Межпредметная связь урока физической культуры с другими предметами


Учитель физической культуры МАОУ СОШ №1
Надежда Рафаиловна Курочкина
Межпредметная связь урока физической культуры
с другими предметами
Социальные изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека (наличие аудио- и видеотехники, компьютеров, сотовой связи и т.д.), интенсификация его деятельности, слабая физическая подготовка детей и подростков, понижение двигательной активности, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводят к негативным функциональным изменениям в состоянии здоровья молодых россиян. В настоящее время происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания подрастающего поколения в рамках образовательной программы. Резкое ухудшение здоровья детей связано именно со школой и является следствием существующей системы образования, сегодняшних стандартов обучения и воспитания. Необходимость определения реальных механизмов, обеспечивающих укрепление здоровья, гармоничность развития, повышение физической и умственной работоспособности, продиктована поиском неиспользованных резервов для совершенствования физического состояния детей. Наиболее эффективно эти задачи реализуются при использовании межпредметных связей. Поэтому передо мной стал вопрос: как заинтересовать детей физическими упражнениями, как повысить работоспособность учащихся, как открыть для них мир физической культуры? На данные вопросы следует искать ответы в реализации межпредметных связей физической культуры с другими предметами, входящими в программу школьного обучения. Занятия физической культурой делают учащихся не только сильными, ловкими, быстрыми – они учат уважать себя и заботиться о себе. Как показывает опыт межпредметные связи физической культуры с другими предметами, не только улучшают физическую подготовленность, но и повышают интерес учащихся к занятиям физической культурой.
В исследованиях известных ученых - педагогов И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и других, межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
Физическая культура в школе – общеобразовательный предмет, и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков. Сложнее состоит со знаниями, с теорией. Задача учителя – раскрыть учащимся подлинный смысл физической культуры как средства гармонического развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Следовательно, учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений, и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основной формой которого является урок.
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно - воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:
1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий, законов для изучения разных объектов.
Формы связи
Формы
межпредметных связей Типы межпредметных связей Виды
межпредметных связей
1. По составу 1) Содержательные
2) Операционные
3) Методические
4) Организационные по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук
по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям
по использованию педагогических методов и приемов
по формам и способам организации учебно- воспитательного процесса
2. По направлению 1) односторонние,
2) двусторонние,
3) многосторонние Прямые; обратные, восстановительные
3. По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи) Временной фактор
1) Хронологические
2) Хронометрические 1) Преемственные
2) Синхронные
3) Перспективные
1) Локальные
2) Среднедействующие
3) Длительно действующие
Функции межпредметных связей
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
Методики проведения учебной и массовой физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся:
- практические межпредметные уроки («физическая культура – русский язык», «физическая культура – математика», «физическая культура – история», «физическая культура – английский язык» и другие, основанных на взаимосвязи с общеобразовательными предметами;
- теоретические классно - внеурочные формы (урок физической культуры – спортивный праздник; спортивные соревнования «Лыжня России», городские спортивные соревнования «мини-футбол», «Лёгкая атлетика», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и других, основанных не только на школьной учебной программе по физической культуре.
Игры и эстафеты с дидактическим и сюжетным содержанием:
Живая цепочка. Учитель строит детей в колонну по одному и, все время меняя направление, водит ее за собой, имитируя движения животных и птиц. Например, «идем, как гуси» (ходьба на согнутых ногах), «прыгаем, как кенгуру» (прыжки на двух ногах), «идем, как медведи» (медвежья походка), «полетели, как журавли» (махи руками) и др.
Не путай сигналы (Светофор). Дети выстраиваются в одну шеренгу. Учитель стоит перед строем, в руках у него три картонных кружка разного цвета - красный, зеленый, желтый, которые он внезапно показывает играющим. На зеленый цвет дети начинают маршировать на месте, на желтый - перестают маршировать и дружно хлопают в ладоши, на красный - быстро приседают и замолкают. Отмечаются игроки, которые реже путали сигналы.
Скульптуры. Играющие стоят в шеренге. Назначаются трое водящих. По сигналу учителя дети разбегаются врассыпную, продолжая ходить и бегать по площадке. Учитель подает команду: «Внимание!». Дети останавливаются. Затем учитель произносит: «Изобразим лыжника!» (футболиста, пловца, боксера и др.). Играющие принимают соответствующую позу. Водящие в течение 15-20 сек. осматривают придуманные ребятами позы, и каждый выбирает себе лучшую «скульптуру». Игроки, показавшие лучшие «скульптуры», меняются ролями с водящими. Снова подается команда, и игра продолжается. По ее окон чании отмечаются игроки, выполнившие наиболее удачные «скульптуры».
