Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках физики

Программа
формирования культуры здорового
и безопасного образа жизни
на уроках физики
 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Учёт некоторых особенностей здоровьесберегающего процесса обучения
Школьные стрессы и их причины
Гендерные различая эмоциональной восприимивости
Критерии урока с точки зрения здоровьесбережения.
Психологический климат на уроке
Глава 2. Процесс построения здоровьесберегающего урока физики
2.1. Планирование здоровьесберегающего урока
2.2. Педагогические технологии, обеспечивающие здоровьесбережение на уроке.
2.3. Мониторинг здоровьесберегающей составляющей урока
Приложение














ВВЕДЕНИЕ
Анализ ситуации
Среди ключевых направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из важнейших является сохранение и укрепление здоровья школьников.
Анализ концепции «Наша новая школа» убеждает в необходимости реализации здорового образа жизни в школе.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию.
По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года (осмотрено всего 30 млн. 400 тыс. детей) "32,4% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (III - IV - V группы здоровья)". В этом докладе представлена и динамика состояния здоровья мальчиков и девочек (различий между этими группами практически нет) от года до 15-17 лет, согласно которой существенного снижения количества детей I группы здоровья за период от 7 до 17 лет не происходит. Однако резко возрастает число детей III группы здоровья (с хроническими заболеваниями). Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве. Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается чёткая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объёма и интенсивности учебных нагрузок. Исследование причин ухудшения состояния здоровья учащихся занимались многие учёные. Так, В.Ф.Базарный и сотрудники его лаборатории пришли к выводу, что “среди школьников – детей “новых русских”, обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях, нервно-психических нарушений в 1,5-2 раза больше, чем в государственных школах”. В.Ф.Базарный считает, что “основная причина всеобщего нездоровья – изъяны в системе воспитания детей, как в семье, так и в школе”.
Опытно-экспериментальная работа, проводимая в различных регионах страны, убеждает, что для того, чтобы успешно решить проблему улучшения состояния здоровья школьников, необходимо создать новую систему организации педагогического процесса. Л.Д.Соломенко в своём исследовании раскрывает теоретические основы образовательных технологий и их влияние на эффективность учебного процесса, взаимосвязь образовательных технологий и состояния здоровья школьников. Однако, нельзя считать, что проблема здоровьесбережения в процессе урочной деятельности полностью разработана Глобальная проблема нашего времени – это охрана физического и психического здоровья детей.
Проблема: отсутствие выстроенной системы по сохранению здоровья школьников на уроках естественнонаучного цикла. Цель данной работы: разработать систему работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках физики. Задачи:
изучить и проанализировать литературу по данной теме;
создать «банк научно-методической литературы» по применению здоровьесберегаюих технологий на уроке;
проанализировать динамику состояния здоровья учащихся нашей школы;
адаптировать существующую структуру здоровьесберегающих уроков к урокам физики;
подобрать инструментарий оценки эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроке
Здоровьесберегающая среда в школе может быть создана внедрением в учебно-воспитательный процесс оздоровительной системы В.Ф.Базарного с учётом «мотивационной оси здоровья» М.С. Лазарева.

