Оформление школьной газеты на тему Мой выбор


-4445-5715---- «Учусь быть гражданином.» -----
«Права и свободы человека и гражданина»
Менялись много раз кумиры,
Но лишь народом все сильны.
Российский флаг –
как символ мира
И возрождения страны!
Под синим небом
Пусть правит миром доброта!
Соединились в триколореИ красота, и чистота.
Есть на земле такая сила,
Что подняла страну с колен.
И гордо реет флаг России
Под ветром добрых перемен.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Гражданин- человек, который знает права и обязанности страны, выполняет гражданский долг, несет гражданскую ответственность; имеет гражданскую совесть, проявляет гражданскую активность, уважает культуру и историю своего народа, имеет желание работать на благо Родины, во имя ее процветания.
К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:
- право на жизнь (ст.20) - первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;
- право на достоинство личности (ст.21) - предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство;
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23), под которыми закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);
- право на неприкосновенность жилища (ст.25);
- право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст.26);
- право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);
- право на свободу совести (ст.28);
- право на свободу мысли и слова (ст.29).
В Конституции определены положения, конкретизирующие реализацию личных прав и свобод. Так, например, запрещены пытки, насилие или другие унижающие человеческое достоинство обращения и наказания. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам
Паспорт гражданина Российской Федерации - основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.
Махотлова З.
2
По инициативе Совета старшеклассников были расклеены листовки на мусорных баках, магазинах, воротах и зданиях с призывом не сорить и сжигать бумагу, картонные коробки и древесину у себя во дворах не загромождая мусорные баки.

Всего в акции приняли участие 212 учащихся школы .
Работа по данному направлению не окончена . Для реализации экологической акции «Чистые улицы – чистые берега – чистая река» нашей школой составлена программа на год.