1-3 класс Веселые тройки. Вода, земля, воздух. Нарисуй солнышко. Лесная прогулка. Ягоды, фрукты, овощи. Почтальоны. Угадай, кто? Поезд. Игра «Паровозик» для 1-3 классов (определение ударных гласных).
Игра «Посади картошку» (определение направления движения).
Эстафета «Веревочка под ногами» для 4-7 классов (дописать названия литературных произведений).
Эстафета «Буксир» для 4-6 классов (дописать пословицы).
Математическая эстафета. Эстафета для 1-4 классов (решение различных математических примеров).
Эстафета с мячом для 1-4 классов (правописание безударных гласных корня).
Эстафета с гимнастическими палками (нахождение ошибок в словах).
Эстафета с мячами для 1-3 классов (дописать названия сказок).
Эстафета с заданием по географии (путешествие по странам).
Эстафета «Нарисуй маршрут своего путешествия».
Эстафета с мячами (написание имен героев литературных произведений).
Эстафета с обручами (задания по географии или истории).
Эстафета с баскетбольными мячами (задания по географии).
С целью развития познавательной деятельности, учащихся посредством межпредметных связей на уроках физической культуры применяются задания для (5-11 кл). Например:
Карточка I
Задание: Определить среднюю длину шага.
1. Измерить число своих шагов n.укладывающихся в длину спортивного зала L.
2. Произвести вычисление длины шага по формуле 1 = L/n.
3. Измерить число шагов, укладывающихся в две длины спортивного зала.
4. Произвести вычисление длины шага по формуле 1 = 2L/n¦
5. Определить среднюю длину шага по формуле 1 = 1 + 1/2.
Карточка 2
Задание: Измерение скорости бега.
1. Пробежать юношам 5 минут, девушкам 3 минуты, с подсчетом количества кругов; Стандартное расстояние (периметр спортивного зала) S умножить на число кругов n и разделить на время пробежки t. v = ns/t.
2. Выполнить перевод скорости в км/час.
Учитель физической культуры МАОУ СОШ №1
Надежда Рафаиловна Курочкина
Межпредметный урок физической культуры в 7 классе
"Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"
Цель: Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
Образовательная
Показать влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; отработать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий по инструктивной карте, самоконтроля состояния организма при выполнении физической нагрузки.
Развивающая
Развить умения применять теоретические знания на практике, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия, преодолевать трудности в достижении поставленной цели.
Воспитывающая
Продолжить формирование интереса к собственному здоровью.
Тип урока: Межпредметный урок «Физкультура и биология».
Вид урока: Практическая работа.
Место проведения: спортивный зал
Время проведения: 45 минут
Оборудование: секундомер, листы самоконтроля, магнитофон и записи любая ритмичной музыки, спортивный инвентарь (гимнастические скамейки, стойки, скакалки, туристические коврики).
Ход урока
Подготовительная часть (5 мин.)
Построение учащихся, проверка спортивной формы,
Сообщение темы урока и его задач:
Тема урока: “Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы”.
Задачи урока:
а) Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки;
б) Определить по пульсу степень тренированности вашего организма;
в) Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физической культурой для сохранения и укрепления здоровья.
3. Инструктаж по выполнению практической работы.
Учитель: Для решения поставленных задач мы выполним практическую работу по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.
В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышаться, а затем так же плавно снижаться. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение 10 секунд. Измерения проводятся трижды, средний результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту среднее значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится в лист самоконтроля. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца. Сегодня вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью меня (учителя физкультуры) выбрать вид и уровень нагрузки для того, чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему.
Лист самоконтроля
Таблица 1.
ЧСС в покое (m) ЧСС после разминки ЧСС после бега ЧСС после круговой тренировки (m1) ЧСС после восстановления
10 сек. 1 мин. 10 сек. 1 мин. 10 сек. 1 мин. 10 сек. 1 мин. 10 сек. 1 мин.
         
Таблица 2.