Глава 1. Учёт некоторых особенностей здоровьесберегающего процесса обучения
Школьные стрессы и их причины (В.Ф.Базарный)
При построении здоровьесберегающего учебного процесс следует его строить так, чтобы свести к минимуму школьные стрессы
Структуру дидактогенных стрессов, в которых систематически пребывают дети в учебном процессе, можно представить следующим образом.
1. Классическая сигналъно-левополушарная (вербальная) основа строительства учебного процесса:
а)стресс, связанный с подавлением произвольно-волевой активности и рукотворческой деятельности;
б) стресс, связанный с расщеплением и отчуждением эмоционально-творческого образного правого полушария от условно-сигнального левого и связанное с этим заглушение эмоционально-смыслового восприятия речи;
в) стресс, связанный с расщеплением и отчуждением эмоционально-смыслового переживания от произвольно-волевого созидания.
2. Стресс закрепощения чувственно-информационных и нейромоторных ритмов в условиях систематической обездвиженности детей:
а) напряжение от закрепощения общей телесно-моторной активности (гипокинетический стресс);
б) напряжение от закрепощения ориентировочно-поискового рефлекса из-за систематической обездвиженности головы;
в) напряжение от закрепощения энергоемких сканирующих и образовоссоздающих зрительных ритмов за счет систематической точечной фиксации взора на текстовом поле букв в режиме ближнего зрения.
3.Нарастающее в поколениях угасание способностей координации произвольных движений (усилий) в пространстве и как следствие:
а) обращение к эмбриональным программам построения движений по принципу «все либо ничего»;
б) напряжение, связанное с исключением телесно-осевого баланса (стойки), градуирующего меру произвольных усилий во времени и пространстве.
4. Напряжения, обусловленные грубыми нарушениями саниргарно-гигиенических требований:
а) оптико-рефлекторные из-за перспективного искажения букв на горизонтальной поверхности столов;
б) позостатические из-за несоответствия размеров школьной мебели росту ребенка;
в) вызванные заменой электролампового равномерного освещения мелькающим люминесцентным;
г) связанные с нарушением гигиенических и эргономических требований, предъявляемых к печатным текстам.
5. Дидактогенные стрессы:
а) стресс, связанный с отчуждением слов от чувственно осязаемых образов, в результате чего разрушаются сигнально-образные ассоциации и возникает смысловая неопределенность;
б) стресс от расщепления чувства и смысла (эмоционально-смыслового синтеза) и возникновения на этой основе эмоционально-смысловой неопределенности;
в) стресс фиксированных статических напряжений, возникающих при: безотрывном письме шариковой ручкой; ускоренном письме; ускоренном чтении;
г) стресс как следствие игнорирования базовым учебным планом необходимости формирования уверенной диалоговой речи, из-за чего ребенок пребывает в дидактогенной неуверенности и страхе.
6. Стрессы бесполой дидактики и поло личностной диссоциации:
а) стресс, связанный с игнорированием различий эмоционально значимых особенностей воображения у мальчиков и девочек;
б) стресс, возникающий из-за пололичностной дидактогенной (сигнально-образной) неопределенности;
в) стресс, обусловленный уничижением мужского начала в мальчиках перед более зрелыми по генетическому и духовному возрасту девочками.
7. Стресс, связанный с эмоционально-душевной депривацией (депрессией), заложенной в инструктивно-принудительной дидактике отношений между:
а) авторитарным учителем и детьми;
б) эгоцентрически сформированными детьми и учителем;
в) авторитарными родителями, эгоцентрическими детьми и авторитарными учителями.
8. Стресс хронической чувственной депривации в условиях постоянного воздействия сенсорно обедненной учебной среды комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств депрессии-напряжения:
а) тактильно-вегетативные;
б) оптико-вегетативные;
в) ауди-вегетативные;
г) вестибуло-вегететивные;
д) аромо-вегететивные.

Гендерные различая эмоциональной восприимивости (В.Ф.Базарный)

Для мальчиков эмоционально значимыми являются следующие образы-символы:
- в символы свободы и путешествий в свободном пространстве. Это солнце, окно, ветер, месяц, луна, радуга, горы, мосты, горизонт, система дальней космической связи, космические полеты. Атрибутика путешествий: колеса, самолет, велосипед, машина, лодка, корабль, ракета и т.д.;
- символы силы, мощи и воли: трактор, подъемный кран, штанга, ракета, машины, поезд, кит, бык, орел;
- символы врага: страшные драконы, змеи, волки, крокодилы, акулы, роботы, искусственные люди;
- символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, камень, крепость, замок.
-символы борьбы: меч, копье, лук, стрелы, булава, шлем, щит, пистолет, автомат, танк, самолет;
- символы победы: флаг, горн, колокол, крики «ура», салют, ордена.
Для девочек как в снах, так и в рисунках характерны иные символы:
- символы воскресения жизни: яйцо, круг, птенцы, колыбель;
- символы духовного материнства: куклы, колыбели, невесты, коляски;
- символы женственности (нежности, изящества, легкости): воздушные шарики, порхающие птицы, цыплята, разукрашенные принцессы-невесты;
- символы женской красоты: цветы, шляпа, очки, броши, яркие губы, глаза, губная помада, волосы;
- символы очага и домашнего уюта: дом, стол, посуда, занавески, сервиз, кровать, печка, ванная;
- символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы, шкатулка и т.д.
Кроме того, в середине 90-х гг было выполнено исследование, отвечающее на вопрос: что происходит с пололичностным воображением при существующей смешанной, «бесполой» модели дидактики и в условиях предложенной нами параллельно-раздельной модели образования (мальчики и девочки учатся в отдельных, параллельных классах). При этом были выявлены следующие четкие закономерности. При смешанной модели образования в процессе взросления у детей все больше и больше угасает пололичностное воображение на фоне развития воображения, характерного для противоположного пола (!). И наоборот, при параллельно-раздельной модели образования у всех детей отмечается укоренение присущего полу воображения.
Известно и то, что именно содержание воображения и определяет содержание нашей духовно-эмоциональной жизни, в том числе и стратегию поведения людей. При этом та или иная психоэмоциональная активация это активация тех либо иных гормонов, мишенью которых, как известно, является генофонд.
В век «прозападной» культуры «бесполого» образования, «бесполой» моды, «бесполых» социальных ценностей мы уже во многом утеряли те истинные, вечные ценности, которые «рукотворно » оформляются на этапах детства и должны быть присущими только юношам-мужчинам и только девушкам-женщинам. Ценности, которые генетически даются лишь в виде задатков и которые должны целенаправленно формироваться воспитанием. Сегодня мы оказались глубоко дезориентированными в этих ценностях и в итоге утеряли психодиагностические «лекала», по которым должны растить наших детей.
Более чем 100-летний опыт западной культуры по нейтрализации психогенетических и социальных ролей мужчин и женщин это величайший эксперимент, который провела цивилизация над своей природой. Например, четко установлено, что все насильники-растлители детей и маньяки развивались по женскому типу. В итоге у них сформировался глубокий психокомплекс неуверенности и страха мужской несостоятельности.
Критерии урока с точки зрения здоровьесбережения
Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма не менее трех за урок. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. 
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.
Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя. 
№ п/п
Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока



