Рабочая программа элективного курса по истории «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века» ( углубленный уровень) для 11 класса


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Аннинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей истории и обществознания

протокол № 1
от 27 августа 2014г.

Рассмотрена и рекомендована к использованию Научно-методическим советом при РИМК
Председатель НМС
_____________Хабарова С.Б.

протокол №____
от «___» ___________20___г.

«Утверждаю»
Директор школы

____________Н.О.Корнилова



приказ № 49/2
от 1 сентября 2014г.










Рабочая программа
элективного курса по истории
«Трудные и дискуссионные вопросы
изучения истории России XX века»
( углубленный уровень)
для 11 «Г» класса
на 2014-2015 учебный год

количество часов в неделю: 1
количество часов в год: 35







Составитель: учитель истории и
Обществознания Медкова Е. Н.





п.г.т.Анна
2014 г.
Пояснительная записка
Цель:
1.Удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
2.Обеспечение педагогических условий для формирования социальной идентичности молодых граждан России, их гражданской позиции.
3.Создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи:
- повысить уровень индивидуализации обучения и социализации личности;
- подготовка к осознанном и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработать у обучающихся умения и способы деятельности, направленные на решение практических задач;
- создать условия для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений;
- формировать оценочные суждения, развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации различных точек зрения и собственного мнения;
- помочь учащимся в овладении новыми знаниями по отечественной истории 20 века;
- использовать персонификацию как прием изучения и обобщения фактического материала, что позволит учащимся представить типичные общественные настроения, создать эффект присутствия, понять, что и как чувствовали, как мыслили современники событий, ощутить дух эпохи;
- продолжить формирование полезных в социальном общении умений, а также нравственных ориентиров, в числе которых – способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов;
- формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию;
- помочь увидеть альтернативы развития страны на различных этапах ее развития;
- вызвать стремление к самопознанию, способствовать воспитанию патриотизма и становлению активной гражданской позиции.

Нормативная база:
Данный курс разработан на основе «Концепция профильного обучения», Закона РФ «Об образовании», и в соответствии с приказом № 1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учебных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего среднего образования», а также Типовым положением об образовательном учреждении и Уставом МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» с целью введения предпрофильной подготовки учащихся основной школы и профильного обучения учащихся средней школы.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждены приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.08.2013г. № 840).
Образовательная программа МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП».

Обоснование выбора:
Данный элективный курс является предметным и позволяет углубить содержание базового курса 11 класса средней общеобразовательной школы, расширить знания по учебному предмету. Также курс предполагает изучение программных вопросов на проблемном уровне и изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества 20 века.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативных подходов к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Данный курс должен помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.
Весь курс объединяет одна общая тема – человек в истории и история в человеке.

Место курса в учебном плане школы:
В соответствии с учебным планом школы, годовым календарным учебным графиком на данный курс отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

Образовательные технологии:
технологии личностно ориентированного обучения;
проектная технология;
технологии обучения на основе решения исторических задач;
технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
технологии проблемного обучения;
ИК технологии.

Формы организации учебного процесса: лекции, обсуждение документов, семинары, практикумы, работа с документами, написание эссе, круглый стол, дискуссии, подготовка презентаций, просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Виды и формы контроля:
- оценка личного участия конкретных учащихся в решении учебно-познавательных заданий на занятиях элективного курса;
- анализ использования учащимися дополнительной литературы (в том числе и художественной) в качестве иллюстративного материала по конкретным темам в процессе изучения и обсуждения содержания курса;
- степень вовлеченности конкретных учащихся в процесс изучения и обсуждения учебного материала посредством подготовки ими выступлений, докладов, использования на уроках различных образцов видеопродукции и других форм современной информации, том числе и ИНТЕРНЕТ-технологий;


№ п/п
Виды деятельности учащегося
Количество баллов

1.
Написание учащимся исследовательской работы по одной из заинтересовавших его тем курса с последующим участием на школьном, районном или городском конкурсах исследовательских работ по истории России (данное участие предполагает принцип добровольности, но не обязательности);
30

2.
Выступление учащегося на школьных научных конференциях;
15

3.
Написание учащимся эссе по одной их тем, предложенных учителем;
15

4.
Подготовка сценария для слайд-фильма;
15

5.
Подготовка материалов и выступление с ними перед учащимися других классов;
10

6.
Подготовка отдельной темы к семинару и выступление с ней;
10

7.
Правильные ответы в ходе тестирования на уроках промежуточного контроля;
5

8.
Активное участие в обсуждении темы в ходе семинара;
5

9.
Активное участие в обсуждении фрагментов видеофильмов;
5

10.
Активная и грамотная работа с документами.
5


В качестве итоговой оценки учащемуся выставляется ЗАЧЕТ при условии набора им 40-50 баллов.


















