Статья на тему: Военно-патриотическое воспитание в дополнительном образовании детей.


Г.А.Зиннурова.
методист МБУ ДОД «Центр внешкольной работы»
МО «Лениногорский муниципальный район» РТ
Лениногорский район, село Шугурово
А.Н.Сабирова.
методист МБУ ДОД «Центр внешкольной работы»
МО «Лениногорский муниципальный район» РТ
Лениногорский район, село Шугурово
Военно-патриотическое воспитание в учреждении дополнительного образования
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном российском образовании является формирование патриотизма и культуры, которые имеют особое значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. Раскрывая роль патриотизма можно указать на их многостороннее формирующее влияние. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности, осознающей свою нераздельность с Отечеством.
Особое место в системе военно-патриотического воспитания занимают государственные учреждения дополнительного образования.
«Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». В «Словаре живого великорусского языка» В.Даля написано: Патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его…». Патриотизм- это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.
Целью патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования является созданием условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок воспитанников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях. На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей. В системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.
Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооруженных силах.
Задача учреждений дополнительного образования:
Воспитательные:
Воспитание гражданской сознательности, патриотизма.
Воспитание чувства гордости за свою страну, её историю, достижения, чувства уважения к старшим, прежде всего – к ветеранам войны.
Воспитание таких качеств как мужество, доброжелательность, гуманность.
Воспитание чувства ответственности, товарищества, сопереживания. Обучающие:
Формирование системы знаний, умений и навыков (медицинской подготовки, противопожарной безопасности, начальной военной подготовки, правил безопасности на дорогах).
Изучение истории Дней воинской Славы России.
Развивающие:
Развитие таких качеств как собранность, внимательность, наблюдательность.
Развитие общей физической подготовленности обучающихся.
Развитие творческих способностей детей в процессе участия в праздниках, играх, конкурсах и смотрах.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь воспитанников примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать молодое поколение патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества.
Использованная литература:
Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Беседа с зам. Пред. Ком. Гос. Думы РФ по обороне//Военное обозрение. 2003,-№ 1.
Быть достойным: Программа гражданского и патриотического воспитания подростково-молодежного клуба «Заречье плюс» 2003 № 2.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. «Словаре живого великорусского языка» В.Даля.
Яковлева В.Н. Формирование патриотического сознания.
Заставенко В.А. диссертация, кандидата педагогических наук. «Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования.» 2005.