рациональный
Недостаточно рациональный
нерациональный

1
2
3
4
5

1.
Плотность урока
Не менее 60 %
и не более 75-80%
85%-90%
Более 90%

2.
Число видов учебной деятельности
4-7
2-3
1-2

3.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Не более 10 мин.
11-15 мин.
Более 15 мин.

4.
Частота чередования различных видов учебной деятельности
Смена не позже чем через 7-10 мин.
Смена через 11-15 мин.
Смена через 15-20 мин.

5.
Число видов преподавания
Не менее 3
2
1

6.
Чередование видов преподавания
Не позже чем через10-15 мин.
Через 15-20 мин.
Не чередуются

7.
Наличие эмоциональных разрядок (число)
2-3
1
нет

8.
Место и длительность применения ТСО
В соответствии с гигиеническими нормами
С частичным соблюдением гигиенических норм
В произвольной форме

9
Чередование позы
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся
Частые несоответствия позы виду работы. Позы не контролируется учителем

10.
Физкультминутки
Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого
1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью
Отсутствуют

11.
Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
Имеют случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный
Преобладают отрицательные эмоции

12.
Момент наступления утомления учащихся
(по снижению учебной активности)
Не ранее чем 40 мин.
Не ранее чем через 35-37 мин.
Менее чем через 30 мин.


Психологический климат на уроке
 
Содержательные составляющие психологического климата
Учитель, заботящийся об эстетике помещения, привносит в жизнь детей Красоту
Учитель, совершенствующий свою педагогическую технику, чтобы все ученики его слышали и понимали, чтобы выражения лица и жесты не внушали страха, а пластика не подчеркивала превосходства, чтобы темпоритм был оптимальным, подчеркивая ценность Человека, ради которого все это делается
Учитель сам должен быть носителем высоких ценностей, чтобы справиться со стоящими перед ним задачами и эффективно влиять на формирующееся отношение к ценностям своих учеников

В отношениях друг к другу преобладают индивидуализм, настороженность, постоянное состояние обороны, ожидание посягательства на личность, неуверенность и равнодушие. К делу в такой группе приступают неохотно, присутствует апатия (нет веры в успех задуманного), осуществление дела возможно только при условии контроля, но и в этом случае члены группы предпочитают шаблонные решения, избегают ответственности и как результат низкое качество работы.
В группе с неблагоприятным социологическим климатом каждый шаг опасен для личности могут унизить, отсюда повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищенности. Долгое пребывание в состоянии эмоционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведет к развитию неврозов.
Благоприятный климат
Климат называют благоприятным, если в группе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности; если члены группы готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело; если в группе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену группы, за ним признается право принятия значимых для группы решений.
Каждый ребенок в группе с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».
В группе с благоприятным климатом отношения таковы, что, совершив ошибку, личность не перестает чувствовать себя принятой, значимой для других. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задать вопрос учителю, не боятся быть осмеянными в случае ошибки, в такой группе сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку.
Правда, поддерживать такую систему отношений необходимо ежедневно и на каждом уроке каждому из учителей, работающих в классе (см. приложение 2)


