Интеграция содержания предметов гуманитарно-эстетического цикла как основа развития художественного мышлен

Интеграция содержания предметов гуманитарно-эстетического цикла как основа развития художественного мышления и эстетического вкуса




Содержание:
Введение 2
Основная часть. 6
2.1 Задачи..6
2.2 Проблематика выбора темы7
2.3 Архитектура8
2.4 Творчество С.Виноградова10
2.5 Стихи Ф.Васильева..11
2.6 Одежда 13
2.7 Прикладное искусство и орнамент16
3. Заключение.20
4. Приложения 23
5. Литература..30












1. Введение.
Проблема гуманизации образования сегодня в современной педагогике становится всё более актуальной. Объём информации, получаемый обучающимися в настоящее время, настолько велик, что крайне важным становится вопрос о гармоничном развитии личности школьника. Педагоги понимают, что для человека с неразвитым духовным миром эта информация так и останется просто информацией, а не средством освоения мира, многогранного и многопланового. А ведь именно познание мира и является основной задачей образования, обозначенной лучшими педагогами-мыслителями предшествующих веков и одной из задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Чтобы достичь оптимального её решения, необходимо идти по пути поиска единства формы и методов гуманитарного образования.
В современных условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает гуманитарно-эстетическое образование, воспитание и развитие подрастающих поколений. То есть условия гуманизации и демократизации образования определяют собой важность эстетического и гуманитарного образования современной молодежи, формирования ее духовного мира, духовной культуры.
Как свидетельствует анализ литературных источников, многие философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты и художники постоянно высказывались о пользе комплексного воздействия различных видов искусства на личность, на формирование ее духовного мира, эстетических потребностей и интересов. В свое время об этом убедительно писали К.Д Ушинский, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.П. Вахтеров, B.C. Муравьев, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский.
Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, содружество «сестер» - комплексное использование таких искусств, как живопись и литература, родная речь и народный фольклор плюс народное творчество - декоративно-прикладное искусство, архитектура, музыка, пение и т. п.
Вместе с тем, как уже подчеркивалось, важность и необходимость комплексного воздействия искусств и предметов гуманитарного цикла на эстетическое воспитание и развитие личности школьников, на формирование у них эстетических интересов и художественного образования как необходимого условия их общекультурного и нравственного развития основаны на том, что воздействие различных видов искусства в их органической взаимосвязи на учащихся обеспечивает целостность и гармоничность развития их личности, во многом обеспечивает успех овладения художественными знаниями, умениями и навыками. Это объясняется тем, что взаимодействие искусств отличается многообразием форм человеческой практики, многообразием духовных потребностей и способствует включению школьников в процесс эстетического освоения действительности и искусства. В ходе этого освоения они раскрывают свои творческие способности и индивидуальные возможности: эстетическое восприятие, эстетические переживания, воображение, фантазию, эстетические интересы и потребности, посредством которых формируется эстетическое отношение к действительности, к окружающему миру.
Один древний философ сказал: «Научите свой народ рисовать - и вы будете жить в счастливой стране». Действительно, счастливой можно назвать ту страну, в которой огромное внимание уделяют развитию культуры, в которой строят храмы, а не разрушают их.
Требования к современной системе образования направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. За всю свою историю человечеством накоплен огромный опыт в области культуры и цивилизации. Образование дает возможность постигать человеку этот опыт, через призму новых идей и открытий, расширять свои представления о мире.
В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют истинно культурное образование (театры, библиотеки, музеи).
Существуют проблемы в том, что обучающиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не умеют переносить знания на практику. Знания, которые получают дети в школе, должны пригодиться им в жизни, они должны уметь их применять. Именно школа должна научить детей любить жизнь, понимать ее ценность, бережно к ней относиться.
Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.
В современном образовании необходимы новые методы инновационных технологий, которые требуют от учителя проявления креативности как необходимого профессионального качества личности.
