Гаджеты: наши друзья или враги?


Методическая разработка воспитательного мероприятия - классного часа для 4 класса по теме: «Экология человека: гаджеты – наши друзья или враги»
Автор материала: А.А. Шутило, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №75 Петроградского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Аудитория: учащиеся 4 класса средней школы
Актуальность темы: в связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей.
Форма проведения классного часа: дискуссия с игровыми элементами.
Цель: создать условия для развития безопасности в работе с современными электронными устройствами (гаджетами).
Задачи:
1. Образовательные: раскрыть влияние работы с ПК и гаджетами на здоровье человека.
2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и самооценку своей деятельности.
3.Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности, культуры общения с ПК и гаджетами.
Планируемые результаты обучения УУД:
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в текстах, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, разобрать плюсы и минусы ПК применения, разработать рекомендации по правильной работе с ними.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, уметь выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД: самостоятельно делать выводы, умение соблюдать технику безопасности при работе с ПК, оценка собственной деятельности на уроке.
Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.
Материально-техническое обеспечение: презентация, картинки, кейсы с материалами, эмблемы-пазлы.
Оформление класса: картинки на тему «Гаджеты».
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
Звучит звонок, дети входят в класс.
-Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс
Встали рядом все красиво
Поздоровались учтиво (приветствие гостей)
Стали ровно, спинки прямо,
Вижу, класс наш хоть куда!
Ну, начнем, урок друзья.
Теперь обратите внимание на стол с карточками, на которых напечатаны цифры. Подойдите и выберите карточку с цифрой, которая вам понравилась. Таким образом, мы разделились на группы. А сейчас, я предлагаю первой группе пройти за 1 стол, 2-ой за 2 и 3-ей за 3.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, у нас сегодня очень интересный классный час. А какой теме он посвящен, мы сейчас постараемся с вами узнать.
-Давайте вспомним, какой мировой проблеме посвящен 2017 год? (слайд 1)
-А что такое «экология»?
-А что значит «экология окружающей среды»?
-А кто же находится в тесном взаимодействии с окружающей средой?
-А как называется наука, которая изучает взаимодействие человека с природой? (картинка)
-Человек живет в определенной окружающей среде. Как же они взаимосвязаны? Зависят ли они друг от друга? Как человек влияет на природу?
-Посмотрите на жизнь наших предков и современного человека. Сравните как жили наши предки и живем теперь мы? (слайд 2)
-А почему мы так живем? Что сделал человек, чтобы ему стало легче жить?
-А теперь вы вспомните про еще одних цифровых аборигенов, если вы отгадаете мои загадки в кроссворде.
1Этот предмет избавит от бед,
Если вдруг вы заблудились
Или с пути внезапно сбились
Он даст верный вам совет
Верен ваш маршрут иль нет
Оптимальный путь подскажет
Расстояние укажет
Стрелка влево, вправо, вверх
Это компос-?
Вовсе нет
Это чудо оператор
Или просто ( навигатор)
2. . Много игр в нем, песен разных,
Так же много функций в нем,
Он хороший, клевый, классный,
А зовут его … (айфон)
3. Если я в игру играю,
То на кнопки нажимаю
Кнопки, рычаги и хвостик
Догадались? Это .. (джойстик)
4. . Можно выбросить шкафы,
Где на полках пыльных
Строем книжечки стоят
В переплетах стильных.
Для жилья освободить
Метражи законные,
Ведь подарок для тебя.. (книжка э.)
5.Что за друг такой? – Железный,
Интересный и полезный.
Дома скучно, нет уюта
Если выключен …. (компьютер)
6.Он мелодию играет,
Как будильник прозвонит,
На часок другой смолкает
И опять заговорит,
В сумочке лежит всегда,
А молчит лишь иногда … (мобильный телефон)
7.Бегает по коврику
Курсором управляет
Нажатием на кнопку
Программы открывает? (К. мышь)
-Какое слово у нас получилось в выделеных клетках? (слайд 3)
А что же такое гаджеты?