Глава 2. Особенности построения здоровьесберегающего урока физики
2.1. Планирование здоровьесберегающего урока
Планирование здоровьесберегающей составляющей уроков освещено в приложении 1
Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды: I. Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Такие уроки придумываются учителем заранее и включаются в тематическое планирование. Например: «Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация» и другие. II. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. III. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель: Формирует интерес к своему предмету; Устанавливает доверительные, партнерские отношения; Продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта; Максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Главным критерием такого урока является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна. На уроках физики необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения, которые бы стимулировали самостоятельное приобретение знаний учащимся, активизировали бы мысль школьников и помогали сохранять здоровье. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету. Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность. Положительным моментом в проведении урока является применение разнообразных форм работы с учащимися.
Примеры творческих заданий (см. приложение)
При планировании урока, прежде всего, необходимо учесть соотношение основных факторов учебного процесса, обеспечивающих благоприятную реакцию на учебную нагрузку
Теоретические, описательные уроки, не содержащие сложных математических выкладок
Трудность
(средняя)
Насыщенность
(средняя)
Эмоциональное
состояние
(среднее)

Трудность
(средняя)
Насыщенность
(высокая)
Эмоциональное
состояние
(среднее)

Трудность
(высокая)
Насыщенность
(высокая)
Эмоциональное
состояние
(среднее)

Трудность
(высокая)

Насыщенность
(низкая)
Эмоциональное
состояние
(среднее)

Уроки, содержащие сложные математические выкладки
Трудность
(средняя)
Насыщенность
(средняя)
Эмоциональное
состояние
(среднее)

Трудность
(низкая)
Насыщенность
(низкая)
Эмоциональное
состояние
(среднее)

Трудность
(низкая)
Насыщенность
(средняя)
Эмоциональное
состояние
(среднее)


2.2. Педагогические технологии, обеспечивающие здоровьесбережения на урок.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Принципы здоровьесбережения
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».(см. приложение 4) Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:    «Не навреди!» все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.    Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
2.3. Мониторинг здоровьесберегающей составляющей урока
Для того чтобы здоровьесберегающая направленность урока не имела декларативного характера, необходимо отслеживать и оценивать деятельность педагогов на уроке. Наиболее эффективный способ отслеживания вклада учителя в здоровьесбережение мониторинг, который организуют и ведут руководители образовательного учреждения. В педагогической науке мониторинг здоровьесберегающего обучения практически не разработан. Сложность задачи заключается в необходимости применять доступные (для внешнего наблюдателя), универсальные (по отношению к преподаваемому предмету) и унифицированные (по процедуре сбора, обработки и интерпретации данных) методы и средства отслеживания показателей здоровьесбе-режения. Только в этом случае мониторинг способен стать объективным средством суждения о качестве деятельности учителя на уроке, а средства мониторинга учитель может использовать для самооценки своей деятельности.
Для мониторинга здоровьесберегающего обучения удобно использовать разработанную нами анкету качества урока. С помощью этой анкеты можно наблюдать и оценивать вклад педагогов школы в здоровье-сбережение на отдельных уроках, в серии уроков, по ступеням обучения, учебным предметам. По своей форме анкета представляет собой набор признаков (качеств) урока, сформулированных в повествовательной форме. Это позволяет эксперту, посещающему урок, выявить реализованные учителем признаки. По совокупности реализованных признаков (в одном или серии уроков) оценивается качество преподавания, в том числе здоровьесберегающей направленности урока; по совокупности наблюдений по всем педагогам оценка состояния преподавания и здоровьесбережения в образовательном учреждении в целом. Анкета содержит 21 пункт, из которых 18 «работают» на здоровьесбережение. Для полноты изложения приводим анкету здесь.