Новое осмысление культуры педагога заключается в традиционных представлениях, основанных на том, что учитель - новатор должен быть не только образованным, но и разносторонне развитым. Он должен обладать высоким уровнем творческого мышления, исследовательской культуры. Педагог должен быть творческой индивидуальностью, ему уже недостаточно его эрудиции, методических знаний, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповторимую личность.
Изменения, происходящие в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
В своем реферате я ставлю задачу – показать, как на современном этапе можно показать области соприкосновения учебных дисциплин, через их реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего мира. Идея межпредметной интеграции может быть одной из попыток решить эту проблему. Интегративный подход способствует становлению целостных представлений о мире.
Считаю, что целью интеграции является повышение как общеобразовательного уровня, так и мировоззренческого. Интеграция содержания предметов возникает на проблемном уровне. Например, чтобы погрузиться в художественный мир отдельного писателя, нужно понять его эпоху, чувства творческой личности в то время. Возникает насущная потребность обратиться к истории общества, культуре, философии, чтобы ученик сам увидел, какие достижения политической, философской мысли, тенденции в искусстве той поры формировали интеллектуальную атмосферу эпохи.
Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни. Интегрированный учебный процесс способен обогатить и педагогов, повысить уровень их культурного образования.
Предметы искусства – литература, изобразительное искусство, МХК, музыка, краеведение - это предметы гуманитарно-эстетического цикла. Они принципиально важны и необходимы. Неправильный подход в определении роли и места гуманитарно-эстетического образования и воспитания в системе общего образования изначально лишает эти учебные дисциплины возможности эффективного влияния на процесс развития и формирования творческой личности, способной оказать развивающее позитивное воздействие на весь процесс обучения в целом. Одна из основных задач школы - это задача формирования процесса творческого познания мира учащимися. Истоки творческого развития, лежащие в предметах художественно-эстетического цикла, формируют основу творческого мышления, необходимую и физикам, и лирикам.
Считаю, что учитель, свободно ориентирующийся в смежных дисциплинах, может с большей уверенностью рассчитывать на искреннее уважение школьников и укрепит в них уверенность в познаваемости мира на деле.
Учителю работать по интегрированной программе не просто, поскольку от него потребуется широта эрудиции, высокая общая культура, глубина знания по сразу нескольким предметам.
2. Основная часть.
2.1 В настоящее время появилось много различной литературы по культуре разных народов, по телевизору и в Интернете не редко можно увидеть телепередачи или материал о разных народах, их жизни, особенностях культуры и т.д. Все это помогает в воспитании ребенка, расширении его кругозора. Но первые свои знания он, все же, получает на уроках изобразительного искусства в совокупности с такими предметами, как история, краеведение, технология, музыка и другие. Поэтому для своего реферата я выбрала эту тему, вернее, решила сконцентрировать весь имеющийся у меня теоретический и практический материал в определенной системе.
Основной задачей приобщения ребенка к искусству и культуре является формирование у него представления о многообразии художественного творчества в разных странах, у разных народов, в том числе в России, и нашей малой Родине – Удмуртии. Передо мной, как и перед каждым учителем гуманитарных предметов, стоит задача - на современном этапе уделить внимание знакомству учащихся не только с культурой больших народов, но особо уделить внимание культуре нашей республики, так как соседство с другими народами оказывает все большее на нее влияние. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить нашу культуру в чистом виде не только для нынешнего поколения, но и для последующих поколений. Культура малых народов в наше время находится в таком положении, что многое утрачивается, переосмысливается, стирается. Сохранить ее можно только тогда, когда будут предприняты совместные усилия школы, культурных организаций, министерства культуры республики.
2.2 Я, как учитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры и краеведения, считаю, что уроки любой дисциплины, не должны давать знания только по одному предмету, каждый урок должен включать в себя материал смежных дисциплин. Составляя рабочую программу по краеведению, я стараюсь таким образом рассчитать темы уроков, чтобы была возможность на уроках одного предмета затронуть тему другого. Работая уже более 15 лет по программе Б. М. Неменского на уроках изобразительного искусства, убедилась, что за 45 минут не всегда можно добиться результата, так как урок изобразительного искусства это не только рисование, это довольно большой теоретический материал по искусству, культуре и истории того или иного народа, поэтому сочетание 2-х или нескольких предметов на одном уроке позволяет мне дать материал, думаю, объемнее и интереснее. К тому же, есть возможность больше теории дать на уроках краеведения или мировой художественной культуры, а на уроках изобразительного искусства по близкой теме больше практики. Кроме того, знания других дисциплин, дает возможность проводить уроки более живо и интересно. Считаю, что неплохо владею и знаниями по литературе, т.