Учебно-тематический план


п/п
Наименование тем
Количество часов



всего
в т.ч. на формы обучения и контроля




практикум
эссе
дискуссия
семинар


1
Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века.
2
2





2
«Великое зло Великой войны». Влияние Первая мировой войны на мировоззрение и поведенческие практики жителей Российской империи.
3

1




3
Был ли неизбежен Октябрь 1917 года.
2






4
Гражданская война: новые подходы.
2



2


5
Индустриализация 30-х гг. Что это было?
2
2





6
Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?
2






7
Какое общество было построено в СССР в 30-х гг.?
2

1




8
«Сон разума рождает чудовищ». Вторая мировая и Великая Отечественная война – кто виноват?
4



2


9
Триумфальное поражение? Размышления о советско-финской войне.
2
2





10
От «горячей войны к холодной» или мир, расколотый надвое.
2
2





11
«Оттепель»-взгляд очевидцев и современников.
2

1




12
Великие победы советского народа или годы растерянности и надежд?
2



2


13
Эпоха «застоя». «Застой» - глазами очевидцев и современников.
2
2





14
Как страна жила в эпоху перемен. Реформы. «Шоковая терапия».
2






15
Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года
2


2



16
Что составляет гордость и славу, а что – бесчестье и позор.
2



2



Итого:
35
10
3
2
8







Содержание тем учебного курса:

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века. Практикум с элементами моделирования. 2 ч. Россия – развивающееся общество на рубеже веков. Анализ возможностей быстрого развития страны. Альтернативные варианты развития. Попытки внедрения «британской модели» С.Ю. Витте и причины неудач.
Тема 2. «Великое зло Великой войны». Влияние Первая мировой войны на мировоззрение и поведенческие практики жителей Российской империи. Работа с региональными документами, написание исследовательских работ, эссе. 3 ч.
Тема 3. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года. Дискуссия, работа с документами. 2 ч. 1917 год: возможность исторического выбора. Оценка событий западными историками. Взгляд на октябрь 1917 года современных историков. Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.
Тема 4. Гражданская война: новые подходы. Семинар, альтернативно-проектное моделирование. 2 ч. Гражданская война – трагедия русского народа. Проблемы периодизации. Три похода Антанты: миф или реальность. Кто виновник Гражданской войны? Две армии одного народа. Альтернативные сценарии.
Тема 5. Индустриализация 30-х гг. Что это было? Практикум. 2 ч. Социалистическая индустриализация. «Государственный закон». Главные итоги индустриализации. Альтернативные варианты проведения социалистической индустриализации советским экономистом Фельдманом Г.А. Стахановское движение. Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления. Деньги на нужды индустриализации. Итог индустриализации. «Незначительные жертвы».
Тема 6. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? Урок-альтернатива. 2 ч. Трагедия российской деревни. Категория
·кулачества. Ликвидировать «кулака как класс». Высылка раскулаченных крестьян – глазами очевидцев. Голод 20-30-х годов. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В. Чаянова. Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н.Д. Кондратьева.
Тема 7. Какое общество было построено в СССР в 30-х гг.? Эссе. 2 ч. Сталинские репрессии. Круги ада. Ночной стук в дверь. Страшная 58 –я. Член семьи «изменника Родины». Суд скорый и неправый. Архипелаг ГУЛАГ. Наука за решеткой – «шарашки». Расстрелянная армия. Сталин – портрет тирана. Детство и юность. «Коба» на вершине власти. Домашний тиран. «Кремлевский отшельник». Великое прощание.
Тема 8. «Сон разума рождает чудовищ». Вторая мировая и Великая Отечественная война – кто виноват? Семинар. 4 часа.
Тема 9. Триумфальное поражение? Размышления о советско-финской войне. Практикум. 2 ч. Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия Виктора Суворова: « Почему скрывают победу Красной Армии в « зимней войне». Кто проиграл «зимнюю войну»?
Тема 10. От «горячей войны к холодной» или мир, расколотый надвое. Практикум. 2 ч. Кто развязал «холодную войну»? Горячие точки «холодной войны». Создание «ядерного щита». Клаус Фукс и чертежи плутониевой бомбы «Толстяк». Самое засекреченное ведомство. СССР - ядерная держава. А.Д.Сахаров и «сверхмощная бомба». Прорыв в космос. Главный конструктор – С.П.Королев. Космодром в пустыне. Начало космической эры. Самые первые. Карибский кризис.
Тема 11. «Оттепель» - взгляд очевидцев и современников. Написание эссе. 1ч. « Оттепель» - глазами очевидцев и современников. 20 съезд и разоблачение культа личности Сталина. Освоение целины. «Кукурузная эпопея». Решение жилищной проблемы – «хрущевки». Программа построение коммунизма. Расстрел в Новочеркасске.
Тема 12. Великие победы советского народа или годы растерянности и надежд? Семинар. 2 ч.
Тема 13. Эпоха «застоя». «Застой» - глазами очевидцев и современников. Практикум. 2 ч. Курс социально – экономического ускорения. Крупнейшая техногенная катастрофа. Альтернативные выборы. Снова карточки.
Тема 14. Как страна жила в эпоху перемен. Реформы. «Шоковая терапия». Групповая работа. 2ч.
Тема 15. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 годаПроблемно-проектная дискуссия. 2 ч. Хроника августовских событий. Версия Горбачева о причинах путча. Неудавшийся путч. Пресс- конференция ГКЧП. Танки в городе. Все на защиту Белого дома! Форосский узник. Конец СССР. Взгляд на путч через годы.
Тема 16. Что составляет гордость и славу, а что – бесчестье и позор. Итоговый семинар. 2 ч.

Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать: предпосылки и причины изучаемых событий; основное содержание этих событий; альтернативы их развития, оценить роль личностей и роль народа в развитии исторического процесса.
Учащиеся должны понимать: историческую обусловленность различных версий и оценок событий 20 века, события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе
Учащиеся должны уметь: работать с различными видами исторических источников; сравнивать различные взгляды и различные источники: от документов до свидетельств очевидцев; аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам 20 века; определять собственную позицию по отношению к изучаемым вопросам и окружающей реальности.
Уметь использовать: навыки критического анализа полученной историко-социальной информации, факты, версии, и оценки для ориентации в социально-политической и других сферах жизни общества, включая анализ информации, поступающей из СМИ; навыки работы с учебной и научной литературой, написание реферативных и исследовательских работ, подготовка сообщений и выступление с ними в учебных группах.





















Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся
1. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.
2. Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. Сталина: В 2 кн. М., 1990.
3. Герои и антигерои Отечества/Сост. В.М. Забродин. М., «Информэкспресс» - «Российская газета» - «Практика», 1992.
4. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 1-2. М., 1995.
5. Исторические силуэты. М., «Наука», 1991
6. История России в портретах. В 2-х тт. Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1996.
7. Медведев Р.А. Генсек с Лубянки: Полная биография Ю.В. Андропова. М., 1993.
8. Медведев Р.А. Загадка Путина. М., 2000.
9. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. В 2 кн. М., 1991.
10. Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 1990.
11. Мошанский В.Н. Штрихи к портретам физиков: Пособие для учителей по гуманизации образования. Псков, 1997.
12. Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989.
13. Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. М., Молодая гвардия, 1971.
14. Рубцов Ю. Жезлы на эполетах и гербы на погонах. М.: Изд. Дом «Звонница-МГ», 2002.
15. Свет и тени «великого десятилетия» (Хрущев и его время). Л., 1989.
16. Тихомиров Ю.В. История предпринимательства в России. СПб., Икар, 1999.