Анкета качества урока
Отметить кружком номера проявлений на уроке
____________________________учителем ___________________________________
(вписать предмет, класс) (вписать Фамилию И.О. учителя)

Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развивать личностные качества учащихся на уроке (например, мышление, речь, волю, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие) и осуществляет их средствами учебного предмета.
Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
Демонстрирует ненасильственные приёмы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
Устанавливает и использует связи с другими предметами.
Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
Использует динамичные дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
Даёт разноуровневые домашние задания.
Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
Поощряет индивидуальные учебные достижения.
Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
Обращает внимание на качество речи обучаемых.
Вовремя (без задержки) заканчивает урок.

На уроке использует приёмы (методы):
Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).
Рефлексивного обучения (оценки ученикам полезности урока, своего психологического со стояния).
Коллективной мыслительной деятельности.
Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.
Покажем пригодность анкеты для диагностики здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Выделим шесть показателей здоровьесберегающей направленности урока:
1 учёт особенностей аудитории; 2 создание благоприятного психологического фона на уроке; 3 использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4 создание условий для самовыражения учащихся; 5 инициация разнообразных видов деятельности;.6 предупреждение гиподинамии,4

Приведённая ниже матрица отражает соответствие пунктов анкеты показателям здоровьесбережения
Очевидно, что анкета «покрывает» все 6 показателей здоровьесбережения. Наибольшее внимание анкета уделяет таким показателям, как использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу (11 пунктов из 18); создание условий для самовыражения учащихся, а также инициация разнообразных видов деятельности (по 8 пунктов из 18). Думается, это соответствует реальности, так как отражает истинную специфику учебной деятельности, которая должна не утомлять, не отбивать желания учиться, а вызывать чувство удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Достаточное внимание, на наш взгляд, в анкете уделяется учёту особенностей аудитории (7 пунктов из 18) и созданию благоприятного психологического фона на уроке (7 пунктов из 18).
Анализ матрицы убеждает: здоровьесберегающее обучение можно считать закономерным следствием того, насколько учитель владеет современными педагогическими технологиями (5 пунктов из 18). Это означает, что педагоги обязаны максимально активизировать на уроках дифференцированное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, использовать разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности. Что касается предупреждения гиподинамии на уроке, то из матрицы следует, что на реализацию этого показателя работают 3 пункта из 18, что также позволяет осуществлять её диагностику. Вместе с тем предупреждение гиподинамии на уроках требует от педагогов знания специальных валеологических методик и приёмов, положительно влияющих прежде всего на зрение и позвоночник. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет технология коллективной мыслительной деятельности, которая, в отличие от традиционной организации урока, стимулирует как мыслительные, так и двигательные функции организма за счёт активной работы в микрогруппах. В целом наибольший вклад в здоровьесберегающий урок способны вносить технологии диалогового обучения (охватывают 5 из 6 показателей), а также коллективной мыслительной деятельности и проблемного обучения (4 из 6).
Проведённое исследование доказывает пригодность анкеты к диагностике здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Максимально возможное число баллов, которое учитель может набрать по каждому из шести показателей на одном уроке, дано в последней строке матрицы. На каждом уроке будет наблюдаться какая-либо конкретная комбинация реализованных пунктов анкеты и, следовательно, численное значение реализации показателей здоровьесбережения. Для количественной оценки показателей можно использовать процент реализации каждого из них относительно максимально возможной (из анкеты) суммы баллов ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема урока
Вопросы здоровьесбережения, используемые мной на уроках

Что изучает физика. Физические явления.
Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.

Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений.
Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).

Диффузия. Движение молекул.
Диффузия в живой природе, ее роль в питании и дыхании человека и живых организмов. Искусственное дыхание. Ароматерапия.

Взаимодействие молекул. Смачивание. Капиллярные явления
Гигиена кожи. Моющие средства и правила хранения и использования чистящих средств в быту. Роль капиллярности в кровообращении животных и питании растений. Назначение бинтов и ваты и их замена подручными средствами при травмах во время похода или на природе.

Инерция.
Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

Механическое движение. Скорость.
Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя. Расчет скорости движения транспорта и тормозного пути. Расчет траектории движения транспорта

Масса тела. Вес тела.
Умение измерять массу тела и вес тела. Ожирение – угроза здоровью.

Сила.
Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Сила трения
Безопасность дорожного движения, увеличение тормозного пути автомобиля во время гололеда и на сырой дороге. Правила безопасной работы с напильником, наждачной бумагой и т. д.

Давление твёрдых тел.
Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.