-В переводе с английского языка « гаджет-приспособление, устройство, безделушка, прибор)
-Нам надо найти толкование слова гаджеты. Давайте обратимся к нашим экспертам словарям русского языка.
-А почему этого слова там нет?
-Тогда обратимся к выдержке из словаря иностранных слов (Слайд 4)
« Гаджеты- это специализированные устройства, предназначенные для облегчения и усовершенствования жизни человека.
3.Выявление проблемы
-Как же они делают нашу жизнь легче, в чем они нам помогают?
-Ребята, а как же мы называем того, кто нам помогает в трудной ситуации, к кому мы можем обратиться за помощью?
-Тогда если гаджеты нам помогают, значит они для нас кто?
-Ребята, посмотрите на иллюстрацию знаменитого художника и Стива Каттса. Что вы видите?
-Но почему, автор нарисовал такие иллюстрации, ведь мы же сказали, что он наш друг. И причем тут очки, карсет, таблетки? (слайд 5)
Значит гаджеты могут приносить и вред? Тогда это уже получается не друг, а кто?
-А кто такой враг?
-Какой же вопрос тогда возникает?
3.Дискуссия
-Ребята, сегодня ко мне пришло письмо от одного мальчика Пети, который очень увлекался гаджетами. Петя очень любил играть в компьютер, несмотря на запреты родителей. И даже не заметил как попал на планету Гаджетов.(слайд 6)
Там его окружают черепаха Клава, сеньор Монитор, маркиз де Мышь. мистер Принтер, дюк Сидюк, фея Инфо, император Величества, королева Программ, волшебник Алгоритм и еще много других жителей этого королевства.
Петя очень просит вернуть его домой, а возвратиться он может только благодаря вам. Император Королевства Гаджетов не хочет отпускать Петю. Но волшебник Алгоритм сжалился над Петей и решил дать ему шанс. Он прислал нам письмо с заданиями, если мы с вами выполним их и найдем ключ к спасению Пети, тогда он вернется домой. (слайд 7)
-Ну что поможем Пете?
1задание. Роль. Жители Королевства очень любят выполнять разнообразные функции. А вот какие роли они приготовили вам, нам надо узнать.
Для этого, нас просят собрать из своих листочков с цифрами картинку, а картинка подскажет. Гатовы? Тогда приступайте.
-Что же у вас получилось?
-Где вы встречали такую эмблему?
-В роли кого вы будете сегодня выступать на нашем занятии?
-Главная задача медицинских работников заключается в чем?
Если же медицинские работники за здоровье человека, то как вы думаете вы будете выступать за или против гаджетов?
-Второй стол, что у вас получилось? (Изобретатели)
-В роли кого вы будете выступать? Изобретателей чего?
-В чем же заинтересованы изобретатели гаджетов?
-И третья группа, что у вас? (паутина)
-С чем у вас ассоциируется паутина?
Интернет —это огромная компьютерная сеть, которая связывает между
собой пользователей компьютерных сетей и пользователей ПК. Вы, наверное, слышали, что Интернет еще называют Всемирной паутиной. А
почему Интернет стал пользоваться популярностью? Что он дает чело
веку?(По Интернету происходит поиск информации, общение, развлечение,
обучение, можно заказать через Интернет -магазин необходимый товар,
узнать погоду, новости, завести друзей, поиграть в компьютерные игры в
режиме онлайн, заработать деньги.)
А вы попробуете найти во всемирной паутине правила, которые помогут остаться гаджетам нашими друзьями.
Ребята, как вы считаете мы справились с первым заданием?
Ну тогда приступим ко второму заданию, ведь Петю надо выручать. Жители Планеты не зря наградили нас конкретными ролями. У вас на столе стоят чемоданчики-кейсы, которые нам выдал волшебник Алгоритм.Именно они помогут вам справиться с последним заданием.
