Конспект урока по географии для 6 класса Атмосфера: состав и строение


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №6» имени З.Г. Серазетдиновой
г.Оренбург Оренбургской области
Методическая разработка урока по географии
«Атмосфера: строение и состав»
6 класс (ФГОС)
Автор:
Иноземцева Елена Александровна
учитель географии
Первая квалификационная категория
МАОУ «Лицей №6» г. Оренбург
2014
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Иноземцева Елена Александровна
Класс: 6А
Тема урока: Атмосфера: строение и состав
Тип урока: Комбинированный
Планируемые результаты:
А) предметные –формирование знаний о географической оболочке атмосфера как об источнике существования жизни. Ввести понятие «атмосфера»
Б) метапредметные –формирование компетенци в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
А) Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.
Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Г) Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему
6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения
7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, дидактический раздаточный материал
Ход Урока
Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Слайды
1. ОргмоментПроверяет готовность класса к уроку, здоровается с учащимися. Готовятся к уроку, приветствуют учителя -
2. Актуализация знаний Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение природных особенностей нашей планеты. Кроме Земли в состав земной группы еще входят Меркурий, Венера, Марс. Давайте вспомним их характеристики по таблице:
Планеты Температура воздуха у поверхности Наличие воды Наличие жизни
1. Меркурий +400 - -
2. Венера +500 - -
3. Земля Изменяется по географическим широтам + +
4. Марс -70 - -
Итак, все 4 планеты входят в состав одной группы, но только на Земле есть жизнь. Чем это можно объяснить? Какие у вас будут предположения, что бы дать ответ на этот вопрос?
А что бы это доказать, мы с вами на сегодняшнем уроке будем изучать тему «Атмосфера, ее строение и изучение». Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Ребята, у меня к вам вопрос, что значит изучить оболочку Земли? По какому плану можно более подробно ее изучить?
План:
Название оболочки.
Какими веществами сложена.
Толщина оболочки.
Составные части.
Значение оболочки.
Изучение оболочки. Вспоминают материал по курсу природоведения 5 класса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Делают предположение, объясняя это тем, что у Земли есть атмосфера
Записывают в тетрадь число и тему урока
Отвечают на вопрос – называют пункты плана для характеристики оболочки. (Одновременно они появляются на слайде презентации)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Целеполагание и мотивация. Вот эти пункты плана и будут нашими с вами основными опорными пунктами работы на уроке. И те знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при изучении географии, но и в повседневной жизни, так как вопрос о погоде нас волнует каждый день. А погода формируется как раз в атмосфере. Настраиваются на урок.  
4. Изучение нового материала Ну, а знакомство с атмосферой мы начнем с краткой исторической справки. О том, когда она появилась  и кто первым ввел это понятие в науку, расскажет нам …(опережающее домашнее задание).
Из этого рассказа нам есть что записать в тетрадь.
А что же такое атмосфера? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)Воздух, как известно, это смесь газов. Из каких газов он состоит? Давайте вспомним из курса уроков природоведения.
Все, что вы мне назвали, можно изобразить в виде круговой диаграммы. Перенесите эти данные себе в тетрадь, построив столбиковую диаграмму. Будьте внимательны, на слайде вам представлена круговая диаграмма, а вам нужно ее превратить в столбиковую.
Рассказ учителя о строении атмосферы по схеме.
 
Ребята, давайте посмотрим на план характеристики, что у нас еще осталось не изученным?
Чтобы определить значение атмосферы, мы с вами поработаем в группах. Каждая группа получает карточки с текстом, выдержками из статей и т.д – ваша задача – на основе этого сделать вывод о значении атмосферы (время – 5 мин.).
Итак, что у вас получилось? Результаты работы перенесем в тетрадь.
 
А теперь, ребята, давайте вернемся к тому предположению, которое мы выдвинули в начале урока.
 
К таким выводам люди пришли не сразу, а в ходе длительных изучений атмосферы. (Рассказ учителя об изучении атмосферы с демонстрацией приборов).
 
Результаты этих наблюдений мы видим с вами часто на экранах наших телевизоров, как прогноз погоды. Слушают краткую историческую справку и записывают информацию в тетрадь.
Дают определения атмосферы и записывают его в тетрадь.
Называют состав атмосферы, записывают данные в тетрадь.
Слушают учителя, рисуют схему себе в тетрадь.
 
 
Называют не  изученные пункты плана.
 
Работают в группах.
 
Сообщают результаты работы и записывают их в тетрадь.
Доказывают, что предположение верное.
Слушают учителя, записывают названия приборов в тетрадь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5. Закрепление Работа в парах за партой (рассказать материал урока друг другу, используя опорный конспект в тетради). Работают в парах за партой.  
6. Рефлексия А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте.
А чтобы оценить, свою работу на уроке, возьмите карточки, которые лежат на ваших столах и поставьте себе на каждый пункт смайлик радостный или грустный.
Откройте дневники запишите домашнее задание и поставьте сами себе оценку за урок, оставив дневники открытыми.
Музыкальная пауза: давайте немного отдохнем закроем глазки и представим себе, что вы белое, пушистое облако, которое медленно и плавно плывет по небу (звучит музыка)
приложение 1
(Учитель в это время ставит роспись в дневниках)
Оценивают ответы друг друга.
Оценивают свою работу на уроке.
 
 Записывают домашнее задание
 
.  
 
 
 
 
 
7. Домашнее задание Параграф 35