Тема: Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них.


Тема: Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них.
Цель:
1) Обеспечить в ходе урока усвоение постановки знаков препинания при вводных словах и предложениях.
2) Повторить стилистическую функцию вводных слов.
3) Закрепить навыки работы с текстом, уметь различать в художественном тексте вводные слова и предложения.
Ход урока.
1. Активизация знаний учащихся.
1) Записать слова А.Н. Толстого:
«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
О значении русского языка говорят часто и много. В 1934 г. Толстой мечтал о международном значении русского языка.
2) Чем является словосочетание, заключенное в скобки?
Какова его роль в предложении?
Каковы стилистические функции вводных слов?
Какие слова вы называете вводными?
(Вводными называются слова, не являющиеся членами предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает).
Знаете ли вы различные значения вводных слов? Назовите. Помочь в этом вам сможет стихотворение Александра Кушнера «Вводные слова»
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют вашу речь
И все же удобны потому,
Что выдают легко другим
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим,
Мне скажут: «к счастью»…
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова, во-первых, во-вторых
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями.
3) По значению вводные слова делятся на группы:
1. Степень достоверности (конечно, несомненно, разумеется, вероятно)
2. Различные чувства (к счастью, к радости)
3. Уточнение способа высказывания (короче говоря, как говорится, так сказать)
4. Побуждение собеседника к активному восприятию высказывания (вообразите, видишь)
5. Источник высказывания (по слухам, по словам, по-моему…).
6. Порядок мыслей и отношение между ними (во-первых, итак, следовательно)
4) А существует ли разница между вводными словами и вводными предложениями? (Выражают дополнительные замечания или вносят дополнительные сведения к содержанию).
А как выделяются на письме? (Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, оно не отделяется от него запятой; а если стоит в середине оборота, то на общих основаниях ставится запятая: Ребенок, испугавшийся, по- видимому, лошадей, побежал к матери.
Запишите схемы постановки знаков препинания:
[вв,].
[ , вв,]
[ , вв]
[вв, вв, ]
[вв, и (=но), вв,]
[и вв, ]
[ , а, вв, ]
[ , а вв, ]
2. Формирование новых знаний.
1) Выделите вводные слова и предложения. Определить их значение.
Юноша, видимо, много читал и, как сказал его друг, знал и языки. Я, например, очень хорошо понял, что Александра Андреевна, ее Александрой Андреевной звали, не любовь ко мне почувствовала, а дружеское, так сказать, расположение. Овсянников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свободная), а по привычке. Выражался он довольно удачно и, видимо, щеголял своими манерами, волокита, должно быть, была страшная.
2) Одинаковую ли функцию выполняет слово «казалось» в предложении?
Он был, казалось, лет шести – выражение неуверенное.
Все ей казалось знакомым – глагольная связка.
3)Найдите среди одинаковых слов и словосочетаний вводные и объясните.
Сказалось, видно, к тому же бессонная ночь. Тем временем Леонид стал спиной к нему так, чтобы видно было нападающих. Ну, там видно будет. Кто-то, видно, проходил в это время по улице.
Действительно, как быть, что делать? Голова действительно разламывалась. Настена готова была содрать с себя кожу. И она действительно дожидалась его. И, действительно, вторую плиту поставили легче.
3.Применение знаний в различных ситуациях.
1) Перестройте сложные предложения в простые с вводными словами и ССП.
Академик Д. Лихачев считает, что память – это основа нравственности.
Я думаю, что поэма, «Мцыри» - одно из самых лучших романтических произведений в русской литературе.
В. Сухомлинский говорил, что речевая культура человека является «зеркалом его духовной культуры».
2) Перестройте предложения, заменяя вводные слова вводными предложениями.
По словам М.Горького, «Пушкин у нас – начало всех начал». («Пушкин, как сказал М.Горький в одной из своих статей, стал в нашей литературе «началом всех начал»).
В этом отрывке из сочинения, по-моему, есть речевые недочеты.
Русская классическая литература, по мнению М.Горького, - «лучшее, что создано нами как нацией».
3) Подберите синонимы к вводным словам.
В этой деревне вот уже 300 или 400 лет, по нашим данным, живут поморы. Жизнь этих людей, безусловно, поэтична в самом начальном значении этого слова. Впрочем, поэзия имеет много кругов. Бывают минуты, когда кажется, что живешь ты здесь веки вечные, что впереди у тебя, без сомнения, еще больше времени, что вовсе не нужно жадно пускаться в изучение, а, может быть, самое важное сейчас – просто посидеть и посмотреть.
4. Подведение итогов урока.
Каковы же стилистические функции вводных слов? Где чаще всего используют вводные слова?
В художественных произведениях часто используют вводные слова, которые позволяют выразить отношение говорящего к высказываемой мысли, привлечь внимание к сообщаемому, сделать речь выразительной, образной, а также внести в предложение замечание, пояснение.
5. Домашнее задание.
Из текстов художественной литературы выписать предложения с вводными словами, использующимися для создания речевой характеристики персонажей.