Роль уроков кубановедения в духовно-нравственном воспитании младших школьников


Учитель начальных классов Головинова Наири Сергеевна
МОБУ гимназия №44
Роль уроков кубановедения в духовно-нравственном воспитании младших школьников
« Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся
образы, в которых воплощается Родина.»В.А. Сухомлинский.
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания в школе является гражданственное и патриотическое воспитание. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края. Мы учим детей любить своих родителей, уважать окружающих, любить свой город, край, Россию, уважать старшее поколение. А ведь всё начинается с изучения истории своей семьи, улицы.Каждый уважающий себя человек обязан знать историю своего города, края-своей малой Родины. Решение задач гражданско–патриотического и нравственного воспитания, новый подход к процессу обучения, гуманизация образования, требуют обращения к изучению краеведения в школе. То историческое и природное пространство, рассматриваемое в курсе краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его семьи, знакомых, его улицы, села или города.Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы. других народов, других людей. Это невозможно без знания своего края, его истории, культуры. полноценно и творчески жить в современном обществе.
Основная задача уроков кубановедения - формирование у школьников образа края - привлекательного и интересного. Мы изучаем свой город, свой край через объекты, близкие детям: их дом, улицу, ближайший парк, речку; доступные восприятию школьников этого возраста объекты общегородского, российского и мирового значения. Учащиеся получают информацию о географии края, о жизни кубанцев в прошлом и настоящем, сведения о знаменитых земляках. Учащиеся получают представление о природе родного края, города, растительным и животным миром. Посещая экскурсии, ребята ближе знакомятся с его достопримечательностями города, учатся рассказывать о нём, наблюдают за изменениями в природе и трудом людей в разное время года. На уроках кубановедения дети изучают быт жителей Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, произведениями кубанских писателей и поэтов. У детей развивается кругозор, формируется гражданское самосознание, прививаются навыки исследователя. Ребята готовят сообщения об истории своего города, они учатся находить интересную информацию - пусть сначала с помощью родителей. Один ученик завершил своё выступление словами: «Я очень рад и горд, что родился и живу в городе Сочи!»
Курс кубановедения предполагает изучение теоретического материала, практические занятия. В процессе работы по этой программе дети получают возможность осознать себя как личность, развивать свои творческие способности, добавить к своей собственной сущности что-то новое.
Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что «кубановедение»- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, ведь  каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Только так можно воспитать достойного гражданина свей страны.
Литература.
Венецкая А.Б. региональный компонент в формировании культуры общения // Начальная школа №2 2007,с.16.
Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте- М. : Просвещение, 1983, 96 с.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М. 1979.
Тяжелова М.Г. Приёмы развития личной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка. // Начальная школа №11, 2007