Условия опыта Результаты Вывод
Круговая тренировка Результаты определяются по формуле: (m1-m) : (m•100%) = X
m1 - пульс, измеренный после максимальной нагрузки (круговой тренировки).
m - пульс в покое (используется первое значение, определённое до 1 нагрузки).
Х - увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое.
Вывод о тренированности организма делается на основании значения X:
выше 31% - сердце слабое, нагрузка велика и её необходимо понизить;
меньше 31% - сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать нагрузку.
Основная часть (33 мин.) Выполнение практической работы.
Учащиеся определяют величину пульса в покое. Результаты заносятся в карту самоконтроля.
В течение 5 минут в игровой форме учитель проводит разминку, цель которой подготовить организм к выполнению беговой нагрузки. (ОРУ с игрой «Вызов номеров», или «Смена фронтов»)
Учащиеся определяют величину пульса после разминки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается, но эти изменения незначительны.
Учитель физкультуры проводит полосу препятствий:
1 круг - бег без препятствий;
2 круг – «зигзаг» (обегая стойки);
3 круг – прыжки боком двумя ногами вместе через скамейку с продвижением вперёд;
4–5 круги – «кочки» (перепрыгнуть с круга на круг, нарисованные на полу мелом);
6 круг - прыжки боком двумя ногами вместе через скамейку с продвижением вперёд;
7 круг - “зигзаг” (обегая стойки);
8 круг - бег без препятствий.
Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается по сравнению с разминкой.
Учитель физкультуры проводит круговую тренировку:
Учащиеся делятся на команды по 3 человека. На каждую станцию даётся 1 минута для выполнения упражнений. После выполнения заданий команды перемещаются по кругу на следующую станцию.
Задания по станциям:
№1 – прыжки через скакалку;
№2 – отжимание от скамейки;
№3 – прыжки в длину с места;
№4 - поднимание туловища на наклонной скамейке;
№5 – удержание уголка ног на перекладине;
№6 – подтягивание на перекладине;
№7 – вис на перекладине и поднимание ног;
№8 – наклоны вперёд сидя;
№9 – приседания;
№10– стойка на лопатках.
Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.
Учитель физкультуры проводит игру на внимание, целью которой является восстановление организма после нагрузки.
Команды строятся в колонны.
По команде учителя “На месте шагом - марш!” учащиеся маршируют на месте.
По команде “Копна” учащиеся встают в круг и поднимают руки “домиком”.
По команде “Тропинка” учащиеся кладут руки на плечи друг другу.
По команде “Кочки” учащиеся должны присесть на корточки.
«Невнимательная» команда зарабатывает штрафной балл.
Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.
Заключительная часть (7 мин.) Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.
Учащиеся работают с таблицей №2, учитель выступает в роли консультанта.
Учитель комментирует полученные результаты:
Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки – 300мл, нетренированное сердце – в 2 раза меньше.
Известный американский учёный Бол Уайт заметил, что «…если бы мы использовали свой ум и ноги больше, чем будильник и желудок, то меньше бы страдали от болезней сердца». Тренированное сердце – основа человеческого здоровья.
3. Перестроение класса в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: - Что нового вы узнали на уроке о своём организме?
- Будете ли вы применять эти знания для сохранения и укрепления своего здоровья?
- Для выбора нагрузки можно получить консультацию, обратившись к учителю физкультуры.
4. Домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Влияние пагубных привычек на сердечно – сосудистую систему»
5. Организованный уход из зала.
Для составления отчёта ГМО
Участие Курочкиной Н. Р., как руководителя команд в конкурсах за 2014-2015 уч. год:
Городской конкурс «Безопасное колесо – 2014» (две команды) – I и II места
Краевой конкурс-фестиваль отрядов ЮИД «Безопасное колесо – 2014» - I место
Краевой спортивный праздник для детей ГР, находящихся в СОП и состоящих на учёте в ОДН «Здоровье нации – достояние России» - II место
Краевой слёт ЮИД – II место
Краевой смотр - конкурс объединений правоохранительной направленности – III место
Финальный этап Всероссийского конкурса отрядов юных инспекторов движения «Безопасное колесо» - 20 место (из 85 команд)
В январе 2015 года получила удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в соответствии с программой «Первая помощь по спасению и поддержанию жизни пострадавших в чрезвычайных ситуациях». Обучение было организовано для специалистов образовательных учреждений и проводил его образовательно-методический центр «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф».