Конспект урока критического мышления по литературному чтению на тему: «Птицы – наши пернатые друзья»



Конспект урока
критического мышления по литературному чтению
на тему: «Птицы – наши пернатые друзья»
Учитель: Карпенко В.П.
Тема: « Птицы – наши пернатые друзья»
Цель: Способствовать развитию критического мышления учащихся, интеллектуальных способностей, активной умственной деятельности, формированию устойчивого позитивного отношения к учебной деятельности. Обогащению лексического запаса детей, совершенствовать познавательные способности, способствовать формированию личностных качеств характера, гуманного отношения к природе, окружающим, воспитанию моральных качеств учащихся.
Оборудование: проигрыватель, грамзаписи птичьих голосов, спокойных мелодий, рисунок дерева, предметные рисунки птиц. Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Птичка», карточки-задания, печатные листы с текстом, фишки.
Ход урока
1. Организация класса
1.Вормирование групп учащихся, в состав которых входят дети с разноуровневой подготовкой.
2.Сдача рапортов с девизами – пословицами о знаниях, учебе, качествах человека (пословицы учащиеся подбирают самостоятельно)
2.Мотивация учебной деятельности
- Наш урок мы не случайно начали с пословиц. Именно в них отражается наблюдательность, мудрость нашего народа, а значит, - и истина. Что же такое истина? Как вы понимаете это слово? (Дискуссия по этому поводу)
- А теперь постарайтесь объяснить смысл подобранных вами пословиц. (Объяснения детей)
- Вот и сегодня мы будем учиться мыслить, фантазировать, представлять, анализировать, доказывать, обогащать свою речь и учить друг друга, чтобы больше знать, уметь, быть развитой личностью.
3.Организация учебной деятельности
1.Знакомство с темой урока.
- Вот и подходит к концу зимушка-зима. Много хлопот принесла она людям и животным. Тяжело в зимнее время было и птичкам. Особенно часто донимал всех холодный ветер Вот и сегодня ветер-шалунишка смешал все слова темы нашего урока. Давайте попробуем поставить их на место и прочитаем предложение, которое и станет темой.(Из слов: друзья, птицы, пернатые, наши дети составляют предложение «Птицы – наши друзья».)
2.Актуализация опорных знаний.
- итак, ребята, вы очевидно, поняли, что на уроке речь пойдет о птицах. Каких же вы знаете перелетных птиц, которые вскоре возвратятся к нам из теплых краев? А какие птицы зимуют с нами?(Ответы)
3.Составление рассказа-предвидения «Птичка» по опорным словам (групповая форма работы)
- Об одной из этих птичек вы и составите рассказ. Но это будет не простой рассказ, а рассказ-предвидение. Каждая группа должна составить рассказ с опорой на данные на карточках словосочетания: именинник Сережа, много подарков, нехорошая игрушка, поймал птичку, сыпал семя, забыл закрыть клетку, ударилась о стекло, не дышит, не ловил птицу.
4.Расссказы учеников каждой группы.
5.Знакоство с рассказом Л.Н.Толстого «Птичка»
- Итак. Мы прослушали ваши рассказы. А сейчас мы познакомимся с произведением великого русского писателя Л.Н.Толстого «Птичка», из которого я предложила вам словосочетания. Но знакомиться с ним мы будем не обычно, в форме игры …«Мозаика». Для этого из каждой группы учащихся надо сформировать 4 экспертные группы. Командиры групп присваивают порядковые номера представителям своей команды (группы №1,2,3,4 получают задания для самостоятельного чтения отрывки из рассказа «Птичка», читают их, а затем возвращаются на свои прежние места в группах, чтобы познакомить членов команды с прочитанным отрывком).
6.Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «птичка» представителями каждой группы.
7.Игра «Журналисты» (составление вопросов и ответов по содержанию текста).
- А теперь поработают наши журналисты. Они хотят взять интервью у представителей каждой группы. Одни ученики задают вопросы, а другие отвечают на них.
8.Сранительная характеристика рассказа Л.Н.Толстого и рассказа-предвидения, составленного учащимися в начале урока.
- Как вы считаете, ребята, какая из команд ближе рассказала содержание текста? Почему? (ответы)
9.игра «Судьи» (обсуждение и доказательство своей точки зрения)
-А теперь вам, ребята, нужно быть судьями. На повестке дня один вопрос: хороший или плохой мальчик Сережа из рассказа?
-Кто считает, Что Сережа хороший, сигнализирует красными фишками. Кто считает, что Сережа плохой мальчик – синими(дети считают количество голосов ЗА и ПРОТИВ).
-А сейчас докажите свою точку зрения. Почему вы так считаете?
- Вы послушали все доказательства, а теперь необходимо принять решение. Каково окончательное решение?
10.Формирование собственного мнения учащихся по вопросу «Ваше впечатление от прочитанного».
4.Обобщение по теме
1.Соотнесение темы урока с прочитанным текстом.
-Давайте, ребята, еще раз прочитаем тему нашего урока.
-Что общего есть в теме и рассказе Л.Н.Толстого?
-Что необходимо для того, чтобы в нашей жизни не возникали подобные случаи?(природу надо знать, любить и уважать)
2.Составление предложений-признаний птицам.
-Считаете ли вы . что птицы – ваши пернатые друзья? Докажите это. Превратите это деревце(показываю деревце) в птичий праздник. Чтобы сделать это, вам необходимо сказать самые добрые и откровенные признания этим птичкам, которые перед вами.
3.Слушание грамзаписи птичьих голосов.
5.Итог урока.
1.Составление мини-стихотворений о птицах с использованием предложенных слов-рифм. Например: птички – синички, вас – класс, лети – в пути, птичка – пшеничка, весна – она, зерно – проворно, лады – сады.2.Выразительное чтение стихов собственного сочинения.
6.Домашнее задание.
-Составить рассказ по представлению «Ваши мечты о жизни Сережи в будущем».