Виктор Драгунский. Урок по литературному чтению.


HYPERLINK "http://feedproxy.google.com/%7Er/klass39/%7E3/qnAJ7cYEguo/?utm_source=feedburner&utm_medium=email" \t "_blank" Урок по литературному чтению «Виктор Драгунский: биография и творчество»
Виктор Драгунский (1913- 1972) русский писатель, автор рассказов для детей. Всего было написано около 90 очень весёлых рассказов.
Когда писателю было 46 лет написал весёлые рассказы про мальчика Дениса Кораблёва.  Имя Дениска не случайное – так звали сына писателя. По мотивам этих рассказов вышло несколько детских фильмов. «Денискины рассказы» принесли их автору огромнейшую популярность.

Но сначала Виктор Драгунский работал в московском Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя) в качестве актёра. Одновременно занимался литературной работой: писал юморески, придумывал сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже даже какое-то время работал в цирке. Постепенно пришли роли. Он сыграл несколько ролей в кино.
Конкурс 1 «Строчки…»
Из каких рассказов взяты такие строчки:
1. И к нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша.
(«Тайное становится явным»)
2. Я остановился на лестнице и внятно сказал: «Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
(«Заколдованная буква»)
3. Люди добрые, как красиво! Ноги совсем, как у настоящего индейца! Крась её скорей!
(«Сверху вниз, наискосок!»)
4. А музыка в это время бежала всё дальше и дальше. Но Мишка был какой-то зеленоватый.
(«Где это видано, где это слыхано…»)
Конкурс 2. «Бюро находок»
Отгадать в каком произведении упоминаются данные вещи.
Правильный ответ оценивается в 3 балла.
Медведь, боксёрские перчатки (Друг детства)
Шляпа, шахматы (Шляпа гроссмейстера)
Рогатка, пистолет, трубка для стрельбы горохом (Сражение у Чистой речки)
Зеркало, магнит, пуговица (Подзорная труба)
Трёхколёсный велосипед (Мотогонки по отвесной стене)
Транзисторный приёмник (Слон и радио)
Ёлка (Заколдованная буква)
Подушечка для иголок (Рыцари)
Самосвал, светлячок (Он живой и светится)
Конкурс 3. «Читаем внимательно»
Ответить на вопрос максимально быстро, не раздумывая. Вопросы задаются поочерёдно.
На что Дениска выменял Светлячка? (на самосвал «Он живой и светится»)
Самое короткое название рассказа В. Драгунского? («Бы»)
Сколько лет провёл Дениска под кроватью? («20 лет под кроватью»)
Фамилия Дениски? (Кораблёв)
Фамилия Мишки? (Слонов)
Сколько весит Дениска? (24,5 кг «Ровно 25 кило»)
Что построили ребята из пузатой бочки, старого самовара, ящика с крышкой, кусочков жести, гвоздей, верёвочек? (ракету «Удивительный день»)
Название реки, которое не выучил Дениска? (Миссисипи «Главные реки»)
Сколько весит Мишка? (25,5 кг с водой, без воды – 25 кг, «Ровно 25 кило»)
Что подарил Дениска на день рождения другу? (гусиное горло, конфеты, значок «Спутник», «Гусиное горло»)
Как назвать одним словом всё, что любит Мишка? (Съедобное, целый продуктовый магазин (сказал учитель), «Что любит Мишка»)
Что решили приготовить Дениска с папой? («Куриный бульон»)
Какого цвета глаза у Денискиной мамы? (зелёные, как крыжовник «Тайное становится явным»)
Какая буква была заколдована и почему? (Ш, зубы выпали, «Заколдованная буква»)
Стихотворение какого поэта не выучил Дениска? (Н. А. Некрасова «Главные реки»)
Заколдованная буква