к. в свое время окончила педагогический институт отделение филологического факультета. Одним словом, чтобы решить задачу сохранения культуры нашего народа, а я именно эту задачу преследую на многих своих уроках, я считаю, что особое значение на уроках приобретает не только атмосфера общения учителя с классом, практическая работа по теме, но и художественное слово, музыка и образы классических искусств. Считаю, что учитель должен находиться в постоянном поиске и не должен допускать, чтобы у него от задания к заданию господствовал какой-то, один выбранный им, метод над всеми остальными, так как каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны.
В нашей школе уроки изобразительного искусства ведутся мной с 1 по 7 класс, «Искусство» - 8-9 классы, краеведение – с 5 по 8 класс, мировая художественная культура – 10-11 классы по одному часу в неделю. В своем реферате я большее внимание уделю урокам изобразительного искусства в 4-м и средних классах и краеведения с 5 по 8 класс в сочетании с литературой и историей, т.к. больше материала на своих уроках, где внимание уделяю именно удмуртскому искусству и культуре, я использую межпредметную связь этих дисциплин.
2.3 Начинаю, да и программа составлена таким образом, знакомство с культурой каждого народа, с архитектуры: где бы человек ни был, куда бы ни пошел или не поехал, впечатление о культуре того или иного народа складывается зрительно по окружающим его постройкам. Сложившиеся у учащихся образные представления о каждой культуре, воплощаются ребятами в рисунках, в которых отражаются как полученные знания, так и навыки в области композиции, формы, колорита, умения работать различными художественными материалами и т.д..
При изучении уже в 4 классе архитектуры Руси, стараюсь применять сравнительный анализ: есть ли сходство русской избы и удмуртской (называю – корка, объясняю, что кор- в переводе на русский – бревно). Обращаю внимание на декор, отмечаю сходство, делая акцент на то, что живя тесно, русские с удмуртами с древних времен многое полезное в строительстве перенимали друг у друга. Рассказывая о постройках, обращаю внимание на гармонию жилья с природой: где человек живет, что его окружает, из того и строит свое жилище, правильно выбирая для строительства место – думает не только о том, что рядом должен быть источник воды, на возвышенности, у леса, но и обращаю внимание на то, что место, где будет его жилище, должно радовать глаз. И снова обращаюсь к нашим местам – какая у нас в Удмуртии природа, какие леса, какие деревья использовались русскими и удмуртскими мастерами для строительства. Особо останавливаюсь на лиственнице: издревле из нее удмурты делали даже фундамент для своих жилищ, называлась она крученой, росла на болотах, могла пролежать в земле до 200 лет, благодаря смолистости. Этот факт ребят очень удивляет, запоминают надолго. Естественно, свою культуру дети должны знать как никакую другую. Так и начинаю беседу: мы живем с вами в Удмуртии, а Удмуртия – это небольшая часть России. Используя в своей беседе книгу «Мы строим дом» («Памятники деревянного зодчества» авторов И. Н. Шульгиной и В. В. Шиляева) рассказываю детям о жилищах удмуртов и сравниваю тут же с русскими, сопровождая презентацией с изображениями русских изб и теремов (очень интересны в этом отношении постройки в Кижах). В этой книге речь идет о старинной удмуртской усадьбе, ее составных частях, национальном своеобразии, дается описание процесса строительства старинного крестьянского дома. Данная книга – помощник учителю, так как большое внимание в ней уделено толкованию архитектурно-строительных терминов. Да и создана книга как раз для данного возраста. Думаю, что она интересна и для всех читателей, интересующихся культурой края. Большое внимание уделяю при объяснении элементам и декору избы. Кстати, дети это с интересом слушают и многие с удовольствием запоминают названия (заметила этот факт при закреплении и повторении). Такие элементы избы как причелины, выступы, курица, полотенце, охлупень, оберег, наличники, лобовая доска и т.д. хорошо ими усваиваются, благодаря зрительному ряду презентации «Деревянное зодчество».
Через жилище и хозяйственные постройки происходит на уроке знакомство с духовной культурой удмуртов. Ученику дается возможность прочувствовать, что в постройке каждого дома заложена душа и мудрость народа, и его архитектурный опыт. Ребята убеждаются, что деревянный дом дает не только тепло и уют, но и является частью национальной культуры, которую необходимо беречь.
