Системно-деятельностный подход в обучении учащихся и его влияние на преподавание математики


Системно-деятельностный подход в обучении учащихся и его влияние на преподавание математики
Лазутина С.А.
МБОУ СОШ с.ТроекуровоКаждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы.
Интерес к изучению математики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы. Для развития мотивации стараюсь строить уроки так, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использую это как отправную точку для развития любознательности, познавательного интереса. Немаловажную роль отвожу проведению нестандартных уроков, на которых у ребят вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание, стремление к знаниям, развитие личности каждого ребенка.
Интегрированное обучение - система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
В своей работе по технологии интегрированного обучения я использую следующие уроки
№ Уроки Тема урока Класс
1 Математика+литератураУрок- путешествие «М.Ю. Лермонтов - великий русский поэт» обобщающийся урок по теме «Натуральные числа» 5 кл2 Математика+краеведениеУрок – путешествие , посвящённый 400 лет Лебедяни «Умножение десятичных дробей на натуральное число»
«Земли родной прекрасный уголок» по теме «Решение задач»
Урок – путешествие в Троекуровский Свято – Димитриевский Иларионовский женский монастырь по теме «Решение текстовых задач.» и т.д. 5кл
5 кл6 кл3 Математика+химияУрок – путешествие повторение материала за курс 6 класса « М.В. Ломоносов — великий сын России». 6кл
4 Математика+физическая культура Урок-путешествие в город Сочи, где проходила олимпиада «Умножение и деление обыкновенных дробей» 6 кл5 Математика +история Урок – путешествие «Масленица» по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Урок – путешествие «Полёт на планету МИФ» по теме «Натуральные числа»
5кл
5кл
6 Математика+информатика"Построение и преобразование графиков квадратичной функции"
9кл
7 Проекты «Математика и оригами», «Удивительный мир флексагонов», «Симметрия вокруг нас», «Земли прекрасный уголок» , "История малой Родины  в задачках по математике", «Главные числа и их влияние на характер человека» и т.д6кл.
8кл
8кл
9 клМой опыт использования технологию интегрированного обучения показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников.
Преимущества интегрированных уроков.
Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся.
Интеграция дает ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, позволяет подготовить обучающихся к жизни, изучить законы, по которым развивается общество в целом, формировать устойчивый интерес и положительную мотивацию к школьным предметам.
В заключение необходимо подчеркнуть, использование технологии интегрированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математике, повышает познавательный интерес к предмету.
Интернет ресурсы:
http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/29-2012-02-19-14-16-41/1710-2014-03-26-14-44-02http://festival.1september.ru/articles/585992/