Атмосферное давление.
Применение и принцип работы медицинских банок, шприца, пипетки, присоски ЭКГ. Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей. Загрязнение атмосферы. Влияние озона на жизнь на Земле. Охрана окружающей среды

Давление в жидкости.
Кессонная болезнь. Глубоководные погружения с аквалангом и их безопасность. Дайвинг. Требования безопасности.

Архимедова сила
Безопасность поведения на воде. Профилактика первой помощи. Правила тушения бензина и спирта. Знать средства спасения утопающего на воде в теплое и холодное время года, последовательность действий при спасении и умение их выполнить.

Температура. Тепловые явления
Сосудистые реакции на повышение температуры. Принципы закаливания. Правила проветривания помещений. Факторы, способствующие обморожению. Как надо одеваться зимой, чтобы не получить обморожение, правила приема солнечных ванн. Оказание первой помощи при тепловом ударе и обморожении.

Внутренняя энергия Теплопередача Теплопроводность Конвекция
Применение тел хорошо и плохо проводящих тепло. Проветривание помещения. Гигиенические требования к воздухообмену в классе. Круговорот воздуха в природе.

Излучение
Гигиена и правила одежды в жару и холод. Применение теплового излучения для установки диагноза заболевания или диагностики здоровья (тепловизор). Приборы ночного видения.

Испарение и конденсация
Роль испарения при понижении температуры во время болезни и при охлаждении продуктов питания в летнее время на природе.

Плавление и кристаллизация
Одежда по сезону. Объяснить, почему опасно мокрыми руками на морозе хвататься за железо.

Влажность воздуха
Правила проветривания. Научить самостоятельно регулировать воздушно-тепловой режим в школе и дома. Влияние влажности на самочувствие человека. Правила проветривания. Научить самостоятельно регулировать воздушно-тепловой режим в школе и дома. Влияние банных процедур на организм человека. Влияние влажности на здоровье и самочувствие человека. Баня и сауна, их влияние на здоровье человека. Наиболее благоприятная влажность воздуха 40-60 %.

Тепловые двигатели
Загрязнение атмосферы выхлопными газами и их влияние на здоровье человека. Охрана окружающей среды.

Электростатика
Электрические явления в нервной системе животных и человека. Биологические усилители. Регистрация биопотенциалов человека, ЭЭГ, ЭКГ. Применение статического электричества. Электротерапия, физиолечение. Электроемкость человека.

Постоянный ток
Правила безопасной работы с электрическими приборами в школе и дома. Знакомить учащихся со значениями безопасного напряжения и силы тока.
Короткое замыкание и его последствия. Предохранители и вред “жучков”. Роль заземления. Рассказать о поведении во время грозы.
Объяснить учащимся, почему опасно касаться опор высокого напряжения или трансформаторной будки. Биоэлектропотенциалы. Правила поведения вблизи места, где оборванный провод высокого напряжения соприкасается с землей.


Электрические явления. Атмосферное электричество
Поведение человека во время грозы

Источники питания
Энергетическая ценность питания.

Источники света. Прямолинейное распространение света.
Значение света для нормальной жизнедеятельности человека.

Магнитное поле
Влияние магнитных бурь на самочувствие человека. Применение магнитов в медицине. Использование магнитных сережек, браслетов, магнитных приборов для проращивания семян.

Оптика
Оптические приборы в медицине - микроскопы, медицинская техника для лор-врача, стоматолога, окулиста.

Глаз как оптическая система.
Изменение напряжения глазных мышц при чтении (игре  на телефоне) лёжа, в недостаточно освещённом помещении, в движущемся транспорте. Светочувствительность глаза. Правила освещения рабочего места. Познакомить с признаками утомления органов зрения, способы его снятия. Дефекты зрения и их коррекция при помощи очков. Гимнастика для глаз.

Очки. Лупа.
Ослабление зрения с возрастом. Коррекция дефектов зрения с помощью очков.

Звук. Источники звука.
Влияние  музыкальных звуков различной громкости на организм человека. Значение звуков и шумов.

