Статья Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе


Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе (из опыта работы)
Щадных Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22»
Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования от 09.10.2009 г. ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):  
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;   
любознательный, активно заинтересованно познающий мир;     
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;    
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;  
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества. Важную роль играет интегрированный курс «Окружающий мир». Дети знакомятся с первыми сведениями из экономики, географии и истории родной страны и края. На уроках литературы, изобразительного искусства, трудового обучения особое внимание уделяется изучению народного творчества. Это тоже неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания школьников. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Например, на уроке литературного чтения я использую «речевую разминку», в которую включены русские пословицы, скороговорки, загадки, «словарик устаревших слов».
Подробнее остановлюсь на внеклассной работе, включающей следующие направления:
•        Гражданско-патриотическое
•        Духовно-нравственное
•        Социально-патриотическое
•        Героико-патриотическое
•        Историко-краеведческое.
Гражданско-патриотическое воспитание - формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
По этому направлению проводятся классные часы, уроки – путешествия, викторины («Мои права и обязанности», «О толерантности» и др). Обучающиеся приняли участие в образовательном проекте «Моя малая Родина», где ребята с удовольствием делились своими впечатлениями о родном городе. Итогом работы было составление маршрутов экскурсий по местам города, значимых для обучающихся. Хорошей традицией становятся праздники, посвящённые Дню города, Дню микрорайона, в которых обучающиеся принимают самое активное участие.
Духовно-нравственное направление - осознание обучающимися  высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
С этой целью на классных часах и занятиях внеурочной деятельности «Уроки вежливости» раскрываются понятия: «добро», «совесть», «внимание», «отзывчивость» и другие положительные и отрицательные качества человека, происходит развитие социально-психологической компетентности детей. Обучающиеся класса, посещающие занятия в театральном кружке, принимали участие в концерте, посвященном Дню театра во Дворце пионеров и школьников. Для выступления была выбрана тема, связанная с нашей Родиной.
Социально-патриотическое направление - активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания.
В рамках этого направления учащиеся ежегодно принимают участие в акции «Марафон детства», в творческом проекте Фонда Мира «Рождественская звезда», «Пасхальная радость». Они изготавливают различные поделки, открытки с пожеланиями добра, собирают мягкие игрушки своим сверстникам, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации.
Героико-патриотическое направление - пропаганда героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Совместно с родителями обучающихся ежегодно проводятся праздники «А ну-ка, мальчики!», «Аты, баты – шли солдаты!», «Помнит мир спасённый!» и др., на которых обучающиеся знакомятся с родами войск, знаменитыми военачальниками, героями Великой Отечественной войны, узнают военные песни, разучивают стихи. Ребята любят приглашать в гости ветеранов Великой Отечественной войны В.К.Кошевого и А.Г.Кошевую, которые рассказывают о событиях, происходивших на фронте и в послевоенное мирное время. На основе этих воспоминаний была выпущена газета «Герои рядом с нами!» с фотографиями и очерком о жизни ветеранов.
Дети приняли участие в проекте «Профессии», продолжением его стала встреча с родителем нашего класса Ерёменко Сергеем Александровичем, который служил на Камчатке морским офицером. Мы с ребятами посетили музей маршала Рокосовского в Свободе, побывали в Центре исторического наследия, где дети познакомились с техникой времён Великой Отечественной войны и могли воочию убедиться в силе, мужестве нашего народа.
Историко-краеведческое направление - осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Год назад была открыта новая страничка в истории России - Олимпиада в Сочи. Накануне этого события я провела классный час «Олимпиада -80», дети выполнили творческое домашнее задание «Символы Олимпиады 2014»и, конечно, стали участниками встречи Олимпийского огня. Мы посетили музей Плевицкой, где дети не только узнали о нашей великой певице, но и познакомились с бытом в дореволюционное и советское время, с традициями русского народа, сложившимися на протяжении веков, стали участниками народного праздника.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание становится эффективным, если будет обеспечена системная организация патриотической работы, включающая учебную и внеучебную деятельность