РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ


УДК 37
Е.Н. Овчаренко
к.п.н., доцент кафедры физики
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
г. Зерноград, Российская Федерация
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
Осуществляя гносеологический подход к проблеме преемственности в обучении, мы обратились к моделям обучения и выявили различия, с этой точки зрения, между школой и вузом.
Варианты унифицированных моделей взаимодействия основных составляющих процесса обучения предложены в работах некоторых специалистов [1, 4, 5]. Воспользуемся одной из них [4, с.6-9] (рисунок 1).
53340024765Понимание
Организация
Мотивация
Обобщение
Повторение
Контроль и оценка
Порция учебного материала
00Понимание
Организация
Мотивация
Обобщение
Повторение
Контроль и оценка
Порция учебного материала

Рисунок 1. Унифицированная модель взаимодействия основных составляющих процесса обучения
Модель состоит из шести основных этапов приобретения знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности. К числу этих этапов относятся: мотивация, организация, понимание, контроль и оценка, повторение, обобщение. Седьмая компонента модели – порция учебного материала, подлежащая изучению. Это может быть понятие, действие, явление и тому подобное. Модель предполагает, что достигаемый при обучении результат обеспечивается прохождением через все этапы, которые имеют временные и функциональные рамки, однако взятые вместе они образуют динамичное целое. Существенно, что при обучении все стадии реализуются в определенной последовательности и этот процесс цикличен.
В модели можно выделить циклы, включающие все шесть стадий, и циклы, включающие меньшее количество стадий. Повторение циклов содержит переработку информации на разных уровнях и с разных точек зрения, напоминая движение по расширяющейся спирали.
Начнем рассмотрение модели со стадии «Мотивация» (от фр. motif – побудительная причина). Обучаемый должен иметь желание учиться или осознавать необходимость этого. Психологи выделяют две группы мотивов учения: познавательные и социальные [3, с.12-13]. Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Социальные мотивы связаны с различными социальными взаимодействиями с другими людьми. При переходе из школы в вуз мотивы учения несколько меняются. Сравнение мотивации учения старшеклассника и студента (по результатам опроса) приведено в таблице 1.
Таблица 1. Мотивации учения старшеклассников и студентов.
Школа Вуз
1 2 3
Познавательные Широкие познавательные мотивы Ориентация на овладение новыми знаниями (интерес к новым занимательным явлениям, фактам) Ориентация на овладение новыми знаниями (интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, ключевым идеям и так далее.)
1 2 3
Учебно-познавательные мотивы Ориентация на усвоение способов добывания знаний (интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, рациональной организации своего учебного труда) Ориентация на усвоение способов добывания знаний (интересы к способам саморегуляции учебной работы, к методам научного познания, рациональной организации своего учебного труда)
Мотивы самообразования Желание добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами. Направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные Широкие социальные мотивы Стремление выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Желание хорошо подготовиться к избранной профессии.
Узкие социальные мотивы Стремление получать только одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников; стремление быть одним из лучших. Стремление самоутвердиться в коллективе, получать удовольствие от процесса общение в ходе обучения.
Мотивы социального сотрудничества Анализ взаимоотношений с учителями и одноклассниками, стремление к самовоспитанию. Поиск новых форм сотрудничества в ходе учебной работы.
Результаты этого сравнения следует учитывать при планировании учебной деятельности первокурсников, полагая, что студентам следует давать больше самостоятельности, возможности творческого выражения, развивая познавательные мотивы. В тоже время, необходимо осуществлять индивидуальный подход, учитывая разный уровень подготовки обучаемых, чтобы не свести социальные мотивы к минимуму.
Этап «Организация» модели обучения предполагает использование известных форм, средств, методов и приемов обучения. Основной формой обучения в школе является комбинированный урок, включающий в себя разные виды деятельности. Кроме того, программой предусмотрены лабораторные и контрольные занятия, уроки-экскурсии и так далее. Но при любой форме организации процесса обучения в школе ведущая роль остается за учителем. В вузе же основными формами обучения являются: лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия, курсовое и дипломное проектирование, консультации, самостоятельная работа и другие. Такой подход требует от студентов активности в получении знаний, стремления к поставленным целям обучения, осознанной самостоятельности. Поэтому на первом курсе следует научить студентов самостоятельной работе, самоконтролю.
Этап «Понимание» можно считать кульминацией модели процесса обучения, так как она непосредственно связана с мозговой деятельностью обучаемых и менее всего подвержена влиянию извне. Необходимо использовать различные средства и методы обучения для оптимизации этого этапа. Компьютерная поддержка учебного процесса создает условия для продуктивного протекания этой стадии.
Говоря о стадии «Контроль и оценка», следует помнить, что четкий учет успеваемости является одним из обязательных условий стимулирования познавательной активности как школьников, так и студентов. Но школьная система оценивания знаний непригодна для вуза, формы контроля меняются, поэтому для первокурсников следует в большей степени использовать методы самоконтроля, безусловно, с последующим контролем. Такой подход способствует постепенному привыканию студента к новой системе контроля, вселяет уверенность в собственных силах, побуждает к самосовершенствованию.
Этап «Повторение» предназначена для закрепления полученных знаний и умений, доведения их до уровня навыков и опыта творческой деятельности. Этой же цели, но на более высоком уровне, служит стадия «Обобщение». Деятельностные технологии активного закрепления информации – один из эффективных путей активизации обучения на этих двух стадиях. Применение компьютерных технологий обеспечивает возможность быстрого доступа к ранее изученной информации, а также к обобщающим материалам.
Подводя итог, заметим, что реализация принципа преемственности в обучении требует комплексного применения различных подходов в обучении [2, с.113-120], каждый из которых выполняет определенные функции, а вместе они способствуют ликвидации разрыва между двумя системами образования – школой и вузом.
Список использованной литературы:
1. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В.П. Беспалько. Воронеж, 1977. 304с.
2. Киселёва, Е.С., Овчаренко Е.Н. Современные подходы к обеспечению преемственности обучения (на примере физики в школе и вузе) [Текст] / Е.С. Киселёва, Е.Н. Овчаренко. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. №3.
3. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. М.: Просвещение. 1983. 95с.
4. Потев, М.И. Практикум по методике обучения во втузах [Текст] / М.И. Потеев. М.: Высшая школа. 1990. 94с.
5. Bulter, F.C. The Teaching / Learning Process:An Unified Interactive Model (Part One). Educ. Teach., Engiewood Cliffs. 1985. Vol. XXV, N 9. P. 9-17.
© Е.Н. Овчаренко, 2014