11 Статья подготовлена Махотловой Заирой.
------20 лет ВЫБОРАМ-------
«История Выборов в России »
В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах.
Особенно яркие примеры дает история северо-западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особая форма правления – феодальная республика. Решения принималось путем открытого голосования на вече. На городской площади собиралось большое количество людей, собравшиеся выкрикивали свою точку зрения. Вопрос оставался открытым, пока участвующие в голосовании не приходили к «единогласию».
С образованием централизованного государства необходимость в существовании веча отпала. Нужен был другой институт на смену и взамен ему: сословно-представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI –XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. В 1497 г. Принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления – губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов.
Особое место среди органов государственной власти в XVI – XVII вв. занимают Земские соборы. Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто, по сословиям; решение принималось на основе «единогласия».
В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение (в современном понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва. Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва. 6 августа 2010 года исполнится 105 лет со дня учреждения первой Государственной Думы России.
ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — российский представительный законодательный орган, действовавший с 27 апреля по 8 июля 1906 года в течение одной сессии. Принципы деятельности Государственной думы были определены Манифестом 17 октября 1905 года, который декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого будут допущены все слои населения.
Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т.д. Не могли в них участвовать должностные лица – губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои населения.
4 Кампуева ЗурианаОсновной Закон: интересы людей.
«Я – гражданин Российской Федерации. Это означает, что я обладаю правами и обязанностями данного государства. Но прежде всего я – человек. Существо биосоциальное, т.е. созданное природой. И от природы у меня есть права , называемые естественными: право на жизнь, на имя, на семью …. Для любого человека на планете очень важно знать, что у него есть права дарованные природой. Но ,как я уже отмечал , человек не только биологическое, но и социальное, т.е. развивающееся в обществе. Общество имеет много понятий, одно из которых – государство. Государство по определению «…институт политической власти, форма и метод организации жизни общество». Значит, от государства зависит , как будет жить человек, будет ли он личностью с правами или человеком без прав. Одним из основных составляющих государства являются «законы». Очень часто в истории нашей страны было так, что законы подчинялись государству, работали на благо государственной власти. Сегодня Россия – это правовое , демократическое , социальное государство. Вся система власти основана в соответствии с Конституцией РФ – основным законом государства, обладающим высшей юридической силой, которая была принята двенадцатого декабря тысяча девятьсот девяносто третьего года народным голосованием. Глава вторая Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина. Статья восемнадцатая Конституции гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.» . Это показывает то, что законы , издаваемые в России призваны защищать интересы людей. Примером может служить закон о введении ЕГЭ. Для чего нужен единый государственный экзамен? Для того, чтобы все выпускники где бы они не жили , в городе, селе или в мегаполисе, имели одинаковую возможность поступить в любой ВУЗ страны. На одинаковых условиях, не выезжая в другой город, выпускники сдают и выпускные и одновременно вступительные экзамены. Это, конечно же , в интересах людей. Таких примеров много.
Но , что означает обладать правами? Это возможность быть свободными. А, что такое «быть свободным»? Это в первую очередь возможность выбора. Делая тот или иной выбор, человек понимает, что он несет ответственность за свой выбор. Свобода неразрывно связана с ответственностью . Наделенные правами человека и гражданина мы не должны забывать об ответственности перед семьей, окружающими и государством. В самом начале своего сочинения я говорил, что я – гражданин, а это значит , что кроме прав у меня ,как и у миллиона других граждан нашей страны, есть обязанности: учиться , защищать Отечество, платить налоги, соблюдать законы….Законы, которые принимаются для нас , для защиты наших прав и свобод.
Мы , молодежь, должны осознавать, что от нас зависит завтрашний день. Зависит будущее не только страны но и планеты . Для сохранения планеты мы должны продолжить строительство правового государства, в котором высшая ценность – это верховенство закона. В подтверждение своих слов хочу привести древнегреческий афоризм: «Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.» . «….опыт людей» , т.е. опыт наших предков. Сколько было пролито крови , сколько было отдано жизней для того , чтобы мы жили в правильном обществе, в котором, законы служат интересам людей.
Я думаю, что человек помнящий о своих корнях , заботящийся о своей семье , думающий о будущем своих детей будет делать все, чтобы его государство процветало.»
Работа ученика 10 «А» класса Канкулова Кантемира, победителя конкурса сочинений
9
---------Наши интервью-----
12 февраля года назначены выборы депутатов в Совет старшеклассников МКОУ «СОШ». Кандидаты выдвинуты от партий «Единство» (10 «А» класс), «Молодежь 21 века» (10 «Б» класс, «Мы едины» (9 «А» класс) , «Будущее России» (9 «Б» класс) , «Согласие» (8 класс). Для обеспечения процесса голосования избирателей сформирована избирательная комиссия в составе 6 человек: Бацев Анзор – председатель комиссии; члены комиссии: Камергоева Лиана, Шебзухов Астемир; Канкулова Диана; Выкова Арина;Канкулова Джульетта. В голосовании участвуют учащиеся 5-11 классов.
-1765301236980Сегодняшнее наше интервью с лидером партии «Единство», кандидатом в депутаты Совета старшеклассников Канкуловой Марианной. Марианна с первого класса – отличница. Ежегодно принимает активное участие в международных марафонах и играх «Русский медвежонок», «Кенгуру» , в конкурсах «Знатоки русского языка» и занимала призовые места. Имеет грамоты за лучшее сочинение «Я люблю читать», 1-ое место в конкурсе чтецов, посвященного творчеству А.П.Кешокова.
Марианна – активистка школы, является председателем поискового отряда. В 2013 году стала призёрам конкурса творческих работ , посвященных Дню молодого избирателя. В этом же году она стала победителем Международного литературного конкурса детского и молодежного творчества «Во имя мира на Земле», за что ее включили в состав молодежной творческой Ассамблеи. Авторские стихи Марианны печатались в информационно-аналитическом журнале «Федеральный патриотический вестник» №07/14 - Марианна расскажите о работе вашей партии.
- Наша партия работает над проблемой духовно – правового воспитания молодежи. Для более успешной работы мы разработали проект «Мы молодые» со сроком реализации три года. Проект был создан в прошлом году. В первый год налажены связи с органами местного самоуправления, с общественными организациями села и администрацией школы.
- В чем состоит актуальность вашего проекта?
- Проект затрагивает проблему будущего России как суверенного государства. Я задаю себе вопрос Какой будет наша страна через 5, 10, 20 лет? Смогут ли россияне решить демографическую проблему, построить новую экономику, развить гражданское общество, создать правовое государство? Все эти задачи, неоднократно высказанные в правительственных документах, звучат актуально. От их решения, в конечном итоге зависит ответ на вопрос: будет ли существовать независимое, сильное государство с гордым названием Россия. И решать эти задачи предстоит тем, кому сегодня 16 – 20 – 25 лет, то есть нам, молодежи. Вот и получается, что от того, каким будет молодое поколение, от того, чем оно будет занято, увлечено, зависит будущее страны.Как известно, капля камень точит. Если молодые люди каждого провинциального села (как наше Камлюко) сделают в нем что-то полезное для его жителей, то и их жизнь, и жизнь всей страны в итоге станет лучше. Будущее – за молодежью, а молодежь – будущее России.Субъектами проекта являемся мы, учащиеся школы, молодежь, те, кому строить будущее нашего 47599606457315
- Что бы Вы изменили в школьной жизни?
- Я уделяла бы больше внимания , во первых, техническому оснащению школы с привлечением спонсоров. Хотя спонсоров найти нелегко. Во вторых – приобретению спортивного инвентаря. Ведь пропаганда здорового образа жизни является одной из актуальных тем на сегодня. В нашей школе уделяется много внимания ЗОЖ. Проводятся спортивные соревнования и акции по сохранению и укреплению здоровья учащихся . Но , к сожалению, оснащение спортивным инвентарем оставляет желать лучшего. Для приобретения спортинвентаря можно привлечь родителей. Можно проводить больше мероприятий с участием родителей. Ну например «Мама, папа и я – спортивная семья» или еще что-то, где родители смогли бы поучаствовать и понять проблемы школы.
- Большое спасибо , что уделили нам время и ответили на наши вопросы. Желаем успехов на выборах
Интервью провел Канкулов К.
6
И.
-------Социальный опрос------
Учащимся школы, преподавателям , администрации школы и техническому персоналу был задан вопрос:
« За какие качества кандидата в депутаты в Совет старшеклассников Вы будете голосовать?»
Ответы респондентов:
Канкулов Алихан, ученик 7-го класса:
- Для меня важны такие качества как доброта, отзывчивость, готовность помочь любому, кому требуется его помощь. Так же я ценю простоту в общении, правдивость.
Тхабисимов Азрет , ученик 9-го класса
- Я думаю, что в первую очередь этот человек должен быть человечным, т.е. должен обладать самыми лучшими моральными качествами как воспитанность, знание обычаев и традиций нашего народа, уважительное отношение к культуре других народов. Ну и конечно же, готовность помочь в любую минуту.
Канкулова Инесса, ученица 10 класса:
- В первую очередь коммуникабельность. Способность решать любые вопросы на любом уровне грамотно. Я считаю, что этот человек должен обладать красивой речью одинаково на русском и родном языках. Знать хорошо культуру своего народа, в основе которого лежат уважение к старшим и помощь младшим.
Канихова Дусена , техничка:
- Для меня важно такое качество , как аккуратность , вежливость, воспитанность, проявление уважения к старшим и отзывчивость
Канкулова Фатима Назировна зам.директора по ВР:
- Бывает так, что дети идут за неформальными лидерами с асоциальным поведением. В подростковом возрасте жизненные ценности у детей другие. Я очень рада, что в этом году будут участвовать и преподаватели, и администрация школы и техперсонал, и надеюсь, что будет сделан правильный выбор
Канкулова Динара ученица 8 класса:
- Ну не знаю, наверное, прежде всего это – человеколюбие. Этот человек, которого мы будем выбирать , должен представлять наши интересы, защищать наши права перед администрацией, в случае необходимости. Быть беспристрастным. Должен знать каждого учащегося в лицо, болеть за каждого.
Бацев Анзор – председатель избиркома.
- Анзор, как идет работа избирательной комиссии по подготовке к выборам?
- Избирательной комиссией составляются, уточняются списки избирателей . Идет работа по подготовке бюллетеней для голосования. Но хочу отметить, что основной задачей на сегодняшний день избирком считает агитацию выборов. Уже со школьного возраста молодежь должна понимать и осознавать всю важность, значимость процедуры выборов. Ведь от сегодняшнего голосования зависит школьная жизнь, а завтра от их правового поведения – судьба государства.
- Кто входит в избирком?
- Стало традицией , что в избирком входят учащиеся 11 классов, т.к. они кандидатуру на выборы не выставляют.
- Будут ли изменения по процессу выборов в этом году?
- Да. В этом году мы включили в списки избирателей учащихся 5-7 классов, преподавателей и технический персонал школы.
- Спасибо за интервью. Плодотворной работы.
Опрос провела Махотлова Элена7
ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА МКОУ «СОШ» с.п.КАМЛЮКО
«МОЙ ВЫБОР»
В номере:
«УЧУСЬ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ» - статья «Права и обязанности гражданина и человека в РФ» стр. 2-3
«20-ЛЕТ ВЫБОРАМ» - статья «История выборов в России» стр. 4-5
Знакомьтесь: наши кандидаты в президенты школы – 2014 стр.6-7

