Статья Роль дисциплин гуманитарного цикла в нравственном воспитании младших школьников


Н.В. Выборнова (воспитательТОГБООУ «Красносвободненскаясанаторная школа-интернат»
в с.Красносвободное)
Роль дисциплин гуманитарного цикла в нравственном воспитании младших школьников
В условиях современной школы при изучении дисциплин гуманитарного цикла, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль обучения. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые обучающиеся получают, изучая гуманитарные дисциплины. Сами нравственные представления имеют не меньшее значение для общего развития младших школьников, чем знания по гуманитарным дисциплинам [см.: Бабанский 2003: 354].
По мнению О.Г. Дробницкого [Дробницкий 2001: 11], «практически любая деятельность имеет нравственную окраску», в том числе и обучение, которое, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». В этом возрасте обучение в большей степени влияет на развитие младшего школьника, определяет появление многих новообразований. В обучении развивается нравственная сфера личности [см.: Божович 2004: 132], особенно это прослеживается при изучении дисциплин гуманитарного цикла.
В результате регламентированного характера процесса обучения, обязательного систематического выполнения учебных поручений при изучении дисциплин гуманитарного цикла у младшего школьника складываются нравственные представления, характерные для обучения, нравственные отношения, указывает И.Ф. Харламов [см.: Харламов 2002: 341].
Обучение обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения младшими школьниками приемами, методами, способами решения различных нравственных задач при изучении дисциплин гуманитарного цикла.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Данный факт реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [см.: Архангельский 2009: 386].
Процесс нравственного воспитания при изучении дисциплин гуманитарного цикла динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на совершенствование.
Учителю при изучении дисциплин гуманитарного цикла принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для младших школьников примером нравственности и преданного отношения к труду
[см.: Харламов 2002: 514]. Проблемы нравственности младших школьников при изучении дисциплин гуманитарного цикла на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
В младшем школьном возрасте, констатировал М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет обучение, в результате которого происходит переход от «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления представлений при изучении дисциплин гуманитарного цикла [см.: Аплетаев 1998: 195].
Включаясь в обучение, младшие школьники при изучении дисциплин гуманитарного цикла учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Действия младших школьников приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных нравственных проблем обучающиеся используют приобретенный опыт на уроках гуманитарного цикла.
Проблема нравственного развития младших школьников в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В.Морозова [см.: Морозова 2011: 3].
Во-первых, придя в школу, младшие школьники переходят от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка  и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, бесед, внеклассной работы т. п.
Во-вторых, в ходе обучения младшие школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения обучающихся между собой и взаимоотношения обучающихся с учителем.
В-третьих, в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности младшего школьника. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Обучение имеет все возможности, позволяющие развивать у младших школьников нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета гуманитарного цикла.
С вышеизложенной точки зрения необходимо решать проблему нравственного развития младших школьников в процессе школьного обучения в единстве, в тесной взаимосвязи всех факторов [см.: Морозова 2011: 28]. С данных позиций обучение является способом целенаправленных событий целостного развития личности младшего школьника при изучении дисциплин гуманитарного цикла.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках гуманитарного цикла. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов.
Для нравственного воспитания младших школьников при изучении дисциплин гуманитарного цикла важно организовать обучение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Обучение становится трудом, если познавательная задача ставится перед обучающимися как общая, для решения которой нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные методы и приемы, чтобы младшие школьники смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
Нравственное воспитание в виде отдельного курса на всех этапах обучения при изучении дисциплин гуманитарного цикла создаст условия для становления личности младшего школьника и безболезненного вхождения
в социальную среду, но самое главное – поможет приобрести духовную силу, которая всегда приоритетна в любой сфере человеческой деятельности.
Для нравственного воспитания важны принципы жизни человека:
первый принцип – духовное выше материального;
второй принцип – нравственные обязанности выше стремления к личному благополучию;
третий принцип – гуманизм – это высшее начало нравственности   в ее общечеловеческом измерении.
Нравственные представления при изучении дисциплин гуманитарного цикла здесь могут быть не только сообщены и сразу объяснены и закреплены, но и имеют всегда практическую направленность в связи с выходом на нравственное воспитание, что способствует осуществлению воспитательной функции морали. На каждом уроке гуманитарного цикла учитель может целенаправленно работать над отдельными нравственными понятиями и темами, над закреплением нравственных норм и правил, постоянно напоминать детям об обязанностях.
В начальной школе особо созвучны по своим целям с целями нравственного воспитания многие темы курсов литературного чтения и окружающего мира. Формируется единый понятийный аппарат в процессе изучения отдельных тем, раскрывающих содержание понятий: заботливость, трудолюбие, помощь, доброта, аккуратность, бережливость.
Из опыта работы известно, что интегрированные уроки нравственности с уроками чтения и письма непосредственно подводят младших школьников к умению давать нравственную оценку поступков с точки зрения понятий «хорошо – плохо». На примере учебных текстов раскрывается содержание понятий: доброжелательность, товарищество, дружба, взаимопомощь, уважение к старшим, забота о других.
Содержание нравственного воспитания должно выбираться учителем так, чтобы он мог стать духовной пищей для растущей и все более осознающей и творящей себя души. Посредником между учебным предметом и нравственным воспитанием может служить родной язык, который является достоянием духовной культуры. Тексты сказок, былин, стихов поистине являются образцами нравственного словесного искусства. Данные уроки гуманитарного цикла в большой мере акцентируют внимание младших школьников на нравственные стороны той или иной ситуации, а также на оценку поведения отдельных людей.
Нравственные сюжеты в образной форме на уроках музыки, изобразительного искусства и художественного труда объясняют языком художественного творчества столкновение добра и зла, дружбы и предательства. Очень важно помнить, что на данных уроках гуманитарного цикла младшим школьникам необходимы активные действия: лепить, строить, делать крепости из бумаги, из пластилина, рисовать на больших листах красками, пастелью или толстыми фломастерами – только в живом процессе младшие школьники творчески развиваются и по-настоящему усваивают, то есть приобретают личный опыт. Этические и эстетические задачи в практической деятельности направлены на формирование нравственных чувств младших школьников, проявляющихся в их работах и взаимоотношениях. Использование групповых методов работы, приёмов, создания проблемных ситуаций, проведение ролевых и сюжетных игр раскрывают творческие возможности обучающихся.
Задача интегрированных уроков нравственного образования при изучении дисциплин гуманитарного цикла состоит в умении учителя доказать младшим школьникам необходимость и важность нравственных норм и правил для их жизни, приучить к культуре диалога.
Таким образом, дисциплины гуманитарного цикла играют огромную роль и неразрывно связаны с нравственным воспитанием младших школьников. Нравственное воспитание младших школьников благоприятствует хорошему нравственному климату на уроках гуманитарного цикла, выявляет глубокие знания, прочные навыки, высокий уровень развития и воспитанности, улучшает процесс формирования нравственных качеств обучающихся начальных классов.
Литература
1. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография [Текст] / М.Н. Аплетаев. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. – 198 с.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2003. – 432 с.
3. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – М., 2004. – №1. – С. 121 – 122.
4. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности [Текст] / О.Г. Дробниц- кий. – М.: Просвещение, 2001. – 376 с.
5. Морозова, Т.В. Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. программ [Текст] / Т.В. Морозова. – Вып. 5. – М., 2011. – 240 с.
6. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/И.Ф.Харламов. – 4 изд., доп. и перераб. – М.: Гордарики, 2002. – 519 с.