Для учителя
Александров-Агентов А.М. От Коллонтай до Горбачева. М., 1994.
Аджубей А. Те самые десять лет. М., 1991.
Антонов-Овсеенко А. Лаврентий Берия. Краснодар. 1993.
Антонов-Овсеенко А. Портрет тирана. М., 1994.
Антонов-Овсеенко А. Театр Иосифа Сталина. М., 1995.
Артемов В.А., Колмаков В.Б. Три века истории в лицах. Книга 1. Воронеж. Издательство «Инфа», 1996.
Берия: конец карьеры / Сост. В.Ф. Некрасов. М., 1991.
Берия С. Мой отец Лаврентий Берия. М., 1994.
Брежнев Л.И. Материалы к биографии / Сост. Ю.В. Аксютин. М., 1989.
Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.
Василевский А.М. Дело всей жизни. Кн. 1-2. М., 1988.
Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. Сталина: В 2 кн. М., 1990.
Герои и антигерои Отечества / Сост. В.М. Забродин. М., «Информэкспресс» - «Российская газета» - «Практика», 1992.
Горбачев М.С. Августовский путч (причины и следствия). М., 1991.
Горбачев М.С. Декабрь -91. Моя позиция. М. 1992.
Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 1-2. М., 1995.
Режим личной власти Сталина: к истории формирования. М., 1989.
Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.
Ельцин Б.Н. «Иного не дано»: перестройка, гласность, демократия, социализм. М., 1990.
Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. Рига, 1990.
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1995.
История России в портретах. В 2-х тт. Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1996.
Исторические силуэты. М., «Наука», 1991.
Медведев В.А.В команде Горбачева: Взгляд изнутри. М., 1990.
Медведев Р.А. Генсек с Лубянки: Полная биография Ю.В. Андропова. М., 1993.
Медведев Р.А. Загадка Путина. М., 2000.
Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. В 2 кн. М., 1991.
Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: политическая биогафия. М., 1990.
Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 1990.
Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М., 1990. Кн. 1.
Мошанский В.Н. Штрихи к портретам физиков: Пособие для учителей по гуманизации образования. Псков, 1997.
Некрасов В. Тринадцать железных наркомов. М., «Версты», 1995.
Некрасов В. Николай Ежов. // Советская милиция. № 2, 1990.
Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989.
Н.С. Хрущев (1894-1971): Материалы научной конференции, посвященной 100- летию со дня рождения Н.С. Хрущева, 18 апреля 1994 г. М., 1994.
Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М., 1991.
От оттепели до застоя / Сост. Г.В. Иванова. М., Советская Россия, 1990.
Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. М., Молодая гвардия, 1971.
Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., Воениздат, 1988.
Россия на рубеже веков. М., Издательство политической литературы, 1991.
Рубцов Ю. Жезлы на эполетах и гербы на погонах. М.: Изд. Дом «Звонница-МГ», 2002.
Сахаров А.Д. Воспоминания. М., 1993.
Свет и тени «великого десятилетия» (Хрущев и его время). Л., 1989.
Сивохина Т.А., Зезина М.Р. Апогей режима личной власти. «Оттепель». Поворот к неосталинизму: (Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 40-х – 60-е годы). М., 1993.
Симонов К. Глазами человека моего поколения: Размышления о Сталине. М., 1988.
100 лет со дня рождения Маршала Советского Союза Говорова Леонида Александровича (материалы военно-исторической, научно-технической конференции). СПб., 1997.
Тихомиров Ю.В. История предпринимательства в России. СПб., Икар, 1999.
Третьяков В. Горбачев, Лигачев, Ельцин М., 1991.
Троцкий Л.Д. Сталин. Т. 1-2. М., 1990.
Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 1989.
Хрущев С. Пенсионер союзного значения. М., 1991.
Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты: В 2-х тт. М., 1994.
Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993.
Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.
Якупов Н.М. Трагедия полководцев. М., 1992.

Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.






Календарно-тематическое планирование учебного материала
элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы
изучения истории России XX века»
для 11 «Г» класса на 2014-2015 учебный год
учитель Медкова Е. Н.

№ урока
Дата урока
Пункт или страницы учебника
Тема урока
Формы обучения и контроля
Подготовка к экзамену*


план
факт





1-2
1.09
8.09


Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века.
Практикум


3-5
15.09
22.09
29.09


«Великое зло Великой войны». Влияние Первая мировой войны на мировоззрение и поведенческие практики жителей Российской империи
Эссе
Работа с КИМ

6-7
6.10
13.10


Был ли неизбежен Октябрь 1917 года.



8-9
20.10
27.10


Гражданская война: новые подходы.
Семинар


10-11
10.11
17.11


Индустриализация 30-х гг. Что это было?
Практикум


12-13
24.11
1.12


Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?
Сообщения, презентации
Работа с КИМ

14-15
8.12
15.12


Какое общество было построено в СССР в 30-х гг.?
Эссе


16-19
22.12
12.01
19.01
26.01



«Сон разума рождает чудовищ». Вторая мировая и Великая Отечественная война – кто виноват?
Семинар
Работа с КИМ

20-21
2.02
9.02


Триумфальное поражение? Размышления о советско-финской войне.
Практикум


22-23
16.02
23.02
16.02
2.03

От «горячей войны к холодной» или мир, расколотый надвое.
Практикум


24-25
2.03
9.03
2.03
16.03

«Оттепель» - взгляд очевидцев и современников.
Эссе
Работа с КИМ

26-27
16.03
6.04
16.03

Великие победы советского народа или годы растерянности и надежд?
Семинар


28-29
13.04
20.04


Эпоха «застоя». «Застой» - глазами очевидцев и современников.
Практикум


30-31
27.04
4.05
27.04
18.05

Как страна жила в эпоху перемен. Реформы. «Шоковая терапия».
Сообщения, презентации


32
11.05

18.05

Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года
Дискуссия
Работа с КИМ

34
18.05
18.05

Что составляет гордость и славу, а что – бесчестье и позор.



35-35



Резерв учебного времени





























13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




:ђ Заголовок 115