Вам предстоит вскрыть кейс, найти в нем нужную вам информацию,которая поможет вам в нашей дискуссии.
Всем ли понятно задание? Тогда приступаем. У вас на все 3 минуты
И так, время вышло. представляем слово изобретателям (дискуссия)
За
1Развитие логики.
2.Информация
3.Интересный мир
4.Общение
5. Обучение
6. Производительность труда.
Против
1.Ухудшение зрения
2. Компьютерная зависимость
3. Заболевание позвоночника
4.Быстрое переутомление
5.Агрессия
6.Заболевание органов дыхания
Давайте дадим слова и нашим экспертом. Ведь мы привели не мало аргументов, что гаджеты могут приносить и вред и пользу. Это значит могут быть и нашими врагами, но и друзьями. Я думаю, что друзья все-таки лучше, чем враги.Можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы жить дружно с гаджетами. Слова экспертам.
1. Выбирать правильную посадку и расстояние от глаз монитора: прямо напротив экрана, верхняя часть манитора на уровне глаз или чуть ниже
2.Проводить за компьютером не более 20 минут в день
3.Каждые 15 минут вставать из-за компьютера и делать упражнения, чтобы не переутомляться
4.Профилактика органов дыхания: чаще делайте влажную уборку и проветривайте
5.Следить за осанкой: вставайте, двигайтесь ,проводите больше времени на улице.
4.Подведение итогов
-Что же мы можем посоветовать Пете, чтобы он быстрее смог покинуть Планету Гаджетов?
Нашли ли мы однозначный ответ на наш вопрос?
-Ребята, так от кого же зависит, будут гаджеты нашими друзьями или врагами?
Каким образом?
Итог:
Сегодня мы решали какую проблему? ( гаджеты наши друзья или враги).
Смогли ли мы с вами однозначно ответить на этот вопрос?
Проблема эта неоднозначна и пока далека от решения, но мы и не стремились решить ее во что бы то ни стало. Обсуждая эту проблему, мы учились вести дискуссию, учились слушать и слышать друг друга. мы учились живому общению, что никакой , даже самый мощный гаджет дать не в силах.
5.Рефлексия
Закончи фразу
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Литература
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. Москва. Вако. 2007.
Компьютер для детей. Энциклопедия. –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.– 304 с.
По материалам http://baby.com.ua,http://medicinform.net/comp/comp_vis4.htm, http://comp-doctor.ru/law/law.phpСмирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: АРКТИ, 2003.
Старостин В.В. Компьютер как дважды два. – СПб., 2006.
Приложение 1
Выбирать правильную посадку и расстояние от глаз монитора: прямо напротив экрана, верхняя часть монитора на уровне глаз или чуть ниже.
Проводить за компьютером не более 20 минут
Каждые 15 минут вставать из-за компьютера и делать упражнения, чтобы не переутомляться
Профилактика органов дыхания: чаще делайте влажную уборку и проветривайте комнату.
Следить за осанкой: вставайте, двигайтесь, проводите больше времени на улице.
Приложение 2
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Человек реже моргает, за счет этого возникает сухость глаза.
Вторая проблема — это перенапряжение при работе на компьютере с близкого расстояния, появляется близорукость. Это болезнь называется « синдром компьютерного зрения».

В мозге есть центр. Который отвечает за удовольствие. А компьютерные игры приводят к возбуждению таких участков мозга. Хочется как можно больше получать удовольствие и в этот момент человек забывает обо всем, а это уже и есть зависимость.
Когда человек работает за компьютером, он длительное время находится неподвижен. Одни мышцы страдают от нагрузки, а другие расслаблены, как следствие искривление позвоночника.
Если очень долго сидеть за компьютером, то игры, на военную тематику под названием «стрелялки», «бродилки», требуют концентрации внимания. Чрезмерное употребление такими играми может стать причиной очень тяжелых последствий, что приводит к снижению успеваемости в школе и переутомлению.
Работа с гаджетами связана с постоянным раздражением. Например, завис компьютер и потерялась не сохраненная информация, проблема с интернетом.