Эта тема и материал используется мною в дальнейшем и на уроках краеведения в 5 классе, где мы непосредственно говорим об удмуртских жилищах и архитектуре. Используя знания 4 класса с уроков изобразительного искусства, я, в частности, провожу с детьми просто беседу, где мы вспоминаем, о чем говорили на уроках ИЗО, и большее время уделяю внимание уже тем постройкам, которые находились еще в удмуртской усадьбе: амбар (кенос), дворы для скота, куала, рассуждаем, где располагалась баня и почему не на территории усадьбы, а на берегу реки, и предназначение этих построек.
2.4 За время своей работы в школе мной накоплен неплохой зрительный ряд по этим темам. Да и возможности Интернета помогают еще больше использовать наглядность на уроках в виде презентаций, благо, что в кабинете имеется компьютер и монитор с довольно большим экраном. Большую помощь для знакомства с этими темами оказывает творчество известного удмуртского художника Виноградова С., который в настоящее время продолжает радовать своим творчеством и прославлять Удмуртский край. Такие картины как «Молотьба», «Поклон солнцу», «Осень колхозника» дают возможность увидеть элементы крестьянского двора, а также улицы деревни, природу вокруг деревни: «Моя деревня», «К весне. Шайтангурт». Написаны эти картины с натуры и запечатлел художник в них свои родные места. Кроме этих произведений большое подспорье в работе книга с памятниками деревянного и каменного зодчества автора Г.Богуславского «Память России», где представлены все элементы избы и декор церквей.
2. 5 Из литературного ряда, конечно, использую стихи нашего земляка – поэта Флора Васильева, который жил рядом с нами в селе Укан, всего в 20 километрах от нашего села Дизьмино. Многие наши ребята уже побывали в музее, который расположен в его бывшем доме. Ну, а те, кто еще не был, наверное, с удовольствием побывают, прослушав его стихи. На уроках, прежде, чем прочесть его стихотворения, рассказываю о своих впечатлениях: село Укан небольшое, но тот, кто побывал в нем, наверняка, отметит, насколько красива природа вокруг, какие приветливые люди там живут, и как по-своему уютно в нем: аккуратные дома, чистые улочки, ухоженные палисадники Ставни в нашем селе раскрашены, Крыши все в узорной резьбе. Посмотри на них и не спрашивай, Кто живет и в какой избе. В этом доме солнцепоклонники, А сосед у них лесовик – На наличниках, на подоконнике Целый лес зеленый возник. Между крышами соревнования: Кто повыше конек вознесет, С этой крыши слышится ржание, На соседней петух поет. И по улице ярко – радужной От двора к другому двору, Как на праздник идешь ты радостно, И душа стремится к добру. Ф. Васильев Считаю, что стихотворение очень хорошо отражает данную тему. Рассказывая об окружающей природе, о гармонии природы и жилища, снова стараюсь обращаться к материалу, который ближе к нам. Естественно, я демонстрирую пейзажи Левитана, Шишкина, Куинджи, что требуется по программе, но не забываю и наших художников Удмуртии, в частности, снова опираюсь на творчество С. Виноградова. Его пейзажи отличаются особой поэтичностью. Они «удивительно тонкие по образному строю, колористическому решению, как бы сотканы из напевных удмуртских мелодий.» В его произведениях – пейзаж, характерный для Удмуртии: холмистый рельеф, убранные поля со стоящими на них скирдами соломы, перелески, темнеющие вдали леса, тонкие березки - это образ Родины, Удмуртии, России: «Родная деревня», «Осень в Удмуртии», «У опушки», «Вешние воды» и другие. Такие пейзажи близки нам. Ребята любят в беседе делиться своими впечатлениями. Можно услышать: «А это как у нас на Кочевырке», «И у нас за деревней такой же лес» и т.д.. И, естественно, видя перед собой такие знакомые места, стараются в своих работах показать нашу природу, ту, что окружает их. «Наши сосны Высокие самые. Наши ягоды Сладкие самые, Наши люди Добрые самые. Это я говорю Про свои края» Ф. Васильев
Творчество С.Виноградова, все его произведения – это богатейший зрительный материал для знакомства со всей культурой удмуртского народа. Какой бы темы ни коснулся, всегда можно опереться на его творчество: архитектура, национальный костюм, тема труда, пейзаж, легенды, известные люди Удмуртии и т.д.. Для меня, как учителя изобразительного искусства и особенно краеведения, его творчество, его произведения – настоящий клад.
2.6 С тех пор, как приобрела книжицу «Все цвета радуги. Рассказы о народной одежде, » авторов О. М. Кокшайской, М. Г. Ходыревой, использую ее на уроках. В ней в научно – популярной форме рассказывается о народной одежде русских, удмуртов и бесермян. Основная часть содержания издания посвящена женской национальной одежде, так как в ней ярче всего отражается национальный идеал красоты. Она по своему покрою и декоративному оформлению раскрывает историю народа, его обычаи и обряды. Статьи книжки написаны на живом и понятном для детей языке. Научная информация подана в форме художественного рассказа, что дает возможность использовать ее на уроке. Читаю некоторые отрывки, и дети с интересом их заслушивают. Текст в издании богато иллюстрирован цветными и графическими рисунками. Конечно, они малы по размерам для обзора в большом классе, поэтому кроме этих иллюстраций дополнительно используется презентация, на которой представлены репродукции художников И. Аргунова, В. Венецианова, В. Васнецова – по русскому костюму и, конечно же, работы С. Виноградова – по удмуртскому. Эта небольшая по объему книжка рассчитана для детей – школьников, но представляет интерес и для читателей, интересующихся культурой народов Удмуртии, России. Поэтому я рекомендую ее детям, и они с удовольствием ее просматривают.
