и форм слова.
1



14.
№4. Редактирование текста.
1




Самостоятельная работа студентов
2




№5.Умение соотносить звук и букву, составлять фонематическую транскрипцию.
1




№6. Работа с «Орфоэпическим словарем русского языка»
1


Раздел 4. Лексика. Лексикография. Стилистика.
42


Тема 4.1.
Современный русский литературный язык. Этапы становления. Стили.




Содержание учебного материала.
2



15.
№11. Современный русский литературный язык. Понятие о стилях русского языка.
1
2


16.
№12. Книжные стили и стиль разговорный.
1
2



Практическое занятие
1





17.
№5. Деловые бумаги.
1




Самостоятельная работа студентов
3




№7. Подготовить реферат по теме: «Деловой этикет: личное и письменное общение».
1




№8. Определение функциональных стилей речи.
1




№9. Реферат. Стилистика и синонимические средства языка.
1


Тема 4.2.
Словари русского языка.

Содержание учебного материала
2



18.
№13. Типы словарей русского языка. Словарь и словарная статья.
1
2


19.
№14. В.И. Даль и «Толковый словарь живого великорусского языка».
1
2



Практическое занятие.
1



20.
№6. Работа со словарями.
1




Самостоятельная работа студентов
2




№10. Работа со словарем В.И. Даля (толкование лексического значения слова).
1




№11. Сообщение на тему: «Словари русского языка и сфера их использования».
1


Тема 4.3.
Лексика русского языка.
















Содержание учебного материала
4



21.
№15. Стилевая основа русского языка: лексика нейтральная, книжная, разговорная, художественная.
1
2


22.
№16. Изобразительные средства русского языка. Языковая метафора. Метонимия. Синекдоха.
1
2


23.
№17. Лексика органического употребления. Русский жаргон и русское арго.
1
2


24.
№18. Диалектизмы. Просторечие.
1
2



Практическое занятие
1










25.
№7. Лексический разбор слова. Предупреждение лексических ошибок.
1




Самостоятельная работа студентов
3




№12. Подготовить сообщение по теме « Причины возникновения русского жаргона».
1




№13. Проведите исследовательскую работу по теме: «Диалектные слова моей местности»
1




№14. Подготовьте сообщение на тему: «Употребление архаизмов и историзмов в произведениях А.К.Толстого».
1


Тема 4.4.
Синонимия и антонимия русского языка.


Содержание учебного материала
3



26.
№19. Синонимы. Типы синонимов. Синонимический ряд, его доминанта.
1
2


27.
№20. Антонимия.
1
2


28.
№21. Смысловые типы антонимов. Пути образования антонимов. Стилистическая функция антонимов.
1
2



Практическое занятие
1



29.
№ 8. Употребление синонимов и антонимов в речи.
1




Самостоятельная работа студентов
2




№15. Работа со словарями синонимов и антонимов.
1




№16. Составьте кроссворд по теме: « Синонимы, антонимы»
1


Тема 4.5.
Омонимия и паронимия русского языка.

Содержание учебного материала
3



30.
№22. Омонимия. Понятие лексической омонимии. Пути образования лексических омонимов.
1
2


31.
№23. Паронимия. Пути образования паронимов.
1
2



Практическое занятие
1



32.
№9. Ошибки, связанные с употреблением омонимов и паронимов.
1




Самостоятельная работа студентов
1




№17. Вопросы и задания для самоподготовки.
1


Тема 4.6.
Лексика активного и пассивного запаса.






Содержание учебного материала
5



33.
№24. Современная лексика.
1
2


34.
№25. Устаревшие слова (архаизмы и историзмы)
1
2


35.
№26. Новые слова (неологизмы и окказионализмы)
1
2


36.
№27. Иноязычная лексика и её истоки.
1
2


37.
№28. Калькирование и его типы. Народная этимология.
1
2



Практическое занятие
1



38.
№10. Проблема заимствования иностранных слов в области культуры, политики и образования.
1




Самостоятельная работа студентов
2




№ 18. Подготовка докладов на темы: «Исконно русская и заимствованная лексика. Сферы её употребления», «Активный и пассивный словарный запас человека».
1




№19. Подготовка реферата: «Проникновение иноязычных слов в русский язык».
1


Тема 4.7.
Фразеология русского языка.

Содержание учебного материала.
3



39.
№29. Русская фразеология как эмоциональный и образный ресурс русской речи.
1
2


40.
№30. Фразеологические сращения и фразеологические единства - основа русской фразеологии.
1
2


41.
№31. Понятия о фразеологических сочетаниях, выражениях, пословицах, поговорках, крылатых словах.
1
2



Самостоятельная работа студентов
1




№ 20. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи.
1


Раздел 5. Морфемика и словообразование.
9


Тема 5.1.
Морфемика как значимая часть слова.











Содержание учебного материала
5



42.
№32. Понятие производной и производящей основ.
1
2


43.
№33. Способы словообразования.
1
2


44.
№34. Морфема как единица языка и речи. Типы морфем.
1
2


45.
№35. Словообразовательный анализ слов.
1
2


46.
№36. Понятие о частях речи русского языка: знаменательные и служебные.
1
2



Самостоятельная работа студентов
4



·