Статья Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка


Николенко О.В.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».
А. ДистервегСтремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку.
В последние годы технологии исследовательской деятельности становятся востребованы в практике школьного образования. Этой проблеме посвящаются педагогические конференции, проводятся разнообразные конкурсы и фестивали проектных и исследовательских работ школьные, муниципальные, региональные, всероссийские, международные. Это связано с тем, что реализация исследовательского обучения позволяет решать многие задачи современного образования: развитие исследовательской компетентности, творческого потенциала обучающихся и их учебной мотивации, профессионального самоопределения школьников и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в Разделе III Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, пункте 18.2.1 в качестве одной из основный задач современного образования декларирует «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе и имеет ряд особенностей и специфических черт.
Социальная и личностная значимость исследовательского обучения состоит в инициировании внутренней потребности ученика в исследовании, в том, что проблема, которую он исследует, является субъективно интересной и значимой для него.
Об организации исследовательской деятельности в школе писали в своих работах М.В. Кларин, А.В. Леонтович, Л.Е. Осипенко, К.Д. Сечко, В.С. Юркевич и др.
В след за Леонтовичем А.В. под исследовательской деятельностью мы понимаем «деятельность учащихся, связанную с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере». К основным этапам относим: 1) постановку исследовательской проблемы; 2) изучение теоретической базы, посвященной данной проблематике; 3) выбор методов исследования и овладение ими; 4) сбор собственного материала для анализа; 5) интерпретацию и обобщение исследуемого материала; 6) собственные выводы по проблеме исследования.
Целью исследовательской деятельности школьника является построение субъективно нового знания.
Учебно-исследовательская деятельность
Исследовательские технологии позволяют представить процесс обучения как способ самостоятельного познания учениками окружающего мира, посредством изучения его объектов, процессов и явлений. По мнению М. В. Кларина, «это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем». При этом в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности.
В результате развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать, повышается мотивация, улучшается работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида.
Таким образом, главным смыслом учебно-исследовательской деятельности является развитие личности школьника, приобретение им навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося), а не получение объективно нового знания как в «большой науке».Проектная деятельность
В современном быстро развивающемся мире очень востребовано умение добывать и применять знания во всевозможных ситуациях. Научить школьников этому можно посредством проектно-исследовательской деятельности.
В пункте 1.2.3.3 Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Основная школа) сформулированы планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, в частности в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, а в пункте 1.3.3 особенности оценки индивидуального проекта.
Индивидуальному проекту, «представляющему собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимися» придается особое значение в решении задач развития универсальных учебных действий.
Дети от природы любопытны, поэтому исследование – как процесс поиска неизвестного, новых знаний вызывает в них живой интерес.
В ходе проектной работы ученик не только исследует окружающую действительность, но и проектирует, а затем создает некий продукт, реальный объект. Таким образом, проектирование всегда ориентировано на решение конкретной практической задачи.
С помощью исследования обучающийся выявляет то, что уже есть в объекте или процессе, а проектируя, он создаёт то, чего ещё нет.
Работа над проектом предполагает: 1) определение проблемы; 2) постановку цели и задач; 3) определение плана действий; 4) сбор информации и исследование проблемы; 5) создание проектного продукта; 6) представление результатов работы над проектом.
Руководство проектно-исследовательской деятельностью школьников – одно из важнейших направлений в работе современного учителя. Учитель не только осуществляет общее руководство процессом, но и участвует в нем, помогая учащимся преодолевать каждый этап работы над проектом. Формируется новый тип взаимоотношений участников образовательного процесса – сотрудничество.
Проектная и исследовательская деятельность в школе имеет свою специфику.
В первую очередь это связано с выбором тематики, характера и объема исследования, который ограничен возрастными особенностями детей школьного возраста, невысоким общим образовательным уровнем, несформированностью мировозрения, недостаточным уровнем способности к самостоятельному анализу.
Чрезмерный объем работы и ее специализация могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа.
Типология учебных исследований и проектов
Учебные исследования/проекты школьников можно дифференцировать по различным основаниям: целям, объекту, используемым методам, времени и месту проведения, продолжительности, количеству участников и др.
По целям исследования можно дифференцировать на инновационные (предполагающие получение объективно новых научных результатов) и репродуктивные (результаты ранее были кем-то получены). Учебные исследования не предполагают обнаружение принципиального нового научного знания, исследования школьника в первую очередь направлены на приобретение исследовательских умений.
По содержанию исследования можно разделить, с одной стороны, на экспериментальные (предполагают проведение учащимися собственных наблюдений и экспериментов) и теоретические (ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках).Учебные исследования можно разделить также на монопредметные (учащиеся ограничиваются рамками одного учебного предмета и направлены на его изучение), межпредметные (требуют привлечения для решения проблемы знаний из различных предметов) и надпредметные (выходят за рамки предметов учебного плана общеобразовательного учреждения)
По времени и месту проведения исследования могут быть урочными и внеклассными (внешкольными).
По продолжительности исследования могут быть краткосрочными (занимать, например, урок или его часть); среднесрочными (несколько дней или недель), долговременными (месяцы или годы).
Исследования могут выполняться отдельными учащимися, в парной или групповой деятельности.
Этапы работы
1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему или предложить свою.
2.Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.
3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.
4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5.На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6.Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи.
Английский язык предлагает большой выбор направлений и тем для исследования; все зависит от того, в какую область знания ученик намеревается углубиться. Фразеология, лексикология, стилистика, грамматика – вот небольшой перечень дисциплин, связанных с английским языком, которые могут быть интересны школьникам.
Учащиеся с увлечением ищут необходимый материал, погружаясь в увлекательный и новый для них мир научного исследования.
Исследовательская работа по английскому языку поможет углубить знания по грамматике; увеличить словарный запас ученика; узнать много нового из истории Великобритании в целом и Англии в частности; лучше понять культуру и литературу стран изучаемого языка.
Во время исследования учащиеся тесно соприкасаются и с другими науками: историей, литературой, географией, лингвистикой, русским (родным) языком. Это вызывает интерес у учеников, так как в одной работе они могут соединить разные (как им казалось ранее, не связанные между собой) предметы. Все зависит от темы исследования.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.
Посредством организации исследовательской деятельности учащихся повышается учебная мотивация у школьников, развивается интерес к познанию и повышаются их культурный и языковой уровни.
Литература
1. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов/М. А. Арцев// Завуч. – 2005, №6.
2. Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.alsak.ru/item/1349-4.html3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html4. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Прометей, 2006.
5. Пикалова Е. П. Исследовательская деятельность учащихся – один из способов повышения учебной мотивации // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 138-140.
6. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Электронный ресурс] Режим доступа: http://raketa166.at.ua/publ/savenkov_a_i_malenkij_issledovatel/1-1-0-117. Сычугова Е. Научно-исследовательская работа как фактор повышения мотивации учащихся к изучению английского языка [Электронный ресурс] Режим доступа: http://iyazyki.ru/2015/07/research-work/#more-230428. Юркевич В.С. Исследовательская работа школьников: противоречия, ограничения, перспективы. В сб. Исследовательская деятельность учащихся в современном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к.пс.н. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.