Когда речь заходит о знакомстве с одеждой того или иного народа, напоминаю детям: наша одежда является непосредственным источником человеческих знаний о прошлом. В истории ее появления много неожиданного и поучительного. Она нужна была человеку для защиты от непогоды, в то же время являлась своеобразным знаком отличия. При создании одежды человек выражал свое представление об окружающем мире, его опасностях, о добре и красоте. Какую бы историческую эпоху мы ни взяли, одежда будет отличать людей разных национальностей, бедняка от состоятельного человека, замужнюю женщину от девушки, горожанина от жителя деревни (хорошо эта просматривается и запоминается, когда происходит знакомство с эпохой Средневековья. Здесь внимание обращается не только на крой или фасон одежды, но и большое внимание обращается на цвет: кто имел право носить одежду того или иного цвета). Выходит, что история народа отражается в изменении и развитии его одежды. Поэтому создаются музеи, которые бережно собирают и хранят старинную народную и городскую одежду. Множество поверий, обычаев, историй может поведать старинное народное платье. Национальный костюм – часть истории любого народа. Детали и элементы народной одежды имеют под собой глубокий смысл и таинственное содержание. Понять его помогают знания законов покроя народной одежды, значение знаков, символов узоров. Мастерицы воплощали в нем некий художественный образ, который был им ближе всего, который связан с окружающей природой, жизнью, культурой. Приходится на уроке быть не только учителем изобразительного искусства или краеведения, но еще и учителем технологии или модельером - уделяю внимание на особенности кроя: у русских рубаха имеет крестьянский крой (Т- образную форму, сарафан, собранный под грудью, свободно спадающий вниз, или платье удмуртки шьется из 2-х кусков ткани, которые имеют ширину, заложенную на ткацком станке, рукав шьется из куска такой же ширины, сложенного пополам и т.д.. И, конечно, все это демонстрируются на рисунке на доске, чтобы было понятнее).
Часто ребята задают вопрос – почему у удмуртов на картинах удмуртских художников, на фотографиях или репродукциях картин можно увидеть, что национальный костюм разный и по покрою, и по колориту. Естественно, тут приходится обращаться к истории: очень рано удмурты оказались разделенными на северных удмуртов и южных. Большое влияние на развитие их культуры оказало Казанское ханство (на южных) и Московское государство (северных). Говорю, что это влияние заметно не только в костюме, но и в языке, и в некоторых обычаях, национальных блюдах и т.д.. Более подробно об истории мы с ребятами знакомимся уже на уроках краеведения, где рассматриваем тему «Северные и южные удмурты».
В программе 5 класса по краеведению я специально отвожу знакомство отдельно костюму и южных, и северных удмуртов, где последовательно говорим не только об особенностях кроя, цветовом колорите, но и деталях костюма: украшения-обереги, головные уборы, обувь и т.д.. При этом обращается внимание и на обычаи, обряды, связанные с национальным костюмом. Для лучшего запоминания, конечно же, выполняются рисунки в цвете. Вообще, начиная с 5 класса, когда знакомлю с программой краеведения, нацеливаю ребят на то, чтобы тетради велись аккуратно, что это будет своего рода наша книга, в которой мы будем делать не только записи по темам, но и рисунки, схемы, кроссворды, разные творческие работы. Порой дети очень увлекаются использованием различных художественных материалов, приходится напоминать им о требованиях по ведению тетради.
2.7 Художественное творчество каждого народа представляется предметами прикладного искусства. В 5 классе программа по изобразительному искусству целый год уделяет внимание рассматриванию декоративно прикладного искусства разных народов в разные времена – начиная с первобытной эпохи, заканчивая современностью. Первая четверть звучит так «Древние корни народного искусства». И, естественно, на некоторых уроках снова невольно приходится сравнивать русское и удмуртское прикладное искусство, опираясь на исторические факты.