"Физика и здоровье человека.»
К уроку «Звуковые волны» (9,11кл.)
1. «Звуковой ландшафт» воздействует на человека сильнее атмосферного, газохимического, промышленного, транспортного и сравнимо с действием повышенной радиации. Количество машин, поездов, и самолетов в нашем техногенном обществе «зашкаливает». Постоянные телефонные разговоры, круглосуточные радио и телеэфир... Шум стал бедствием современного мира и самым нежелательным продуктом технической цивилизации. Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума снижается на 10-12 лет. Наиболее чувствительны к шуму лица старших возрастов. Шум ослабляет иммунную систему, Становится причиной нервного истощения, инфаркта, психических заболеваний. Поэтому вредно находится в зоне громких постоянных шумов и музыки. 2. Когда про человека говорят, что «у него прокуренный голос», тем самым предполагают, что причина этой особенности - курение. Действительно, хроническое раздражение голосовых связок табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым, изменяется его тембр, создающий окраску произносимым словам. При проверке слуха новейшей электронной аппаратурой выяснилось, что у курильщика слух значительно хуже. И вот почему: под действием никотина барабанная перепонка утолщается и втягивается вовнутрь, подвижность слуховых косточек уменьшается. Если ухо кролика смазать табачным дегтем несколько раз, то у животного образуется раковая опухоль.
К уроку «Электромагнитное поле» (9, 11 кл)
Почему люди, работающие за компьютером, чаще болеют простудными заболеваниями и заболеваниями дыхательных путей? Дело в том, что под действием э-магнитного поля монитора происходит ионизация атмосферного воздуха, появляется большое количество положительно заряженных ионов, которые присоединяются хорошо к болезнетворным микроорганизмам, потом быстро проникают в организм человека, вызывая заболевания. Для устранения этих нежелательных эффектов, помещение нужно чаще проветривать, работать за компьютером не более 2 часов, насыщать воздух отрицательно заряженными ионами при помощи специальных приборов.
К уроку «Оптические приборы» (8 класс) «Дисперсия света» (11 класс)
Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, и края век распухают. Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление, вследствие чего снижается острота зрения. При курении сужаются сосуды, изменяется сетчатка глаза, что ведет к частичной потере цветоощущения сначала на зеленый свет, а потом на красный и желтый, это снижает быстроту реакции человека в среднем на 24%. Такой дефект зрения может сделать профессионально непригодными: водителей транспорта, операторов пультов управления...
К уроку «Ядерные реакции» (9,11 класс)
«Если бы будущая мать знала» Рассматривая вопрос о ядерных реакциях и правило смещения, привожу реакции самопроизвольного радиоактивного распада компонентов одной из ветвей «генеалогического дерева» семейства урана-радия, а именно тех радиоактивных компонентов, которые обнаружены в табачном дыму: изотопы свинца, висмута и полония. На базе этих уравнений решить задачи по определению кинетической энергии а-частицы и ее скорости. А при анализе задачи заострить внимание на значении энергии, которой обладает а-частица. И далее, пояснить, что частицы таких энергий, проникая в организм человека, способны повреждать наследственные структуры - гены, хромосомы. Особенно это должна знать будущая мать. Ученые пришли к выводу: каждый пятый ребенок мог бы остаться в живых, из числа погибших во время беременности, если бы его мать не курила в период его утробного вынашивания


Инструкция
по охране труда при проведении лабораторных работ
и лабораторного практикума по физике
ИОТ-009-2004
 
1. Общие требования безопасности
1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- поражение электрическим током при работе с электроустановками;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован  медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
 
2. Требования безопасности перед началом работы
            2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а также безопасные приемы ее выполнения.
2.2. подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
 
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Точно выполнять все указания учителя при проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей.
3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60-70?С, не брать их незащищенными руками.
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.
3.6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.
3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник света подключать в последнюю очередь.
3.8. Собранную электрическую схему включать под напряжением только после проверки ее учителем или лаборантом.
3.9. не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключения источника тока.
3.10. Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.
3.11. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
3.12. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства и приборы.
 
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д.  немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.
4.2. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно  сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.
4.3. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.4. При получении травмы сообщить об этом учителю, которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
 5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
5.2. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Как улучшить психологический климат в классе
Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности учебно-воспитательной работы в классе. Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельности, качество учебников, питание и здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем.
1. Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от имени класса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.
2. Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися.
а) Верный сигнал вашей доброжелательности добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся.
б) Учитывайте индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.
в) Умейте выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
г) Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.
д) Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
е) Критика по форме и по содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержанны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.
Психологический климат на уроке
Внешний вид помещения
Внешний вид участников событий

Цвет
Освещение
Запах
Фон (шумовой, музыкальный)
Одежда
Макияж
Имидж



Элементы педагогической техники
Личностные характеристики

Мимика
Пластика
Интонация
Темпоритм
Такесика (прикосновение)
Проксемика (расположение в пространстве)
Философская культура
Умение быть счастливым
Оптимизм