Победители конкурса творческих работ , посвященного 20-летию Конституции РФ стр.8-9
Проблемы села стр.10-11
Президент школы 2014
Ципинов Ильнур
Дорогие, ученики ! На 12 февраля 2014 года назначены выборы депутатов в Совет старшеклассников. Хочу пожелать , чтобы ученики школы приняли активное участие в выборах. Этот день выбран неслучайно. 12 февраля – День молодого избирателя. Мы учимся быть взрослыми: принимать решения и нести ответственность за наш выбор. Ведь школа – это небольшое государство – наше с вами государство. И мы должны понимать, что сегодняшний наш выбор – это школьная жизнь завтра.
В прошедшем году мы с Советом старшеклассников сделали немало. Провели много мероприятий в рамках акций «Твори добро», «За здоровый образ жизни», «Нет террору» , «Я – гражданин России», школьных мероприятий , посвященных праздничным датам. Особое внимание уделяли таким проблемным вопросам как «Экология» и «Духовное воспитание молодежи». Неоднократно проводились субботники по уборке территории, встречи с жителями села во время которых раздавались листовки с призывом к чистоте. Для духовно-нравственного воспитания мы проводили встречи с имамом села, который рассказывал о традиционном исламе.
Одним из важных направлений нашей работы было работа по профориентации выпускников. В рамках этой работы мы не раз устраивали встречи с главой администрации села Канкуловым А.А. Глава администрации , во время этих встреч, устраивал экскурсии на животноводческую ферму, оборудованную по последнему слово техники.
Хочу надеяться, что будущий состав Совета старшеклассников продолжит работу по этим направлениям.
1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