Народное искусство Удмуртии представлено в основном равнозначными ветвями – удмуртской и русской. Их рост шел параллельно, индивидуальными путями, но взаимно переплетаясь по мере цивилизационных процессов. Все декоративно-прикладное искусство – и русских и удмуртов – особенно до 18 века, было связано с творчеством народных мастеров. Благодаря смешиванию расселения народов появилось взаимовлияние обеих культур. Поэтому, рассматривая предметы прикладного искусства удмуртов, нельзя не сравнить их с русскими. Все больше расселяясь на территории, принадлежащей удмуртам, русское население влияло на быт и культуру удмуртов, перенимая и их традиции и обычаи. Но, тем не менее, у каждого народа и до сих пор сохранились свои самобытные черты. Особенно это, как и у других народов, прослеживается в орнаменте на изделиях быта и труда, где всегда предпочтение отдавалось орнаменту. На этот факт я всегда стараюсь обратить внимание ребят.
«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский – какой угодно, национальный или варварский,- он всегда говорящ, видящ, деятелен». (О.Мандельштам).
Рассматривая предметы прикладного искусства, так или иначе, встречаешься с орнаментом: вышивка на одежде, полотенцах, предметах быта и так далее. Поэтому я считаю, да программа того требует, важным знакомить учащихся с орнаментами тех народов, о которых идет на уроке речь.
Слово «орнамент» латинского происхождения – Оrnare – украшать. «Оrnamentum» в переводе – украшение (каждый раз, когда знакомимся с новым понятием, говорю детям, что наш русский язык богат не только сам по себе, его обогащают слова, заимствованные с греческого и латинского и других народов). Однако было бы неверно, говоря об орнаменте, сводить все только к простому украшательству. Орнамент – ритмически повторяющийся узор. Между тем нередко несложные знаки на самом деле имели определенное значение. Это не просто рисунки, а символы, знаки, за которыми стояло определенное восприятие окружающего мира. Почти во всех древних культурах орнаменты включали в себя символы, несущие в себе глубокий смысл. Люди верили в мистическое значение древних символов, но с течением времени эта вера ослабла. С утратой веры в магическую силу знаков из орнаментов стал улетучиваться их сокровенный смысл, они стали превращаться в элемент украшательства, декора, не более того. Как и многие народы, древние славяне до принятия христианства почитали силы природы, обожествляли солнце, ветер и огонь, поклонялись птицам, животным и деревьям. Некоторые животные в верованиях славян как бы являлись символами, проводниками могущественных потусторонних сил, враждебных или доброжелательных человеку. Часто среди последних люди находили себе личного защитника и наносили его изображение на различные предметы обихода. Фигуры птиц, зверей можно встретить на каменных убранствах церквей, на куполах, на наличниках окон изб, на прялках, шкатулках и так далее. В хитрых сплетениях узоров можно встретить растительные завитки.
Таким образом, знакомя детей с особенностями русского узора на уроках изобразительного искусства и с удмуртского на уроках краеведения, предлагаю использовать его и архитектуре, и в предметах быта, и в вышивках, когда выполняем какую-либо работу по теме урока. Конечно, напоминаю, что эти знания нужны нам будут не только в 5 классе, но и в 7-8, и, конечно, в жизни – чтобы уметь восхищаться теми предметами народного искусства, которые дошли до нас, которые хранятся не только в музеях, но и в сундуках наших бабушек. По этому поводу привожу в пример стихотворение Ф. Васильева «Бабушка»:
Выбежишь умываться
Поутру впопыхах –
Край полотенца в огненных
Бабушкиных петухах.
Стол под вышитой скатертью
В красном стоит углу,
Дорожка, сплетенная бабушкой,
Рдеет на чистом полу.
Все свое рукоделье
Оставила мне она.
Из ниток ее цветастых
Жизнь моя сплетена.
И, знать, совсем не случайно
Влетели в эти стихи
Горластые, огнеперые
Бабушкины петухи.
Изучение орнамента удмуртского народа – это важный раздел прикладного искусства. В мотивах орнамента удмуртов отражаются самобытные национальные черты, местные особенности, художественные традиции, эстетические вкусы, понятие о красоте удмуртского народа.
История удмуртского орнамента уходит в далекое прошлое, ко времени происхождения самого народа Рисунки орнаментов изменялись и усложнялись на протяжении многих веков Орнамент соединил в себе самобытное, присущее только удмуртскому орнаметному искусству, с элементами угорского, коми, булгарского, татарского, башкирского и русского орнамента, ведь эти народы так или иначе соприкасались с удмуртами, и те, в свою очередь, вольно или невольно, перенимали их традиции и орнаменты. Темы, приемы, традиционные мотивы в украшениях предметов быта, орудий труда, жилища не изменялись на протяжении большого времени. А в украшении народного костюма произошел быстрый процесс замены металлических подвесок, накладок и пронизок вышивкой. Она стала основным средством украшений народного костюма с конца 17 века. Это более легкий способ отделки костюма – богатая цветовая гамма, широкие изобразительные возможности. Часто рисунок орнамента представляет собой законченный комплекс из симметрично расположенных и повторяющихся геометрических фигур. Рассказывая об орнаменте, предлагаю на уроке ИЗО в 5классе выполнить орнамент для полотенца, а на уроках краеведения эскиз налобной повязки или кабачи (нагрудника удмуртки), последовательно объясняя, как можно выполнить геометрический узор в тетради в клетку. Таким образом, дети, выполняя на практике узор, лучше запоминают тему урока.