Опять же из-за долгого времяпровождения за компьютером, монитор и платы нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества.
Приложение 3
Сегодня компьютер объединяет в себе все виды коммуникации для общения:
- почту (за исключением традиционной, бумажной); - Интернет - пейджеры (сообщение абоненту до любого конца земного шара доходит менее чем за полсекунды) ; - IP-телефония (возможность разговаривать по телефону с гораздо более низкой стоимостью оплаты междугородних и международных звонков, возможна и видеотелефония, когда разговор ведется с помощью видеокамеры); - факс (компьютер с принтером и сканером с успехом заменяет любой, даже самый дорогой факсимильный аппарат); - чаты (здесь общение идет в реальном времени, что необходимо, например, когда нужно пообщаться со службой поддержки, которая, в отличие от телефонной, может работать круглосуточно); - наконец, всевозможные "доски объявлений" - форумы, гостевые книги и Интернет-дневники.
Развитие логики, памяти внимания
При использовании компьютерных обучающих игр на экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную обучающую игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, удетей развивается логика.
Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая.. В этих играх ребенок в доступной форме овладевает навыками счета, чтения, рисования, проектирования. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
Компьютер источник информации
При этом абсолютно неважно, что это за информация. Переписка с друзьями, файлы книг, музыка, видеоролики, коллекция фильмов или записей вечеринок, походов, активного отдыха с семьей или чего-то еще.
С помощью компьютера и специального программного обеспечения можно легко получить по электронной почте или перекачав через съемные носители практически любой объем информации, удобно разложить его по папочкам, чтобы потом при необходимости можно было легко найти то, что нужно.
Но совсем не обязательно информацию создавать самостоятельно или просить друга зайти с флешкой.
Подключив компьютер к интернету можно довольно быстро создать коллекцию практически любой информации.
Компьютер – помощник в работе
С помощью компьютера можно выполнять работу на дому, что повышает производительность труда. Это может быть работа на себя или же можно найти работодателя и получать заказы на выполнение определенных заданий прямо через интернет. При этом и оплату можно получать так же, не выходя из дома. Для этого существует уже более десятка электронных платежных систем.
А можно при необходимости брать на дом часть работы, которую обычно Вы выполняете в офисе.
Работать на дому могут бухгалтеры, писатели, журналисты, программисты, дизайнеры, аниматоры, художники, музыканты и представители различных других профессий. Все, чья работа, так или иначе, связана с применением компьютерных технологий.
Компьютер – как интересный мир
И хотя изначально компьютер создавался не для развлечений, современная жизнь диктует свои условия, а создатели программного обеспечения стремятся всеми силами расширить возможные сферы применения компьютеров.
И им это с лихвой удается. На сегодняшний день компьютер это не только машина для выполнения каких-то задач, но и полнофункциональный центр развлечений.
• Компьютерные игры. Ну, кто хотя бы раз не пробовал пострелять монстров или побродить по дому с приведениями, отгадывая загадки. Кто не выполнял миссий на Марсе или в джунглях Амазонки или где-нибудь еще? Мир компьютерных игр настолько широк, что практически каждый может подобрать подходящую для себя игру, чтобы скоротать пару часиков, пока совершенно нечем заняться.
• Музыкальный центр. При наличии хорошего усилителя компьютер может порадовать Вас весьма приличным качеством исполнения Вашей любимой музыки.
• Домашний кинотеатр. DVD проигрыватель и телевизионный тюнер легко уживаются в любом современном компьютере, поэтому он без труда продемонстрирует любой фильм или телепередачу.
• Библиотека. С помощью компьютера можно получить доступ к архивам самых крупных библиотек всего мира, и получить в свое распоряжение практически любую книгу.
• С помощью компьютера можно «пройтись» по музеям мира и полюбоваться на шедевры самых великих художников. При желании можно распечатать себе копию любого полотна и составить свой альбомчик репродукций.