Цветовое оформление кабинета
Зеленый

Вверху
Воспринимается неестественно

Боковые поверхности

Успокаивает

Внизу
Успокаивает, «охлаждает», может оказывать снотворное действие

Голубой

Вверху
Ощущение легкости, способствует релаксации

Боковые поверхности
«Охлаждает», вызывает отчуждение

Внизу
«Охлаждает» (более выражен, чем зеленый)

Синий

Вверху
Вызывает тревожность, беспокойство

Боковые поверхности
Отчуждение в группе, в отношениях с психологом

Внизу
Тревога, «холод», ощущение бездны

Коричневый

Вверху
Чувство тяжести, давления

Боковые поверхности
Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность

Внизу
Ощущение уверенности, твердости

Красный

Вверху
Возбуждает, мобилизирует, оказывает эротогенное воздействие

Боковые поверхности
Возбуждает

Внизу
Воспринимается неестественно, может «обжигать»

Розовый

Вверху
Ощущение легкости, счастья

Боковые поверхности
Чувство нежности

Внизу
Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

Оранжевый

Вверху
Способствует концентрации внимания

Боковые поверхности
Ощущение тепла, способствует релаксации

Внизу
Эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается неестественно

Желтый

Вверху
Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способствует релаксации

Боковые поверхности

Возбуждает, может вызывать неприятные ощущения

Внизу
Эффект «приподнятости», иногда парения

Как определить состояние психологического климата в классе
Инструкция. В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающий ваше мнение.
1.С каким настроением вы обычно идете в школу?
1) Всегда с хорошим настроением;
с хорошим чаще, чем с плохим;
с равнодушием;
с плохим чаще, чем с хорошим;
всегда с плохим настроением.

2. Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами?
Да, нравятся;
многие нравятся, некоторые нет;
безразличны;
некоторые нравятся, но многие нет;
никто не нравится.

3. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?
Никогда не бывает;
редко бывает;
мне все равно, где учиться;
часто бывает;
думаю об этом постоянно.

4. Устраивает ли вас учеба в школе?
Учебой вполне доволен;
скорее доволен, чем недоволен;
учеба для меня безразлична;
скорее недоволен, чем доволен;
совершенно недоволен учебой.

5. Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель?
. Очень хорошо;
хорошо;
безразлично;
скорее недоволен;
очень плохо.

6. В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели?
1) Убеждают, советуют, вежливо просят;
2) чаще в вежливой форме, иногда грубо;
мне это безразлично;
чаще в грубой форме, иногда вежливо;
в грубой форме, унижающей достоинство.
Обработка результатов. За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам:
6-12 баллов школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.
13-18 баллов школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.
19-30 баллов школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Опиши «впечатления» молекулы сахара, которая попадает в стакан с чаем.
Опиши «впечатления» молекулы твёрдого вещества, которое она «испытывает» при плавлении вещества.
Опиши действия гуся, который собрался поплавать. Попробуй объяснить с его точки такие действия.
Опиши «состояние» кляксы, которую удаляют промокашкой с молекулярной точки зрения.
Опиши «один день из жизни» молекулы лужи.
Вы корреспондент «Комсомольской правды», ведущий рубрику «Клуб любознательных». Расскажите читателю об интересных открытиях в молекулярном мире.
Вы корреспондент журнала «Юный техник», ведущий рубрику «Патентное бюро». Расскажите читателю о том, как молекулярные технологии применяют на производстве, в медицине, и.т.п.
Вы корреспондент школьной газеты «Калейдоскоп», ведущий рубрики «Хочу рассказать» Напишите заметку о молекулах.
Вы корреспондент журнала «Юный натуралист». Объясните физиологические процессы животных с точки зрения молекулярного учения
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных качеств учащихся (мыслительных, речевых, поведенческих, коммуникативных, творческих, физических, эмоционально-чувственных) посредством учебных предметов.
Технология дифференцированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, психологических, индивидуально-личностных). Её цель – оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности.
Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения.
Технология ненасильственного обучения содержит информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на человека. Владение этой технологией помогает педагогу уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке.
Технология эффективной речевой деятельности позволяет управлять речью. Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический климат через этикетность речи.









Єђ Заголовок 1!ђ Заголовок 2 Заголовок 315