Показать начало цитаты
Недавно мы гуляли во дворе: Алёнка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нём лежала ёлка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофёр с нашим дворником стали ёлку выгружать. Они кричали друг на друга:
— Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Станови её на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.
И когда выгрузили, шофёр сказал:
— Теперь надо эту ёлку заактировать, — и ушёл.
А мы остались возле ёлки.
Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Алёнка взялась за одну веточку:
— Смотрите, а на ёлке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала. Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.
Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
— Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
— Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!
Потом Мишка упал в обморок и застонал:
— Ах, мне плохо! Сыски…
И стал икать:
— Ик! Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха. Ик!
Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня уже началось воспаление мозга и я сошёл с ума. Я орал:
— Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать. А она — «сыски»…
У Алёнки нижняя губа скривилась так, что полезла на ухо.
— Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…
Мишка сказал:
— Эка невидаль! У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я всё равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово — хыхх-ки! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:
Ох, хыхечка зелёная, Боюся уколюся я.
Но Алёнка как закричит. Она громче нас двоих:
— Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!
А Мишка:
— Именно, что не надо сыски, а надо хыхки!
И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» — «Хыхки!» — «Сыски!»
Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шёл домой и всё время думал: чего они спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился на лестнице и внятно сказал:
— Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
Вот и всё!
Надо иметь чувство юмора
Показать часть цитаты
Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный. Потом Мишка говорит:– Написал?Я говорю:– Уже.– Ты мою тетрадку проверь, – говорит Мишка, – а я – твою.И мы поменялись тетрадками.И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.Я говорю:– Ты чего, Мишка, покатываешься?А он:– Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?Я говорю:– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие – «мозы»?Мишка покраснел:– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?– Да, – сказал я, – не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты.И мы стали переписывать. А когда переписали, я сказал:– Давай задачи задавать!– Давай, – сказал Мишка.В это время пришел папа. Он сказал:– Здравствуйте, товарищи студенты…И сел к столу.Я сказал:– Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?
Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго.Я тогда сказал:– Сдаешься, Мишка?Мишка сказал:– Сдаюсь!Я сказал:– Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. – И стал хохотать: – Это меня тетя Мила научила!..Мишка надулся еще больше. Тогда папа сощурил глаза и сказал:– А раз ты такой хитрый, Денис, дай-ка я задам тебе задачу.– Давай задавай, – сказал я.
Папа походил по комнате.– Ну слушай, – сказал папа. – Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.
Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? Все!
Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня. А Мишка захохотал во все горло и стал тоже смотреть на меня. Они оба на меня смотрели и хохотали.
Я сказал:– Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы еще этого не проходили.
И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы. Я вышел из комнаты в коридор и залез за вешалку и стал думать, что если это задача про меня, то это неправда, потому что я всегда встаю довольно быстро и потягиваюсь совсем недолго, ровно столько, сколько нужно.
И еще я подумал, что если папе так хочется на меня выдумывать, то, пожалуйста, я могу уйти из дома прямо на целину. Там работа всегда найдется, там люди нужны, особенно молодежь. Я там буду покорять природу, и папа приедет с делегацией на Алтай, увидит меня, и я остановлюсь на минутку, скажу:«Здравствуй, папа», – и пойду дальше покорять.А он скажет:«Тебе привет от мамы…»А я скажу:«Спасибо… Как она поживает?»А он скажет:«Ничего».А я скажу:«Наверно, она забыла своего единственного сына?»А он скажет:«Что ты, она похудела на тридцать семь кило! Вот как скучает!»А что я ему скажу дальше, я не успел придумать, потому что на меня упало пальто и папа вдруг прилез за вешалку. Он меня увидел и сказал:– Ах ты, вот он где! Что у тебя за такие глаза? Неужели ты принял эту задачу на свой счет?Он поднял пальто и повесил на место и сказал дальше:– Я это все выдумал. Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе!И папа взял меня за руки и вытащил из-за вешалки.Потом еще раз поглядел на меня пристально и улыбнулся:– Надо иметь чувство юмора, – сказал он мне, и глаза у него стали веселые-веселые. – А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся!И я засмеялся.И он тоже.И мы пошли в комнату.
Тайное становится явным

Показать часть цитаты
Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:– … Тайное всегда становится явным.И когда она вошла в комнату, я спросил:– Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.
Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
– Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!Я сказал:– Видеть не могу манную кашу!Но мама закричала:– Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.Я сказал:– Я ею давлюсь!..Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!Тогда мама улыбнулась:– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню.
А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.
В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:– Здравствуйте! – и подошел к окну, и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.– Что вам нужно? – строго спросила мама.– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!– Не клевещите. Ничего я не выливаю!– Ах не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший!И к нам вошел какой-то дяденька.Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
– Извините, пожалуйста, – сказала она тихо, – разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!И они все трое вышли в коридор.А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:– Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:– Да.

Сверху вниз, наискосок!

В то лето, когда я еще не ходил в школу, у нас во дворе был ремонт. Повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песку. И мы играли на этом песке в «разгром фашистов подПоказать цитату целикомПоказать всю переписку
Сражение у чистой реки

Где это видано, где это слыхано