----Редакция газеты-------

Адрес: КБР,Зольский район, с.п.Камлюко ул.Школьная 5
Тел. 88663773332
Адрес эл.почты: kamluko@yаndex.ruГлавный редактор: Кампуева Зуриана

Редактор: Махотлова Элена
Корреспонденты:
Канкулов Кантемир
Ципинов ИльнурКанкулова Марина
12
------Проблемы села--------
Экологическая акция
«Чистые улицы – чистые берега – чистые реки»


Цель акции: Привлечь внимание к остроте экологических проблем и предотвращение мусорной катастрофы.
3775710354330В рамках двухмесячника в сельском поселении Камлюко ведется активная работа по саночистке и благоустройству. Все учащиеся школы проводили экологические дни по очистке от мусора территории школы, поймы реки Малки, территории села.
При въезде в село все поле было усеяно пластиковыми пакетами после трехдневного ветра. Вся школа, начиная с самых маленьких, рассеялась по всему полю, собирая их. Через несколько часов его было не узнать. Славно подружились школьники. Радовались они результатам своего труда. Ведь это наш родной дом. Давайте его беречь!
4272915172720Несколько раз выезжали учащиеся старших классов на очищение территории участка федеральной дороги «Кавказ», закрепленной за поселением. Объем работ на придорожных лесополосах обширный, но ребята вместе с взрослыми справились с честью. Теперь участок трассы сияет чистотой. Радуют глаз побеленные деревья, зелень травы, очищенной от мусора. И в этом есть частица нашего труда. Хорошо бы всегда так!

Учащиеся провели уборку мусора на прикрепленной территории поселения по улице Школьная и Набережная и поймы реки Малки от улицы Школьная вверх по течению до животноводческой фермы. Учащимися начальных классов была очищена от мусора территория школы.

Подготовлено Канкуловой Мариной
10
Формально паспорт не нужен для того, чтобы гражданин обрёл гражданские
права и смог исполнить обязанности. Однако отсутствие паспорта резко сокращает возможности гражданина реализовать свои права.
Конституция Российской Федерации– основной закон страны, – накладывает на граждан России определенные обязанности.
Все, кто находится на территории России, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законодательство, и с уважением относиться к обычаям и традициям народов, проживающих на ее территории. Все граждане России обладают равными обязанностями по отношению к своей стране.
Обязанности граждан РФ
Статья 67.4. Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.
Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.
Исполнение явно преступного приказа влечет за собой ответственность по закону.
Статья 67.5. Основное общее образование обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Статья 67.6. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.
Статья 67.7. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.
Статья 67.8. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 67.9. Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.
Статья 67.10. Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом.
Статья 67.11. Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.
Ст. подготовлена Канкуловой М.


3
-----Поздравляем ------
победителей конкурса творческих работ
посвященных «20-летию Конституции РФ»
Канкулова Кантемира Муратовича в номинации «Лучшее сочинение»

Махотлову Элену в номинации «Лучшее авторское стихотворение»

Канкулову Динару в номинации «Лучший рисунок»

-----Работы победителей----
За что голосую Я ?За детство счастливое наше,
За лучшую жизнь на Земле,
За наши права и свободы,
Уверенность в завтрашнем дне.
За то, чтобы в Думе сидели
Достойные люди страны,
Чтобы не было больше бездомных,
И в мире все были равны.
Чтобы молодые в России
Могли применять свои силы,
Старики чтобы были спокойны,
Чтобы мы были их достойны.
Чтобы процветала и славилась
Моя Кабардино-Балкария
Чтобы учениками прославилась
Школа моя родная.
Чтобы мир был во всем мире,
Чтобы дети все дружили.
Я голосую за все это
За что же голосуешь ты?

заМой выбор»
За что голосую Я ?За детство счастливое наше,
За лучшую жизнь на Земле,
За наши права и свободы,
Уверенность в завтрашнем дне.
За то, чтобы в Думе сидели
Достойные люди страны,
Чтобы не было больше бездомных,
И в мире все были равны.
Чтобы молодые в России
Могли применять свои силы,
Старики чтобы были спокойны,
Чтобы мы были их достойны.
Чтобы процветала и славилась
Моя Кабардино-Балкария
Чтобы учениками прославилась
Школа моя родная.
Чтобы мир был во всем мире,
Чтобы дети все дружили.
Я голосую за все это
За что же голосуешь ты?


8
Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права и, хотя они действовали недолго, были для России масштабным явлением. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание. 27 мая 1917 г. были изданы "Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных", постановление "О волостном земском управлении". Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали
всеобщими , равными и прямыми с тайным голосованием. Был установлен петиционный порядок выдвижения списков кандидатов избирателями от групп граждан численностью не менее 100 человек. По своему характеру Положение было одним из наиболее демократичных документов своего времени не только в России, но и в Европе.
Впервые в России были отменены цензы: имущественный , грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей – право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.
Конституция РСФСР (1918 г.), принятая после Октябрьской революции 1917 г., провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательными правами были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. Право избирать и быть избранным получили военнослужащие. Однако и здесь был большой круг ограничений: не могли избирать и быть избранными: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход частные торговцы; монахи и служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома; душевнобольные лица; лица, осужденные
Конституция СССР, принятая в 1936 г., отказалась от указанных ограничений, отстранив от участия в выборах лиц, не являющихся гражданами СССР, несовершеннолетних, а также осужденных судом с лишением избирательных прав (последнее ограничение было отменено лишь в 1958 г.).
В целом для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: в Конституции были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательные кампании проходили, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены.
Основная реформа советской избирательной системы началась в период перестройки. Начало ей было положено принятием Закона СССР от 1 декабря 1988 г. "О выборах народных депутатов СССР". Один из важнейших этапов процесса выборов - выдвижение кандидатов в депутаты и обсуждение их деловых и личных качеств.
Описанная избирательная система также не была идеальной. Но это была последняя избирательная система советского типа в нашей стране. По сути, она уже несла в себе элементы переходной, постсоветской избирательной системы - альтернативные выборы, голосование по месту жительства, возможность выдвижения неограниченного числа кандидатов. В результате ее действия в нашей стране впервые был создан представительный орган государственной власти. Это был самостоятельный, независимый орган власти, а сделали его таковым избиратели и депутаты.
12 декабря 1993г. был проведен референдум. 58% участвовавших в нем одобрили президентский проект Конституции РФ.
Статья подготовлена Махотловой Э.