Говоря об орнаменте, невозможно упустить знакомство и с цветовой гаммой, используемой удмуртскими и русскими мастерицами. Эта тема в некоторой степени затрагивается уже на первых уроках краеведения, когда речь идет о государственных символах России и Удмуртии. В начальных классах на уроках и классных часах дети уже говорили об этих символах, здесь же мы более подробно знакомимся с особенностями колорита, символикой знаков и цвета. Стараюсь обратить внимание на сходство и различие как русских, так и удмуртских государственных символов. В ходе урока в тетради записываются и зарисовываются знаки орнамента, символическое значение цветов, применяемых удмуртами в предметах прикладного искусства. Выполняется это задание с помощью цветных карандашей или фломастеров, что дает возможность лучше запомнить значение цвета.
3. Заключение.
Мы, педагоги, должны обязательно учитывать неоценимое влияние всех искусств на развитие человеческой души.
В условиях снижения нравственных ценностей, духовной культуры молодого поколения перед педагогами стоит нелегкая задача воспитания всесторонне развитой личности, способной на сострадание и сочувствие. Именно различные виды искусства, как никакая другая область деятельности человека, способны воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают окружающую действительность, своими средствами передают информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым расширяют кругозор учащихся, соединяют обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.
Очень ярко сказано о роли искусства, являющемся составной частью художественно-эстетического воспитания и образования, компонентом преподавания предметов гуманитарного цикла, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». В разделе «Приоритеты образовательной политики» указывается: "более точно использовать нравственный потенциал искусства как средства развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности»
Человек, связанный с тем или иным видом искусства, тонко чувствует жизнь во всех ее проявлениях. Прикосновение к творчеству позволяет, постигая таинства жизни, открывать для себя новый мир чувств, настроений, переживаний и во многом глубже понимать самих себя.
Изобразительное искусство, литература, мировая художественная культура, музыка, имеют немало точек соприкосновения. Но самое главное: обращаясь к чувствам человека, данные учебные предметы позволяют расширять и углублять мир его эмоций, его духовный мир. Познание сходства и различия их законов, средств выразительности, палитры красок даёт возможность ученикам глубже почувствовать, понять и оценить окружающую их действительность.
Опыт показывает, что совместное изучение этих предметов дает учащимся представление о развитии культуры разных эпох, помогает выявить место русской культуры в историческом процессе. Проблема взаимосвязи изучаемых в школе гуманитарных предметов давно уже перешла из проблем, обсуждаемых в разряд решаемых. Кого сейчас удивишь тем, что на уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с историей народа и его фольклором, с географическими сведениями, культурными традициями всех сфер искусства и т.д. Постепенно привыкают школьники и к тому, что проводят один и тот же урок два, а то и три «гуманитария»: литератор и историк, музыкант, словесник и учитель изобразительного искусства.
Изучать одну тему в общем культурном контексте - такую задачу ставят перед собой многие учителя, в котором могут принимать участие несколько преподавателей - предметников. Каждый из них расскажет о какой-то одной – литературной, языковой, исторической, музыкальной, художественной и так далее – стороне изучаемой темы. Интегрированные уроки можно проводить на всех этапах обучения. Из всего сказанного, относительно содержания и задач интегрированных уроков можно сделать следующие выводы: - Синтез межпредметных связей гуманитарных дисциплин, благоприятно воздействует на художественно-эстетическое воспитание учащихся. - У учащихся растет объем культурологических знаний (искусствоведческих, художественно-эстетических, музыковедческих, информированность, изученность нескольких видов искусства, его история в ценностной ориентации.) - Положительно меняется характер и направленность отношений учащихся к культуре и искусству, развивается художественно-эстетический вкус, понимание красоты окружающего мира, проявляется глубокий интерес к искусству, способность к эстетическим суждениям, высказывание собственных оценок; - Положительно изменяется характер общекультурной деятельности учащихся (развитость способностей общения с художественными произведениями искусства, бережное отношение к природе, доброта в общении с близкими людьми.)











Символика цвета

(красный) - цвет жизни

(желтый) - цвет огня

(темно-желтый, зеленый) - цвет земли

(черный) - цвет плодородной земли

(синий) - цвет тьмы

(голубой, серый) - цвет надежды

(белый) - цвет праздника, света









Символика знаков в узорах и орнаментах















































Список литературы.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
Толстой, А.Н. Книга для детей. – М.: Учпедгиз, 1953..
Лакоценина, Т. П. Современный урок. Интегрированные уроки.- Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008.
Стяжкина, Н.А. К вопросу об интеграции // Искусство в школе. – 2010.- №2.
Удмуртская Республика. Энциклопедия. Ижевск, Издательство «Удмуртия», 2004 год.
Отчий край. Книга для чтения по удмуртскому краеведению. 10 – 11 классы. Ижевск»Удмуртия», 1995 г.
О.Н. Кокшайская, М.Г.Ходырева «Все цвета радуги», рассказы о народной одежде, Ижевск, 1966 г..
И.Н. Шургин,В.В. Шкляев «Мы строим дом», памятники деревянного зодчества, Ижевск, 1993 г..
Г.В.Богуславский» Память России, изд-во «Сов.Россия», М, 1969 г..
С.Виноградов Очерк творчества,Ижевск, «Удмуртия», 2000 г..
Удмуртский народный орнамент, изд-во «Удмуртия», 1964 г..
С.Ю. Афонькина, Е.Ю. Афонькина «Орнаменты народов мира», практическое пособие, СПб, кристалл, 1998 г..
Д.И. Чераняя. Отчий край. Книга для чтения по удмуртскому краеведению, Ижевск, «Удмуртия», 1997 г..














МКОУ Дизьминская средняя общеобразовательная школа




Реферат

Тема: Интеграция содержания предметов гуманитарно-эстетического цикла как
основа развития художественного
мышления и эстетического вкуса



Выполнила - Русских Надежда Александровна –
учитель изобразительного искусства



20013 год











13PAGE 15


13PAGE 14115